Грузинские впечатления - 9. Мцхета

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/06/15/1628.

Дорога назад, в Тбилиси, была нам уже немного знакома. Жаль только, что не остановились в Пасанаури, именно там, по мнению всех грузин, готовят лучшие хинкали. Мало того, там их и приготовили впервые. Но что толку сожалеть об этом?  Теми  же хинкали мы уже пообедали в Гудаури. Не помню, почему, наверное, проголодались. Или  Амиран Кате посоветовал. А хинкали там, как сказала Катя, были вкусные, но "не настоящие".

- Что ты имеешь в виду? - спросил я.
- Тесто. То ли слишком оно тонкое, то ли хинкали переварили, только не должны они в руках рассыпаться после первого укуса. Хинкали должны форму сохранять, пока бульон через дырочку не выпьешь. А вот фарш вкусный.

Ну ладно, оставим Пасанаури на следующий раз. А если серьёзно, то описал я этот эпизод для тех, кто собирается в Грузию.  Запомните: Пасанаури - родина хинкали!
За двадцать километров до столицы нас уже ждала Мцхета, времени на знакомство с ней хватало. Катя о чём-то беседовала с водителем, я их разговора не слышал совершенно. Глазея по сторонам, я вспоминал всё, что узнал о Мцхете за последний месяц из интернета.

Мцхета расположена в месте слияния Арагви и Куры. Наблюдать это  лучше всего с высокой горы, на которой расположен мужской монастырь  и православный храм Джвари. Храм  действующий, хотя долгие годы был заброшен, об этом даже Лермонтов писал в поэме "Мцыри".  Надо будет дома её перечитать. Мцыри - это ведь, кажется, имя кавказского юноши, выросшего в монастыре?

Помню со школы только пару строк поэмы:
  " Там, где, сливаяся,  шумят,
     Обнявшись, будто две сестры,
     Струи Арагвы и Куры,
     Был монастырь".

Видите, "был".  Ещё во времена  Лермонтове "был". А сейчас есть. Восстановлен, и это для Грузии очень много значит.

Лермонтов сравнил слияние рек с объятиями сестёр. В Бразилии это явление называют свадьбой  рек - когда долгое время воды разных рек не смешиваются, текут рядом  и сохраняют свой цвет. Говорят, что и здесь так, но с горы вряд ли мы это заметим.

Мцхета - древняя столица Грузии. Именно здесь в начале  четвертого века состоялось крещение страны  в православную веру,  и главную роль  в этом сыграла святая Нино. Кстати, не ясно, где же всё-таки народ крестился, в Куре, или в Арагви.  Пишут об этом разные источники по разному. Наверное, много народу сразу крестилось, а реки ведь рядом. Так что - кто где. Кому как повезло.

После перенесения столицы в Тбилиси, Мцхета своё значение утратила, опустела, а после ещё и разграблена была во время арабского набега в девятом веке.  Но несмотря на это,  именно в Мцхете  находится, и всегда находился,  главный кафедральный собор  всей Грузии, Светицховели, что означает "животворящий столп".
 
С названием его связана одна красивая легенда. Рассказывали её по разному, и вот один из вариантов ( цитирую по Катиным распечаткам):

После распятия Иисуса Христа один из солдат привез домой в Грузию Хитон Христа, то есть его нижнюю рубашку, сотканную по преданию Девой Марией, и пропитанную его кровью. Сестра этого солдата, очень правоверная христианка, Сидония, взяв в руки Хитон,  упала замертво от избытка чувств. При этом, она так сильно сжимала ткань руками, что разжать их не сумели и после смерти,  и Сидонию похоронили вместе с Хитоном. На могиле её выросло кедровое дерево.

Когда царь Мириан принял христианство, он решил воздвигнуть на месте могилы святой Сидонии храм  двенадцати апостолов.. Кедровое дерево срубили и сделали из него семь колонн для нового храма. Шесть из них установили на места, а седьмая зависла в воздухе и не двигалась с места никакими усилиями. Тогда святая Нино стала молиться у кедрового столпа денно и нощно. Наконец ее молитвы были услышаны и колонна сама собой встала на нужное место.

Когда строительство храма было завершено, кедровый столп замироточил и это миро излечивало всякую болезнь. Так храм и получил свое название. Говорят, что Светицховели будет стоять на своем месте, покуда есть на земле праведники.
Могила святой Сидонии, Хитон Христа и тот самый столп и сегодня хранятся в соборе вместе с другими реликвиями.

Ну вот, наконец,  мы и приехали. Мцхета, город,  история которого насчитывает двадцать пять веков, старинным  не выглядел совершенно. А если не считать древних храмов, то и старым даже не выглядел.

Центр города, расположенный вокруг храма Светицховели, полностью реставрирован, и выглядит буквально выстроенным заново. Не знаю, конечно, что творится внутри домов, но снаружи, с новыми черепичными крышами и обновлёнными фасадами, смотрятся  они очень привлекательно.

Амиран остановил машину на площади,  недалеко от бокового входа на территорию кафедрального собора.  Вокруг располагался длинный ряд небольших магазинчиков  с местными сувенирами, ларьки с фруктами и мороженым. Мы прошли мимо них на территорию храма,  я только мороженое купил.

Катя, одев косынку, зашла внутрь собора, а я с мороженым в руках остановился  посредине церковного двора, возле лестницы, по которой от центрального входа спускались иностранные туристы.

Какой-то священник, видимо,  дьякон, закончив обеденную трапезу со своим коллегой,  вынес к лестнице целое ведро воды,  поставил его на парапет, и начал  щедро кропить всех, кто вокруг. Попало  и на меня, и на многочисленных туристов.

Перекрестившись, зашёл в храм и я, и не сразу нашёл  Катю, зажигающую свечу у какой-то иконы. Собор высоченный, огромный,  богатый старинной росписью и древними иконами. Но он не всегда такой был, несколько раз перестраивался и достраивался, поэтому получился  несимметричным.

Я начал  медленно двигаться по кругу, осматривая висящие иконы. Справа от входа находится царская купель для крещений. Перед алтарем  - захоронения  грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II – царя Кахетии и  царей династии Багратиони.

Но главная реликвия собора  - это  Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма,  а вокруг него выложен невысокий мраморный бортик, покрытый какими-то письменами.

Из собора мы вышли вместе с дочерью в направлении главного выхода из церковного двора. Дьякон продолжал кропить туристов и я глазами указал ему на Катю, которую он тут же щедро и оросил.

- Откуда приехали? - громко спросил он.
- Из Одессы.
- А ну, идите сюда, - подозвал он и повёл нас в какую-то комнатку, где вручил Кате ручку и нарезанные бумажки. - Пишите имена, помолюсь за здравие.

Потом мы чуть-чуть прошлись по реставрированной Мцхете. Красиво! Погулять бы часок, но нужно было ехать в Джвари. Храм находился совсем рядом. но всё же в стороне. К счастью, мы были на колёсах, и на гору карабкаться не пришлось.
Поднимаясь вверх,  мы любовались видом древнего храма. Сверху, со смотровой площадки - замечательным пейзажем, видами на Мцхету. Бывшая столица Грузии лежала перед нами как на ладони, а совсем рядом Арагви впадала в Куру. Погода была изумительная, можно было видеть даже заснеженные вершины кавказских гор.

Мы успели всё, что намечали на день и были довольны. На завтра же планы были ещё грандиознее, и мы с Амираном договорились, что он заедет за нами в восемь утра.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/06/21/1663.