Река быстрая, полноводная Гл. 9

Клименко Галина
Гл.9


Клавдия Михайловна только что вернулась из магазина и, не снимая фуфайки, стала выкладывать на стол купленные продукты из авоськи.

-   Ничего, сынок, вот нагрянут заморозки и нас всех зашлют в долгосрочный отпуск, а вот тогда я свой хлебушек буду печь. Сейчас пока некогда.  -  сказала она Валерке, который вышел к ней из другой комнаты.  -  А ты куда собрался, к Кате?

-   Угу.  -  кивнул он матери, -  К ней.

-   А чего так рано?

-   Кино в клуб привезли индийское, решили сходить. Может и ты с нами?

-   Спасибо, сынок, я бы с удовольствием. Да устала на работе, а ещё на завтра кушать надо что-то приготовить. Вот приведёшь в дом жену, тогда и мне полегче станет.  -  улыбнулась она сыну, оглядывая его ладную фигуру.  -  Как же ты на отца похож, сынок! Я и не подозревала, что Володька таким красивым был, не успела его рассмотреть... Ой, новости забыла рассказать. Говорят, вроде Сашка с совхоза рассчитался, это правда?

-   Правда.  -  спокойно ответил парень.

-   И куда же он теперь?

-   Отец его с собой забрал на завод.

-   Ну и хорошо, пусть оба мотают отсюда. Работнички... А Маня со мной не здоровается, представляешь?  -  засмеялась Клавдия Михайловна, имея в виду мать Сашки.

-   Со мной тоже. На выходных дядьку Лёньку встречал, тот даже отвернулся на моё приветствие.

-   Бог с ними, сынок, проживём и без них.

Валерка намекал Катерине, что его мать торопится со свадьбой, а он бы такой, чуток потерпел, до весны. Юноша переживал, чтобы Катька не обиделась на него за то, что замуж не предлагает. Но она согласилась с ним полностью.

-   Валерик, ну какая сейчас гулянка по такой слякоти? Зимой тем более. Я хочу быть красивой невестой, чтобы цветов много было, чтобы солнышко светило, а не дождь лил сутками напролёт. Хочу, чтобы вся деревня ко двору подтянулась и на меня любовались, и чтобы сама свадьба на улице проходила, под навесом, а не в старом здании клуба, где пахнет гнилыми досками и мышами.

-   Я рад, что ты меня понимаешь, тогда на апрель?

-   Лучше на май. Обожаю этот месяц. Ещё не жарко, но столько всего цветёт, что сердце от радости не знает куда деться.

-   Слушаюсь и повинуюсь, моя принцесса.  -  сказал Валерка и они оба рассмеялись.

А осень и действительно свирепствовала непогодой. Так всегда было: бесконечная морось, грязи по колено. Но нынче осень побила все рекорды, если брать во внимание последние десятилетия. Дождь как из ведра лил почти каждый день, переставая лишь на короткое время. Не унимался даже ночью. Селяне уже подумывали, будто наступил конец света. У многих чеснок вымыло в огородах, который высаживали в зиму, от чрезмерных осадков прохудились крыши ветхих сараюшек, и хозяева с нетерпением ждали, когда же, наконец, уймётся надоевший ливень, чтобы залатать повреждённые постройки, ведь худоба помёрзнет, когда температура понизится до большого минуса.

В непролазной жиже вязли колёсные трактора, перевозящие корма на свинарник, приходилось привлекать гусеничные дэтэшки, чтобы те их вытаскивали, в случае острой необходимости. Валерка уже несколько раз, вот так выручал колёсников, он даже специально дежурил на той дороге по указанию Ларионовича. Женщины разнорабочие, чистящие лесополосы, уже с середины ноября все сидели по домам. А куда было работать по такому ненастью? Пробовали несколько дней да потом половина из них заболели, ведь возвращались в деревню мокрые все и продрогшие.
Старые люди предвещали знойное и засушливое лето, раз осень такая мокрая и не пригожая.

Первый снежок выпал в первой декаде декабря. Сначала маленький, но густой и такой долгожданный, он быстро одел землю, дома и деревья в белые одежды. Но поскольку погоды стояли без заморозков, то снег начал таять, добавляя в природу избыточную ненужную влагу. Но, к радости народа, ночью ударил лёгкий морозец, а к утру посыпались с неба большие хлопья, слепленных между собой из невесомых пушинок. Ну вот и зимушка наведаться соизволила, изгоняя капризную предшественницу до следующего сезона.

Катю и Валерку на Новый Год пригласили в компанию, где собиралась местная молодёжь. Посоветовавшись, они согласились. Но прежде, Валерка поинтересовался у Семёна Кочкина, который первый раз за всё время присоединился к землякам к общему застолью, не будет ли там Сашки случайно? Валерка не боялся бывшего друга, а просто давно изучил его характер. Если Сашка подопьёт, то может и скандал устроить, а он беспокоился о Кате. Девушки все ранимы, ну и кому охота, чтобы любимая на праздник плакала и расстраивалась? Но Семён ответил отрицательно, даже более того:

-   Валерик, зачем мы ему нужны? Он в городе невесту себе подыскал из богатой семьи, я слышал, будто в марте Сашка жениться надумал.

У Валерки словно гора с плеч, после общения с полеводом. Он радовался за Сашку, наконец-то тот угомонится. Значит, Катька его теперь не интересует, а это спокойствие на душе у всех троих: у него, у Катьки, и у Клавдии Михайловны.

-   Да ты её знаешь, Валерик. - продолжал добродушный Семён. - У неё родня тут жила. Помнишь бабульку, забыл уже, как зовут... Хатка у неё ещё была, в землю вросшая. На окраине стояла, за детским садом, а сейчас там времянку кирпичную построили.

-   Ааа, баба Настя... А вот фамилию тоже подзабыл. Мы с Сашкой у неё крыжовник воровали. Довольные были, что она тогда нас не поймала и мы остались незамеченными. Но оказалось, что бабулька-то видела нас в окошко, просто не гоняла и всё. Это потом всё прояснилось... Однажды, мы шли со школы, а она еле передвигалась, тащила сумку с сахаром из магазина. Мы подбежали, чтобы помочь, она аж прослезилась, говорит, есть надежда на ответственное поколение в будущем, если подростки такие воспитанные. Когда дошли до её двора, то она вновь пригласила нас, чтобы на крыжовник приходили, ведь через месяц он созреет, а ей ягода всё равно не нужна. Призналась, что всегда наблюдала за нами из-за шторки. Сеня, нам так неудобно стало... Но бабушка никому не пожаловалась и нас ни разу не упрекнула.

Семён громко захохотал.

-   Оказывается, простая пенсионерка разоблачила диверсионную группу захватчиков?... Ну, а крыжовника потом наелись? Вам ведь старуха добро дала.

-   Не, не посмели. Стыдно было. Так, при чём тут баба Настя? На ней, что ли Сашка надумал жениться?  - пошутил Валерка. - Её, помню, в город родные забрали, а хатку её приезжим продали.

-   Не на ней, бабушка уже померла.

-   Да ты что? Ну, как говорится, царствие её небесное. Крыжовник вкусный у неё был да сама она была очень добрая.

-   Помнишь, внучка к ней приезжала, Светка?

-   Белобрысая такая и очень стеснительная? Никогда с нами на речку не бегала, сколько ни звали.

-   Во-во, это она. Не бегала с вами на речку потому, что она с раннего детства серьёзно больной ребёнок. Девчонка бы с удовольствием, но старшие ей наказывали - от калитки и на пять метров нельзя отойти. А так, думаешь ей не хотелось ко всем присоединиться?

-   Да она всего два или три раза на каникулах тут появлялась, а после я её ни разу тут не встречал, что даже и подзабыл о ней.

-   Потому что, потом у неё начались сильные проблемы со здоровьем, она из больниц не вылазила. С трудом школу закончила, а поступить никуда не получилось. Вот такие дела. Как уж они с Сашкой пересеклись, не ведаю, но жениться весной он точно собрался.

-   И что, Сашка не против взять в жёны такую хворую?

-   Валерик, я тебя не узнаю. Ты всегда отличался отзывчивым покладистым характером, а тут... А больным девушкам разве запрещено замуж выходить, или они не такие, как все? Вернее, они и правда не такие, но каждому ведь хочется своего счастья.

-   Сеня, я не в том смысле. Этой Светлане я всей душой желаю всего наилучшего, просто я хорошо знаком с Сашкой.

-   А, ты в этом смысле... А чего, побалуется и бросит?

-   Нет, не то. Для этого он не стал бы всем объясняться, будто в марте у него намечается свадьба. Если он сказал, значит женится.

-   Тогда что?

-   Не любит он её.

-   А, ну...  -  Семён развёл руками.  -  Тут мы бессильны что-то изменить... Это не наше дело.

После разговора с Кочкиным, Валерка серьёзно призадумался, у него возникло двоякое мнение на сей счёт. С одной стороны, несмотря на всё произошедшее между ними, плохого он не желал Сашке. Это совершенно точно. Но с другой... Если бывший товарищ допустил, скажем так, утечку информации, то сделал он это с умыслом. То есть, назло. Мол, смотрите, я женюсь! У меня есть любимая девушка, а остальные меня не интересуют.
Вроде, как бы утёр нос Валерке, что Катька ему никогда не была нужна на более серьёзные отношения. И это всё можно назвать, как: хорошая мина при плохой игре.
Но не суть важно, ведь главное, они теперь не соперники, тем более, что у Сашки, если верить Семёну, свадьба случится раньше, чем у них с Катей. Казалось бы, надо выдохнуть свободно и забыть все неприятности, связанные с этим "любовным треугольником", но Валерка не мог себе такое позволить и всё потому, как он обмолвился Семёну, что очень неплохо знал Сашку.

Коли Сашка берёт в жёны ту, которую не любит, то обязательно начнёт искать что-то поинтереснее вне семьи, иными словами, шастать налево. И Боже упаси, что снова обратит свой взор на Катьку, которой не будет прохода от его навязчивого ухаживания.

"Хоть бы он так и остался жить в райцентре, но это вряд ли...  -  размышлял Валерка.  -  Его отец с деревни ездит на работу в город, так и Сашка сделает. Интересно, как же это согласились его родители на этот брак?"

Ещё давно ходили слухи, будто Манька заявляла селянам:

-   У нас сын единственный. Красавец, глаз не отвести. Потому и пару ему найдём достойную. Чтобы не нищая была, а нам ровня. Здравая, работящая. У нас в семье вкалывать нужно, бездельничать никому не позволю.

А Светлана больная девушка, ей на солнце нельзя показаться лишний раз, так куда там ещё управляться по хозяйству или в огороде. Видимо, всё-таки эти "недостатки" покрывало то, что сама Светка из богатой семьи.
Валерке до жути стало жаль эту девушку. Угораздило же её влюбиться именно в Сашку. Ничего хорошего её тут не ждёт, это ясно с самого начала.

Об услышанном, Валерка не стал оповещать Катьку и Клавдию Михайловну. Чтобы перед невестой не выглядеть звонарём, собирающим сплетни. Можно, конечно, было поделиться с матерью, но последняя обязательно на радостях расскажет обо всём Катьке, а та, в свою очередь, губы на него надует, что промолчал и её не предупредил, ведь она до сих пор из больницы с оглядкой ходит, вдруг Сашка откуда-нибудь выйдет к ней навстречу.

"Пусть от кого-то другого они услышат эти новости, но только не от меня."  -  решил парень.

Обычно Новый Год Валерка всегда отмечал с матерью, когда был помладше. А потом, когда повзрослел, они собирались с одноклассниками, чтобы весело провести любимый праздник. Спиртное совсем не ставилось на столы, за этим тщательно следили родители. А вот чай с тортом или всякие лимонады, этого было всегда в избытке.
Но всё равно Валерка не оставлял маму в одиночестве. Сначала с ней посидит до полуночи, а потом уже убегал к молодёжи. Иногда они с Сашкой составляли компанию Клавдии Михайловне, перед тем как уйти в какую-либо компанию.
А Клавдия Михайловна потом убирала угощения в холодильник, мыла посуду и поудобнее устраивалась на диване, чтобы посмотреть "Голубой огонёк" и другие новогодние программы.