Путевые заметки. Крит. ч 4

Владимир Островитянин
  А под утро неожиданно резко испортилась погода.  Хлынул ливень. И стало понятен наш вчерашний смешной улов –  виновата стихия!
 Дождина лил целый день и мы законно пересидели непогоду в отеле максимально ближе к халявному бару.

 А на следующий день у нас была намечена поездка на запад острова. На место высадки воздушных десантников вермахта в мае 1941 года.
    После завтрака мы выдвинулись. От нас до нужной точки (городишко Малеме) немногим более 150 км. Поначалу ехали под  дождем, но потом он поутих и поднялся ветер. На горных участках шоссе наблюдались многочисленные смывы красной грязи, а потому передвигаемся осторожно. В одном месте видели на краю дороги  отколовшийся и упавший сверху кусок камня или какой-то породы. И там рядом с ним стоял полицейский автомобиль как бы предупреждая водителей об опасности.
 
   Ехали до места где-то поболее 4-х часов. Немного поплутали в Малеме, но все же выехали к мемориальному комплексу и некрополю на месте высадки германских десантников.

   Место историческое. 20 мая 1941 года началась операция вермахта Меркурий с целью захвата острова Крит.

   В общей сложности 10 тыс. парашютистов десантировались с транспортников Ю-52. И еще 80 планеров на буксире тех же Ю (далеко не все, конечно) приземлились на прибрежный аэродром в Малеме, который был под обстрелом с высоты 107.

  А мы подъехали к ней, где и было мемориальное кладбище немецких десантников. Высоту обороняли, в основном, новозеландцы, что были в составе английских войск  и оборонялись они весьма  успешно. Большое число немецких парашютистов было расстреляно еще в воздухе. Десантировались они только с личным оружием и гранатами.

  Потери штурмующих были невероятные. На этом кладбище захоронены более 3600 парашютистов генерала Штудента и отборных солдат 5-й горно-егерской дивизии Ригеля.
  После  завершения операции Штудент и Ригель в ставке Гитлера (июль 41-го) получили  награды и утверждение фюрера, что более никогда вермахт из-за таких огромных потерь не будет проводиться таких массовые воздушно-десантные операций.

   А мы, оставив свое авто на стоянке  – чуть ниже парковались туристские автобусы, поднялись на площадку перед зданием с маленькой колоколенкой на крыше.
   Во  дворике с цветущим кустом стенка с надписью о том, что это такое здесь.
   В самом домике на стенах фотографии с эпизодами  высадки и ящик - копилка для пожертвований на содержание некрополя.

   Потом длинная дорожка на высоту и вот поле-захоронение на плоской вершине. Среди травы  серые плиты с именами совсем молодых ребят, судя по датам рождения и смерти. В некоторых и по двое. А второй – это неизвестный солдат Германии.
   Где-то стоят стаканчики со свечами. А на некоторых плитах детские игрушки. Нашли, значит,  мамочки своих сыночков.

    В крайней точки мемориала у досок с именами погибших зеленое дерево постриженное под свечу.
    А мы спускаемся вниз. Перед нами ушла на стоянку большая группа туристов. И,  от нашего авто,  мы услышали с той  стоянки  речевку по-немецки, а далее дружное – Хох! Хох! Хох!
  Это, наверное, означало – Мы помним вас братья и ваш подвиг! Ура! Ура! Ура!

  А потом мы поехали в залив Суда, куда одновременно с высадкой десантников в Малеме шли немецкие транспорты поддержки с тяжелой техникой. А с высоких берегов залива их  обстреливали британцы. А там были и новозеландцы, и австралийцы, и южноафриканцы.

  Посетили мы и это мемориальное кладбище, где захоронено  примерно такое же количество погибших, как и в Малеме.
   Ходили. Смотрели. А меня спрашивали пожилые туристки (на английском) А почему здесь на памятниках Острелиан и Нью Зеланд? Как смог отвечал. Но был удивлен, что им неизвестно об истории Великобритании и составе ее доминионов
.
   А потом мы ходили по задворкам мемориала и искали захоронения русских. А они там были, судя по инфе. Но везде решетки закрывали боковые проходы и мы ничего не нашли.
   Затем мы внимательно осмотрелись, зная, что на склонах где-то на задворках есть памятник со времен немецкой оккупации Крита. Это стилизованный орел, врезающийся в землю. Греки его не разрушили и он стоит до сих пор где-то на задах частных строений.

   Разыскали таверну здесь же на берегу залива. Вкусно пообедали. И очень удивились вот такому эпизоду. За соседним столиком сидела молодая дама с 250-граммовой бутылочкой местной водки УЗО и баллоном минеральной воды. Больше мы у ней на столике ничего не заметили. Выпила бутылек в несколько заходов. Вышла и уехала со стоянки (мы видели!) за рулем авто.

Спросили официанта – а куда она?
    А он – У ней перерыв был обеденный, а сейчас она поехала на службу.
    Вот так! Мы дружно и с восторгом ей вслед зааплодировали! Это точно НАШ человек!

    А потом направились в Ретимно. Один из туристических центров Крита. Но добрались только до гавани с огромной венецианской крепостью и встали. Запарковаться абсолютно негде! На несколько минут приткнулись в какое-то окошечко среди машин, а это оказалось место таксистов. Наваляли нам они всего по полной. Но мы все же успели погулять немного по набережной около крепости и маяка. В этот день задул северный ветер с накатом высоких волн на бухту города.

    Запланированный поход в местный музей  не состоялся – припарковаться БЫЛО НЕГДЕ! Все-таки приезжать в эти места надо на туравтобусах. Городишки маленькие и на ногах можно все осмотреть. Ну, а мы  выехали на прибрежную трассу по направлению в Гувес и наш отель.


 Окончание - http://www.proza.ru/2018/06/26/81