Художник на коленях. Из Цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
   Выдающийся скульптор-монументалист, живописец и график,  Заслуженный деятель искусств РСФСР, Почётный житель города Новосибирска, Лауреат премии Ленинского комсомола Александр Сергеевич Чернобровцев является автором самых знаковых архитектурно-монументальных  ансамблей Новосибирска.
  Среди наиболее известных его свершений –  мемориальный комплекс «Монумент Славы». Этот архитектурно-художественный ансамбль посвященный сибирякам-ветеранам Великой Отечественной войны, был создан в 1967 г. Впоследствии он стал визитной карточкой города на Оби.
   Создавался он, как ни странно, вопреки сопротивлению властей: председатель горисполкома Иван Севастьянов, как говорили, всерьёз закусил удила. Позиция его  была объяснима. Москва не одобрила  ни место расположения (в центре индустриального района, между жилыми зонами), ни общие принципы художественного решения мемориала.
  Отрицательными были и отзывы Художественного совета Министерства культуры СССР. Вышло даже Постановление Президиума Минкульта МК, подписанное Екатериной Фурцевой с прямым запретом финансирования.
  Недоумение начальства, кроме всего прочего, вызвали фамилии 30 тысяч погибших в Великой Отечественной войне сибиряков. Чиновники допытывались: а что делать, если кто-то из увековеченных, как потом выяснится, окажется живым или даже предателем? Тем не менее, идея Чернобровцева была реализована. И эта была  оригинальная авторская идея, которую потом стали повторять на памятниках-мемориалах по всему миру.

Об организационных мытарствах, чиновничьем волюнтаризме – разговор особый. Еще были три года воистину каторжного труда, пролетевшие, как один день.

   Не найдя понимания в горкоме партии, художник обратилсяся в райком Кировского района (с 1970 года разделившегося на Ленинский и Кировский). Секретарь райкома В. Ф. Волков зажёгся идеей монументалиста и обещал «поднять» на стройку весь район. И сделал это. Сделал, скажем прямо, рискуя партбилетом и карьерой! К участию в возведении мемориала привлекаются заводы, строительные организации.  Многие  жители района с готовностью выходили на субботники.
    Некогда вытоптанный пустырь-проплешина в центре сада «Металлист»  превратился в огромную строительную площадку. Энтузиазм и самоотдача людей поистине были удивительны. Бригада отделочников, которой поручили «пескоструить» пилоны, а техника безопасности предписывала делать это в защитных масках, дружно отказывается от них, ибо контролировать качество работ, соблюдая такие меры предосторожности, совершенно невозможно. Бетонная крошка и песок секли лицо, едкая пыль порошила глаза и проникала в  лёгкие и бронхи, но ни один рабочий не пожаловался на условия, ни один не прекратил работу. Понимали, их свершения – на века!

   Да, рядом с Чернобровцевым невозможно было работать по-другому, потому как он  поблажки и себе не делал ни в чем. Приходил на работу чуть свет, на прием пищи – не более 15 минут, уходил – заполночь. В качестве импровизированной мастерской использовалась легендарная «Пышечная» на первом этаже жилого дома по ул. Станиславского,11, неподалеку от стройплощадки.

  Двадцать шесть  тонн гипса (почти целый вагон) перетаскал художник в кухню бывшего общепитовского заведения, в общей сложности год простоял, по собственным словам, на коленях и проползал на корточках, создавая глиняные формы.
   Характерная для Александра Сергеевича одержимость в работе вошла в легенды.  Складывалось порой ощущение, что он и  про семью  забыл, ночевать ходил к матери, жившей поблизости. Еле волочил ноги от усталости, шагая по ночным улицам, и от полноты чувств… пел. А у матери засыпал за столом с куском хлеба в руке.  А чуть свет – торопился  назад на площадку.
  - Я своё на коленях отстоял, - часто говаривал Александр Сергеевич потом.  Для друзей и поклонников его творчества эта фраза была шире её продолжения:- Целый год на кухне в «Пышечной»!

  7 ноября 1967 года состоялось зажжение Вечного Огня, означавшее, что работа по созданию мемориала Славы завершена. В обстановке всеобщего энтузиазма забылись все трудности и препоны. Бывшие противники строительства стали беззастенчиво примазываться к чужой славе.
  Победителей не судят.
  В 1968 году А.С.Чернобровцев стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола.
  Успешно продолжилась и карьера отважного партаппаратчика В.Ф.Волкова. Дорос он до поста первого секретаря Новосибирского горкома КПСС.