Дакшит Чойджал алтайского цама

Олег Гуцуляк
По нашему мнению, аналогичным обскоугорскому Медвежьему празднику (см. http://www.proza.ru/2018/06/29/195) является ламаистский ежегодный обряд «цам», засвидетельствованый во Внутренней Монголии, Туве, Тибете и Бурятии. Монгольское слово «цам» есть передачей тибетского слова «чам» – «танец», ведь сутью обряда являются пляски лам, одетых в маски и костюмы «докшитов» – гневных богов-защитников буддистской веры и её верующих. Это своеобразный «парад-мистерия» грозных божеств, сошедших на землю. Каждое движение было предписано ритуалом и имело магический смысл. Во время «цама» проводилось торжественное символическое уничтожение врагов веры, представленных в виде «линги» – фигуры человека из теста, в котрое замешивали куски трупного человеческого мяса. Производилось сжигание магического конуса «сор», в который якобы были собраны враждебные буддизму демоны и духи. О времени появления грозных докшитов оповещали звуки «ганлина» – духового инструмента, сделанного из берцовой кости человека. Особенно зловещим был такой персонаж «цама» как ревностный защитник веры  бог войны Джамсаран. Его маска была совершенно отталкивающего вида: искаженное злобой красное лицо с тремя глазами и торчащими изо рта клыками. В одной руке докшит держал огненный меч, а в другой – сердце, облитое кровью. Именно Джамсаран дает власть и могущество . Как тут не вспомнить бога воинов Митру, венчающего на царство!

Но кульминацией «цама» является появление владыки демонов и потустороннего мира Чойджала (тюрк. Эрлика), в сопровождении двух групп спутников – Дунчжа и Саба. Одна из масок изображает  бычью голову с третьим глазом, другая – оленя с большими рогами, третья – голову неизвестного рогатого животного. Сама маска Чойджала – синего цвета голова быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя глазами (видящими прошлое, настоящее и будущее). Также ритуальная одежда  Чойджала была синего цвета, с вышитыми драконами. На груди укреплялось зеркало. В правой руке он держал посох в виде скелета, им отгоняя злых духов, а в левой – аркан с крюком для улавливания грешных душ и укрощения злых духов.  Пляска Чойджала и его спутников является самой яркой и динамичной, с акробатическими трюками и взмахами рук, как бы уничтожая врагов веры во всех трех сферах мира. Считается, что Чойджал был именно последователем религии бон-по. Как-то он дал обет провести в отшельничестве в пещере 50 лет, но когда ему оставался всего один день до окончания срока отшельничества, в пещере оказались воры с украденным быком. Они убили животное и отшельника – невольного свидетеля их преступления. Но не успела кровь пролиться на землю, как Чойджал схватил голову быка, надел её себе на плечи и превратился в демона. Он убил воров и пожрал их сердца. Также быкоголовый герой фигурирует в тибетской легенде о возведении храма. Когда тибетский царь построил храм при помощи быка, он при раздаче благословений всем, кто помонгал ему строить, обошел быка. Тот в отместку переродился в царя с бычьей головой и произвел вокруг опустошения . Все эти моменты дают основания видеть в Чойджале не бога смерти Яму, а именно бога-жреца Дмура Шенраба, явившегося в сопровождении двух спутников, укрощающего демонов и построившего храм.

Третий важный персонаж «цама» – Цаган Эбуген, «Белый Старец / Предок», покровитель всех живых существ, глава духов земли и воды, укротитель своенравных двух львов, которые становятся его ездовыми животными . Это явная параллель к небесному учителю Шенраба богу «Белый Свет», восседающему на троне из львов!

Таким образом, есть основания предположить, что в северном буддизме произошла ассимиляция и использование конкретных образов бонской религии (шире – не-зороастрийского маздаизма).

Встречается утверждение, что в «…  алтайском пантеоне сохранены древние боги Элама, и, наверное, пришла пора открывать их заново» .  Однако, более вероятно предположить, что на традиции алтайских народов согдианский маздаизм повлиял именно опосредствовано – через тибетскую традицию.

Однако в верховьях Енисея, в Саянском каньоне, в святилища Мугур-Саргол, Алды-Мозаг, у устя р. Чинге и других, относимых к эпохе бронзы (II  – I тыс. до н.э.) обнаружены наскальные изображения  (петроглифы) личин-масок с элементами устрашающей расскрасски-татуировки, рогатых, с ушами зверей или с особыми головными уборами, в несколько раз превышающие размерами фигуры людей , возле которых проходили инициальные обряды-моления, песни-заклинания и танцы ряженых, сопровождаемые необычными световыми и акустическими явлениями из-за окружающих чёрных скал. Изображения там же распластаных бычих шкур, так и ритуальные жертвоприношения крупного рогатого скота (в мистерии «цам» и убийство Митрой быка) предлагается соотнести с засвидетельствованой у тувинских шаманов практикой «ыдык» – посвящения духу-хозяину местности какого-то определенного животного.