Кошелёк

Галкин Сергей Иванович
  Вот до чего нынче психованное время! Недавно стою на остановке, жду троллейбус. Центр  города. Народу, как всегда, толпы.  Вдруг вижу,  в паре шагов от меня валяется  бумажник. Рыжий такой, толстый, как  белый гриб. Я глазам не поверил. Глупый какой-то. Не может прямо у всех на виду,  как беспризорник какой, валяться настоящий бумажник. А он валяется.  Правда, на остановке    сто лет не убирали , народ топчется, листвой намусорино, но всё равно  среди этого мусора - бумажник!  Будто живое существо притаилось и ,чувствуется, как оно ещё  дышит теплом выронившего его хозяина.
   Поднять, не поднять? Может, кто нарочно обманку подбросил. Нагнёшься, схватишь, пых! и сразу полруки нет. Не зря же  то и дело предупреждают: « граждане, если вы  обнаружили  чьи-либо вещи, не трогайте их руками, сообщите полиции…»
    Ну, сообщу, ну, приедут, ну ,оцепят остановку,  ну, нагонят страху на народ… Правда, народ наш страхом не прошибёшь.  Он  тотчас  облепит со всех сторон  место происшествия.
   -Граждане, не подходите близко, не подходите близко…
   Щас! Да такими словами только и собирать толпу. Впрочем, она уже чуть ли ни на головы лезет полицейским,  изнывает от любопытства:   шарахнет или не шарахнет? А если шарахнет, то сколько будет убитых, а сколько покалеченных? 
   А потом ещё месяц будет  ликовать про себя: мол, как  хорошо, что  я среди них ещё жив остался и меня ни чуточки не задело, хотя что-то пролетело над самым ухом…
    Вот примерно такие мысли мелькнули  во мне сразу же,  как только я увидел дорогую находку. Вдолбили в меня, что вокруг одни террористы и нормальных людей среди них кот наплакал. Оно, конечно,  хорошо: надо быть осторожным, но с другой стороны не до такой же степени. Я тут же  вспомнил, как мы в пацаньем возрасте над взрослыми  шутки шутили. Привяжем, бывало , старый кошелёк за ниточку, положим на видное место, где народ ходит, а сами спрячемся за углом и, заранее хихикая,  следим  оттуда, когда на нашу поклёвку  прохожий клюнет.
   То-то смеху было, когда доверчивый человек   пытался  поднять находку, а она вдруг  от него, как живая,  отпрыгивала. Вспомнил  и у меня сердце защемило, как же  бедно жил народ, а мы, пацаньё  неразумное, ещё над ним  издевались.
  Не забуду, одна  женщина  от восторга  подругам хвасталась.:
 -Девки ! а я сегодня  рубль нашла!..
- Да он у тебя рваный…
-  Ничего, я его  починю, выглажу, примут…- до сих пор её радость у меня в ушах  счастливым звоном звенит.  А тут  прежде всего  подумал, что это подстава;  поэтому перед тем  как за  кошельком нагнуться, оглянулся вокруг. Нет ли где поблизости притаившихся  озорников. Нет, не было. Люди, озабоченные своими делами, сновали вокруг, не обращали  на меня никакого внимания.
     Согласитесь,  нагнуться и поднять выскочившую  из рук монету  нормальному человеку – раз плюнуть.  Но когда знаешь, что поднимаешь не своё кровное,   да тут вдруг и  хозяин, не приведи бог, как из сумасшедшего дома  обнаружится  может : ты куда мой лопатник  цапаешь? Полиция!... Но, главное , люди смотрят со всех сторон!  Что они-то подумают?  Не-ет, это   с виду вроде так просто чужой кошелёк поднять на виду общественности, а на самом деле прежде три раза потом обольёшься, пять раз раскаешься, да за какие ж это мне муки  мученические  он на глаза попался? А то найдётся какой –нибудь   дурак, прямо  пальцем  тыкнет:
  -  Вот он вор! Держи вора!..
   Не знаю, как  чувствует себя настоящий вор, особенно, когда его схватили за шиворот и волокут в кутузку. Но мне кажется, в это время человек бы должен со стыда сгореть, особенно, конечно, оказавшийся  в таком положении безвинно.
   Ну вот примерно с таким чувством я  нагнулся за кошельком и  обмер:  насколько он оказался  полным. Это как если бы рыбак неожиданно  выволок полный  невод  рыбы.
 Сердце моё колотилось, будто я впервые пришёл на свидание с любимой.


   Кошелёк действительно оказался полным. И денег и документов. Тут были водительские права,  пропуск на завод,  какие- то медицинские справки,  воинский билет, паспорт… Я прикинул, чтобы потерявшему восстановить всё это богатство минимум надо месяц с утра до вечера бегать по всяким  бюрократическим учреждениям. Сколько  очередей высидеть, выстоять. Сколько  объяснений написать. Ужас!
   Для этого, может, и месяца мало.
    Из потайного отделения я достал заводской пропуск в секретное предприятие, прочитал фамилию, имя, отчество.  С пропуска  на меня смотрело  спокойное  хорошее лицо  рабочего человека лет около сорока .Особенно  подкупали  его глаза  с тёплым, светлым взглядом русского мужика, на таких земля держится.   Взглянул на паспорт- женат, двое детей…
  Вот будет рад, когда   верну это богатство. Испереживался  небось…
 Пересчитал деньги. Зарплату получил, не иначе. Даже  соблазн мелькнул  вытащить  одну бумажку. Со своими  в тот момент напряг был. Всё равно, слышал,  что-то из них полагается за находку. Родную бабку вспомнил: не смей брать чужое. Этому  в детстве  ещё бабка учила. Набожная была. --Мало ли человек в каком положении. Может , ему  сейчас всякая  копейка на вес золота.    
      Как же он  обронил?- пытался я догадаться.- Да, как?  Получил зарплату, пошли с  приятелями  отметить это дело, вполне возможно перебрал,  сел  в троллейбус, достал бумажник расплатиться,  потом  сунул его мимо кармана. Ничего особенного.      
   Узнать номер домашнего  телефона  не составляло труда.
   И вот  в   сладком ощущении  героя - спасителя набираю номер...
  Согласитесь, всё-таки хорошо делать хоть и малые, но добрые  дела  людям. Видно потому, что сам себя в такие минуты чувствуешь человеком с большой  буквы. Правда, недолго я пробыл  в эйфории благородного  рыцаря. Совсем недолго. Как только  голос услышал. Женский голос. Он сразу  отрезвил меня. Бывают такие  голоса у некоторых   особей. Впрочем, ни до, ни после ничего подобного слышать мне не приходилось. Это был хриплый рык  стопудовой бабы, которую я  оторвал от деревянного корыта в разгар стирки ею  горы  грязного белья.       Не знаю почему  у меня  сразу возник  такой образ, когда она   рявкнула:               
 - Да-а!.. Чего надо?
- Можно  поговорить с вашим мужем?-  едва ли не заикаясь, пролепетал я.
 -Зачем он тебе? – ещё выразительней, ответило, как мне  показалось, чудовище.
  Голос до сих пор  застрял в ушах наверное до конца дней моих.
 - Что, небось  ждёшь не дождёшься вознаграждения?- с ехидной злобой спросила она, заранее уверенная, что по другому  не может быть ни в коем случае.
   Дура  баба не допускала мысли , что есть вещи,  о которых  просто унизительно думать, а не только произносить их вслух.. Но видимо мы настолько погрязли в купле- продаже, что даже и те,  кто  уже нахапали на десять жизней вперёд и продолжают хапать до изнеможения,  до того дохапались,  что заразили этим всех вокруг себя. И мы уже не в состоянии  представить себе жизнь без жажды денег, чего бы  то ни стоило, только денег и денег… Вот и простая обозлённая  на жизнь баба не может представить себе  какого -то иного  порядка  вещей.. И  понятна стала  её злобная  раздражительность , что вот, мол,  хоть ты и возвращаешь  этот кошелёк, но не ты ли его и вытащил,  выгреб  из него денюжки  да и  ешё наверное   потребуешь с мужика выкуп за документы.
  Ну, подумал я ,брат, у тебя и атмосфера в семье!..  И мне  стало жаль мужика, ничего кроме отдушины в виде  выпивки   с друзьями  моё сознание  представить не могло при такой его второй половине.
    Возвращая «лопатник»,как любят величать  бумажник  широкие блатные  души,  я вглядывался  в лицо, надеясь увидеть тот свет в глазах и добродушное достоинство рабочего человека, которые  вызвали симпатию, когда я рассматривал его фотографию на заводском пропуске.
  Небритого, взлохмаченного, с  красными глазами  человека  довелось мне увидеть сейчас. И язык не повернулся  пошутить по мужицки над  оброненным бумажником, мол, всякое в жизни  бывает, Авось и мы не святые…  Нет, ничего подобного не произошло при встрече.  Ни радости, ни огорчения не проявил он по факту случившегося.  Просто взял свой бумажник вместе  с  документами и деньгами, и,  не помню,  пробормотал ли спасибо или вообще никак не  обозначил  своих чувств. 
   Вот пожалуй и вся история, если не рассказать о в некотором смысли мистическом её продолжении.
   Случилось мне по надобности снять с книжки в банке  последние две тысячи рублей. Положил я их в паспорт и,   спрятав в нагрудный карман  куртки, с чувством сделанного дела,  не торопясь, возвращаюсь домой, счастливый уже тем, что есть на что потратить эти последние деньги.
  Я не придал  значения, как  быстрым шагом обогнал  меня азиатского вида  молодой человек, как  он свернул  перед моим носом и прямо через  газон  рванул  на другую сторону  улицы, роняя  перетянутую резинкой   пачку долларов. Прямо мне под ноги.  Я хватаю эту пачку и, потрясая ею, кричу:
- Молодой  человек, молодой человек, вы деньги обронили!
 Молодой человек ноль внимания. Не  слышит.
 Я за ним с выключенными мозгами:
 -Молодой человек!..
  Тут, будто чёрт из табакерки ,за моей спиной обозначился  длинный малый с испитым лицом.  Дёргает меня за рукав, шепчет заговорщицки:- тише, тише, не зови его, мы с тобой на двоих разделим. Валюта! Пусть уходит.Видишь, это ж черножопый. Он ещё заработает…,Они нас   и так обирают…      
- Да брось ты!- возмутился я.- Молодой человек!- кричу.
 Молодой человек к тому  моменту  как-то незаметно  юркнул в подъезд  и пропал из виду. Я в растеряности остаюсь с чужими деньгами в руках, которыми в довершение ко всему  надо  делиться.
 Мысли между тем от шёпота  незнакомца начинают поворачиваться в другую сторону... Я уже представляю,  как  жена обрадуется  свалившемуся с неба подарку. К тому же это прозвучавшее  « они нас и так обирают», окончательно убеждают  меня в правоте неожиданного попутчика.
 -Ладно, говорю. Обронил и обронил,ему же хуже: не бежать же за ним вприпрыжку. Да тем более совсем  чужой человек…
 -На, дели! - останавливаюсь.
 -Подожди, заговорчески шепчет длинный,- давай  зайдём куда-нибудь ,чтобы нас не видели.
 И вот я,  держа в руках  пачку чужих долларов, сворачиваю с длинным в  ближайший подъезд,  успев, словно  в оправданье,походя  рассказать  о  недавней находке  толстого кошелька.
 - И что? Вернул!- с удивлением переспрашивает длинный.
 - Ну!..-подтверждаю я и  сую  ему  злополучную пачку,  испытывая какое –то  омерзительное чувство с одной стороны и одновременно приподнятое, что обрадую супругу, останавливаемся в подворотне. Тут я явственно слышу  быстрый топот ног и голос догоняющего нас:
 - Ребята , ребята, я обронил деньги. Женщина сказала –вы их подняли... Верните мои деньги, они у вас…
   И вот человеческая психология. Я уже на стороне  длинного. Указать, что  деньги у него, вроде предать его. И сказать  « верни» язык не поворачивается, так  жалко смотрит этот длинный, будто их у него кровные  отнимают.
 Естественно, я  отвечаю только за себя.  Я возмущён, что обо мне могли подумать плохое … Я оправдываюсь. Зачем-то достаю паспорт  с вложенными туда двумя тысячами,  зачем-то показываю, что нет у меня никаких чужих денег. Этот азиат на мгновенье открывает мой паспорт, убеждается, что это не те деньги, которые он обронил, и, возвратив мне паспорт, бросается к длинному, ощупывает его, обшаривает со всех сторон, обнаруживает свои  деньги,  с  ликующим и одновременно упрекающим возгласом « ну вот, я же говорил, я же говорил» быстро уходит.
  Фу!  Как ни странно ,  чувствую моральное облегчение от того, что наша  операция рухнула в самом расцвете. Будто гора с плеч.  Спрятав свой паспорт, успокаивающе   похлопываю сообщника.   Мол, не горюй, брат .Не то случается. На чужом счастье своё не построишь. И с облегченной душой ухожу домой.
  Дома я достаю свой паспорт и с недоумением обнаруживаю в нём вместо двух только одну  купюру. И только  тут до меня доходит, как  тонко был разыгран спектакль, в котором мне досталась роль вахлака, чурки с глазами,  совка и ещё не знаю кого ..
 Но, как  говорит мой друг: зато повеселили. Но какая техника!..
 До сих пор  мне  весело от этого происшествия.
.

 А что объединяет эти истории? Да ничего по крупному счёту. Если  не   учитывать, что они не выдуманы.