Голос крови. Воспоминания

Надежда Хисметова
Голос крови. Воспоминания

Ещё маленькой девочкой, слушая стихи Есенина, которые мама читала мне наизусть, я стала расспрашивать её об их содержании. И почему-то в результате расспросов заинтересовалась такой страной, как Персия. Потом мама стала называть эту страну Иран.
Когда я в школе стала изучать историю, то узнала, что первыми странами установившими с Советской Россией дипломатические отношения были Афганистан и Иран.
То, что Афганистан установил с нами дипломатические отношения, меня ничуть не удивило. После прочтения в детстве рассказа Рабиндраната Тагора "Афганец", я поняла, что все, населяющие страну афганцы, очень своеобразны. Они очень воинственны. Их высокогорную удивительную страну никто никогда не завоёвывал. И Афганистан сам решает с кем ему быть и с кем дружить. Кроме того, в мае-июне 1919 года Советская Россия поддержала Афганистан в войне против Англии. Благодаря оказанной Советской Россией поддержке, война окончилась победой. И, наверное, как результат этой победы - установление с Советской Россией дипломатических отношений.
Но Иран - древняя загадочная Персия. Почему она не с Антантой? Почему ей было наплевать на мнение держав в те времена? Я уже знала тогда и о Генуэзской конференции 1922 года, и о том что страны Антанты всё-таки надеялись в те годы уничтожить Советскую Россию. Иран в начале ХХ века был полуколонией империалистических стран (в том числе и царской России). После Великой Октябрьской  революции новое советское правительство освободило Иран от всех царских претензий. То же самое оно сделало по отношению и к другим странам. Но почему только Иран признал Советскую Россию и заключил с ней дипломатические отношения? Меня долго мучил этот вопрос.
Как-то случайно я услышала разговор мамы с папой. Мама настойчиво уговаривала папу рассказать о корнях его семьи. Папа ответил маме, что никогда особо не интересовался своими предками, но он точно знает о том, что его бабушка со стороны отца украинка. Дедушка привёз её в Старо-Дрожжаное с Украины, когда работал там на шахтах. А с маминой стороны были какие-то предки из Ирана.
Из Ирана задумалась я...
Ничего больше из этого разговора родителей я не запомнила...
Семнадцатилетней девчонкой я увидела в книжном магазине очень дорогой двухтомник Шах-наме персидского поэта Фирдоуси и, не задумываясь, купила его. Это был очень красивый перевод с фарси персидского гения. С тех пор эта книга стала у нас настольной.
Я всегда отмечала все материалы в печати об Иране. Почему-то очень гордилась тем, что в Иране женщина-красавица -- глава государства...
Последние годы интерес к этой стране стал угасать, так как о ней очень много говорили по телевидению. Против неё всегда применялись санкции, но Иран наплевал на всё. И жил так, как считал жить нужным.
Лет двадцать пять назад моя двоюродная сестра Ильсияр рассказала мне очень подробно о наших предках. Оказывается у нашего рода очень интересное прошлое.
В том же разговоре я услышала от Ильсияр, что со стороны бабушки Бадридджамал были иранские предки. Мою прапрабабушку прапрадед привёл из Ирана пешком, когда делал хадж.
25 июня проходил очередной матч первенства мира 2018. Играли Иран - Португалия. Я почему-то стала болеть за команду Ирана. Игра была сложной и непредсказуемой. Но закончилась с мирным счётом 1:1. Я вглядывалась в лица иранских игроков. Все они мне казались такими родными... Особенно, на иранских футболистов походили мои троюродные братья - дети Абдурашида и Тасии Калимуллиных. Неужели, когда я болела за иранскую команду, во мне заговорил "голос крови"?
Почему-то мне сразу вспомнились путевые заметки Оксаны Задуминой об Иране. Я с таким волнением их читала. Что-то родное и близкое видела я за строками талантливого автора. Тогда у меня появилось острое желание написать Оксане хороший отзыв. Я отправила Оксане рецензию на её путевые заметки. Перечитала рецензию ещё раз и поняла, что это не рецензия на прочитанный материал, а мои воспоминания о далёкой юности.
Я решила почему-то их сохранить...
Может быть из-за того, что в написанной Оксане рецензии есть тоже что-то необъяснимое, связанное лично со мною, с моим тайным интересом к этой сказочной, загадочной лично для меня Персией?
И теперь я решила поделиться этими воспоминаниями, поместив написанную год назад рецензию для прочтения в "Городской журнал".      
Рецензия на путевые заметки «Слаще свёклы и вкуснее фасоли» (Задумина Оксана):
"Спасибо, Оксана. Прочитала с большим интересом твои путевые заметки о путешествии по Ирану "Слаще свёклы и вкуснее фасоли" и вспомнила, а ведь моя прапрабабка - персиянка. Но я узнала об этом совсем недавно - лет двадцать пять назад.
И ещё я вспомнила период, когда мне было 19-20 лет, тогда я подружилась с иранцем. Да! В те времена я стала заочно дружить с молодым человеком из Ирана. Я тогда не знала, что моя прапрабабушка была персиянка.
Была встреча молодёжи, работающей на Ульяновском автомобильном заводе имени В. И. Ленина со студентами университета "Дружба народов" им. Патриса Лумумбы. Он подошёл ко мне и сказал, что влюбился в меня с первого взгляда. Ему было двадцать семь лет. Встреча молодёжи была очень долгая и весёлая. Мы общались с ним около пяти часов. Обменялись адресами и телефонами. Он долго звонил и писал мне. Когда мы расставались, он сказал мне, что я похожа на девушку из Ирана. Особенно похожа движениями на девушек с его родины. Я ему ответила, что я на половину русская, на половину татарка.
Он очень удивился и сказал, что думал, что такие красавицы, как ты, живут только в Иране. Попросил друга нас сфотографировать и поцеловал меня в щёчку на прощание.
Как только он приехал в Москву, сразу мне позвонил. А потом написал письмо, в котором сообщил, что он рассказал обо мне родителям и дяде, показал фотографию. Я им очень понравилась, и они разрешили ему на мне жениться. У Махмутсаида отец, дядя и два брата были членами компартии Ирана. Махмутсаид говорил по-русски без малейшего акцента. Он учился, вроде бы, на отделении "Ядерная физика" на четвёртом курсе в университете им. Патриса Лумумбы. До этого он учился в Париже в Сорбонне, где также закончил физический факультет, по-французски говорил также свободно и без акцента, как и по-русски, но песни любил петь только на фарси. Он успел спеть несколько песен. Мне очень понравилось, как он поёт. Он был очень красивый, высокий и худой. Лицо белое, очень бледное. Он сказал мне, что к нему не пристаёт почему-то загар, и что все родственники у него такие же. Глаза у него были до того чёрные, что зрачок в них невозможно просто различить. Волосы тоже волнистые и чёрные, как смоль. А зубы кипельно-белые. Я очень перепугалась, получив от него предложение. Но он продолжал звонить и писать. Звонил он мне на автозаводской телефон, так как у нашей семьи не было тогда городского телефона. У меня до сих пор хранятся его красивые Иранские открытки. Так продолжалось два года. Потом я перешла на завод министерства обороны и подписалась на каких-то бумагах, где обещала не общаться с иностранцами. Я написала ему об этом письмо. Он сказал, если я так настроена против Ирана, то он согласен остаться в СССР, так как сейчас учится в аспирантуре, и его приглашают работать где-то в Подмосковье. Я так перепугалась из-за всех этих предложений, что не стала ему отвечать. А на оборонный завод нельзя было звонить. За несколько месяцев до этого инцидента я была проездом в Москве, мы с подругой заехали в университет. Он жил в общежитии при университете. Когда мы с подругой зашли в общежитие, он в это время был на каких-то занятиях (он уже преподавал в университете). Вышли его друзья-иранцы. Они не были такими красивыми, как Махмутсаид. Мы им оставили записку. Мы с подругой Инной долго общались с друзьями Махмутсаида. Они сообщили нам, что он сейчас на занятиях и придёт нескоро, но они обязательно передадут ему и наши разговоры, и оставленную записку. Больше мы не могли оставаться с ними по времени, тепло распрощавшись, ушли.
Махмутсаид потом написал мне письмо, где сообщил, что я и моя подруга (она - еврейка) очень понравились друзьям. И ещё друзья сказали, что я морочу ему голову: у такой красавицы, наверняка, есть парень...
После этого отношения стали какими-то натянутыми. А потом я влюбилась очень сильно в одного мужчину и написала Махмутсаиду об этом...
Сейчас прочитала ваши путевые заметки, и всё вспомнилось... И как-то защемило сердце...
Надежда Никищенкова   10.09.2017 04:47   
Оксана ответила мне, и на следующий день я прочитала восторженное письмо с просьбой написать об этом рассказ:
"Вот это история! Надежда, надо Вам об этом написать рассказ, со всеми переживаниями и чувствами, события Вы уже собрали, теперь только расцветить. Спасибо огромное за такую откровенность, это подкупает!"
Задумина Оксана   10.09.2017 19:04
Но я сразу решила, что никакой рассказ я писать не стану, так как поняла, что эти биографические воспоминания до сих пор волнуют меня. И поэтому ответила на оксаночкино письмо другими воспоминаниями: 
"Оксана! Спасибо за ответ. А мне и добавить-то нечего. Я познакомилась с Махмутсаидом в августе 1968 года в ДК автозавода. Я работала в это время инженером-конструктором в КБ, разрабатывающем штампы. В это время в работе я достигла огромных успехов, работа мне очень нравилась. Я уже закончила четыре курса автомеханического техникума, отделение "Обработка металлов резанием", шла на диплом с отличием, оставалось пройти преддипломную практику и защитить диплом, кроме того, за неделю до встречи я прочитала приказ о зачислении меня на первый курс в Ульяновский политехнический институт на отделение "Авиаприборостроение" Радиотехнического факультета. Прошла по бешеному конкурсу. В этот момент я любила одного юношу, который еле-еле оправился после операции в Ленинграде. У него был диагноз: скоротечная саркома. Я знала, что никогда не выйду за него замуж.
Конечно, молодой человек из Ирана тогда произвёл на меня очень сильное впечатление! Но я выросла в русско-татарской семье и понимала, как сложно жить и воспитывать детей в семьях, где должны бок о бок сосуществовать две различные культуры.
Я даже не знаю, любила ли Махмутсаида или нет. Я скорее была очарована им. Он был очень красивый, образованный, с мощным интеллектом... Вот сегодня вспомнила о нём, и сердце так защемило. Разрыв для меня был очень сложным. Но наша дружба с ним была заочной...
Кроме того, в последствии эта дружба выручила одного человека. У моей приятельницы была сестра, которая дружила с курсантом из Ульяновского высшего военного училища связи. Они очень долго встречались, она забеременела от него, а он не женился, взял и уехал на Родину, ничего не сказав ей на прощание. Она через его друзей передавала письма о том, что у них родилась девочка, но он на эти письма никак не прореагировал. Вот я и отдала этой девушке одну открытку, написанную на фарси и на русском языках, где он называл меня каким-то очень ласковым именем и в очередной раз делал предложение. У меня ещё остались такие открытки. Девушка показала всем любопытным знакомым и родственникам эту открытку и сказала, что она сама не поехала с ним, так как боялась потерять Родину... Вот пожалуй и всё...
Мне тяжело, Оксана, писать автобиографические вещи. Правда так тривиальна. И добавлять в личную жизнь что-то от себя я редко решаюсь. Кроме того, я мало кому говорила об этой истории любви. Так пусть она останется такой, какая есть на самом деле...
Надежда Никищенкова   10.09.2017 23:09
Интерес к Ирану у меня постоянен. Я радуюсь, когда иранские кинорежиссёры занимают призовые места на кинофестивалях. Я восхищаюсь тем, как Иран противостоит всему мировому сообществу. Возможно, он делает это неправильно... Но его упорная самодостаточность удивляет меня постоянно. Жить в наше время не прогибаясь ни под кого трудно.
P.S.Я долго искала эти воспоминания. Очень обрадовалась, найдя их 26 июня 2018 года в интернете. Статья называлась "Юношеские воспоминания". Но я эти воспоминания назову иначе - "Голос крови".

27.06.2018

Надежда Никищенкова.