АБЛМ. Глава 4. Иуда жертва

Кот Базилио 2
В целом ряде интерпретаций образа Иуды – и достаточно древних и вполне  современных – двенадцатый апостол оказывается в роли жертвы. А каким образом Иуда оказался в роли жертвы предложена комментаторами не одна версия: от вполне ожидаемых и очевидных до самых экзотичных и фантастичных.

В начале 18 века было обнаружено «Евангелие от Варнавы» (1), наделавшее в свое время, да впрочем, и до сего дня, много шума. Подавляющее большинство современных исследователей считают его псевдоапокрифом – средневековой подделкой, вышедшей из-под пера неведомых адептов из  мусульманских пенатов.

В евангелии от апостола Варнавы 222 главы. Иуда центральный персонаж в 216 – 218. Для тех из моих читателей, кто не имел чести познакомиться с этим евангелием, приведу названия глав: «Преображение Иуды», «Солдаты бьют Иуду и насмехаются над ним», «Распятие Иуды». Первое, что приходит в голову: неизвестный автор случаем ничего не попутал?

Предатель Иуда приводит стражников в то место, где находился Иисус. Но тут в дело вмешивается Создатель собственной персоной. Он направил своих приближенных – ангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила забрать Иисуса из мира сего. Иуда же вошел в комнату, где пребывали спящие одиннадцать других апостолов,  Иисуса, понятно уже с ними не было. Иуда стал будить всех, вопрошая: а где же учитель? И услышал в ответ: ты, господин, учитель наш, неужто не узнаешь учеников своих?

Иуда в состоянии близком к шоку в отчаянии кричит:

– Глупцы! Я – Иуда! Где учитель?

Ответа Иуда уже не услышал, так как вошли солдаты и схватили его. Так что же произошло? Оказывается, Создатель придал Иуде внешность Иисуса. А дальше пошло все, как по писанному. Над Иудой в облике Иисуса всячески издеваются, затем распинают на кресте. Можно только представить, в каком шоке пребывал Иуда. Иуда пытался всем палачам своим объяснить, что он Иуда, но все только потешались над ним. Лишь один прокуратор Понтий Пилат поверил ему, поверил, что колдун Иисус придал Иуде свою внешность. Пилат, естественно, хотел освободить Иуду, но наткнулся на глухое неприятие и не понимание со стороны иудейского священства:

«Се Иисус из Назарета, ибо знаем мы его; если бы не был он преступником, не предали бы его в руки твои. Не безумец он, но злодей, ибо хитростью своею желает вырваться из рук наших, и если избежит он наказания, станет призывать к мятежу, что будет ужасней предыдущего».

Иуда отдал Богу душу на кресте, а Иисус целый и невредимый явился через некоторое время перед учениками своими. Вот так и получилось, что он воскрес, ведь все же видели своими глазами, как он умер на кресте.

Не будем давать оценки соразмерно ли наказание, которое организовали колдун Иисус и немилосердный еврейский Бог, намерению Иуды предать своего Учителя, но бесспорно Иуда оказался в этой фантастической истории в роли жертвы. Тут был явно нарушен важный принцип справедливого воздаяния: мера за меру.

Еще одна версия: Иуда – жертва неверного восприятия, как самого Иисуса, так и его миссии. Т.е. Иуда, поверив, что Иисус есть ожидаемый еврейским народом Машиах, ждет, когда же тот начнет проявлять свои качества Спасителя народа. Через какое-то время Иисус сообщает, что у него несколько иная миссия, он будет убит, а римское господство так никуда и не денется. У Иуды, естественно, не укладывается подобный сценарий в голове. Он хочет подтолкнуть Учителя к более активным действиям. Для этого идет к священноначалию и для этого разыгрывает сцену с предательством. Когда он целуют Иисуса со словами «Радуйся, равви!», он как бы сообщает Иисусу: я все уже сделал, теперь твоя очередь. Ты же, типа можешь испепелить их всех одним своим взглядом. Но когда Иисус ничего подобного не делает, а, напротив, его арестованного уводят, Иуда в отчаянии кончает с собой.

Любопытный сценарий развития событий изложен у автора с Прозы Натали Черн (2). У нее Иуда – молодой человек, наивный и глуповатый, из состоятельной семьи еврейской аристократии. Все, что происходит в ближнем круге Иисуса, Иуда рассказывает своему отцу, а отец не препятствует Иуде общаться со смутьяном, чтобы через сына своего быть в курсе всего. Священноначалие через отца используют Иуду в темную для контроля над Иисусом, опасаясь народных волнений против действующей римской власти. А Иуда надеется, что вот сейчас Иисус возглавит восстание и положит конец ненавистной власти. А еврейская знать через отца морочат голову наивному Иуде. И он сам того не подозревая становится предателем. Передает Иисуса им прямо в руки. 

Иуда в роли жертвы, наверное, самая распространенная и популярная у современных авторов версия тех событий. Даже краткий пересказ наиболее известных составит внушительный том. Но для моего небольшого исследования они не имеют никакого значения. Всех не ровно дышащих к проблеме отсылаю к превосходной книге Сьюзан Грубар «Иуда: предатель или жертва?». Скачать можно в свободном доступе. 




(1) «Истинное Евангелие об Иисусе, называемом Христом, новом пророке, посланном Богом в мир, по описанию Варнавы, Его апостола». Полный русский перевод 2005 года. Апостол Варнава из числа 70. Спутник апостола Павла во многих его миссионерских вояжах.

(2) http://www.proza.ru/2014/01/05/1758

Глава 5. http://www.proza.ru/2018/06/29/1391