Отцово наставление, часть 1

Лидия Алексеева 2
ОТЦОВО
НАСТАВЛЕНИЕ
И его благословение

Глава I

Уж не знаю точно где,
Жил-был мельник на селе
И его трое сыновей:
Данила, Пётр и Андрей.

Их всех любил отец сердечно,
Но жизнь отца, увы, не вечна.
Старик почувствовал когда,
Мир покидать пришла пора,

Сначала кликнул старшего сына.
Сказал: – Умираю я, Данила,
Что в наследство тебе оставить,
Богатство иль совет на память?

– Богатство, батюшка, конечно,
Хоть и оно не вечно,
Но сыт не будешь наставленьем,
Драгоценности и деньги, без сомнения.

– Будет так, как ты просил.
С этим Данилу отпустил,
Позвал среднего, сказал ему:
– Скоро, Петя, я умру.

Что, сынок, тебе нужнее –
Моё отцово наставленье,
Иль богатство и казна?
– Нужно мне, отец, сполна,

Разумеется, богатство.
С ним и ума смогу набраться,
И вкусно есть, и сладко пить,
И в собственных хоромах жить.

– Я исполню твою волю,
Дам казны немалу долю.
А теперь, иди скорее
И пришли ко мне Андрея.

      *     *

Вот явился младший сын,
Низко голову склонил.
Говорит отец вздыхая:
– Я, сыночек, умираю.

Мир покидая этот бренный,
Знать мне нужно непременно,
Что тебе дороже – состоянье
Иль отцово наставление?

Что ты хочешь, дорогой,
Сердце мне своё открой.
– Мне не нужно богатств и даров,
Был бы только ты жив и здоров.

– Ты прости меня, сынок,
Только вышел, видно, срок,
Жизнь кончается моя,
Чем же одарить тебя?

– Тогда дай благословенье
И своё отцово наставленье.
Проживу я без богатства,
А без совета как остаться?

– Ты хороший сын, Андрей,
Будешь счастлив – мне поверь.
Вот отцово наставленье:
Наберись, сынок, терпенья.

Как умру, похоронят меня,
От могилы не отходи три дня
И сиди на ней три ночи,
Не смыкая свои очи,

Примечай любую малость,
Несмотря на сильную усталость.
Знай, что после трудностей всех
Тебя ждёт невиданный успех.

      *     *

А на следующий день
Отец собрал всех сыновей
И сказал им не тая:
– Жизнь кончается моя.

Всю казну и всё богатство
Оставляю старшим братцам,
Поделите его пополам,
А младшему Андрею дам

Отцово наставленье
И своё благословенье.
Переглянулись Пётр с Данилой
И ухмыльнулись злобливо:

«Ах, Андрюша, вот чудак,
Всё-то у него не так».
Но не заметил младший того,
Совсем другое волновало его.

Ему было от горя невмочь.
Отец скончался в ту же ночь.
Вот похоронили отца.
Наследство поделили два молодца,

Как отец и завещал,
Петр с Данилой пополам.
А Андрею ощутимого ничего –
Наставленьем одарил отец его.

И сказали братья старшие
Снисходительно младшему:
– Можешь жить у нас остаться,
Вместе с дворнею питаться.

– Спасибо, братья, и на этом,
Но не буду дармоедом.
Стану я пасти ваш скот
И дежурить у ворот.

Сердце доброе заныло
И пошел сын на могилу,
Чтобы там три дня и ночи,
Дежурить, не смыкая очи.

      *     *

В конце первой ночи, пред зарей,
Еще сумрачной порой
Вдруг услышал Андрей ржанье
На коротком расстоянье.

Глаза поднял. Смотрит он,
Будто бы прекрасный сон,
Перед ним стоит красивый
Вороной конь с длинной гривой,

С пышным завитым хвостом,
Сбруя блещет серебром,
Седло из золота и кожи,
Дышит он огнем, похоже:

Дым струится из ушей,
Пламя пышет из ноздрей.
Говорит: – Садись в седло,
С тобой помчимся далеко,

Полетим или поскачем,
Если хочешь, в страну счастья.
– Нет, не могу, спасибо,
Нельзя мне уйти куда-либо.

– Тогда поступим так, Андрей,
Из гривы вырви-ка моей
Небольшой пучок волос.
Если будет во мне спрос

Или надобность любая,
Волосок дотла сжигай.
И я встану пред тобой,
Словно лист перед травой,

Не хуже чем родная мать
Во всём стану помогать.
Решу любую задачу.
Только так, а не иначе.

Волоски успел лишь взять в ладонь,
Как исчез бесследно конь.
Андрей же пучок с волосами
Под могильный убрал камень.

      *     *

В ночь вторую пред зарей,
Еще пасмурной порой,
Опять слышит Андрей ржанье
На коротком расстоянье.

Посмотрел он – конь гнедой
Сам весь будто золотой,
Дым струится из ушей,
Пламя пышет из ноздрей,

Вся серебряная сбруя.
Резвый конь, словно танцует!
Пышный хвост, курчава грива,
И седло на нем красиво,

Все резное, расписное,
Несказанно дорогое.
– Я скажу тебе вот что.
Садись, Андрей, в моё седло,

Полетим с тобой, поскачем,
Если хочешь, в страну счастья.
– Нет, не могу, спасибо,
Нельзя мне уйти куда-либо.

– Ну, тогда возьми, сынок,
Ты волос моих пучок.
Коль нужен буду, господин,
Волосок сожги один.

И я встану пред тобой,
Словно лист перед травой,
Поддержу тебя тотчас
Любой выполню приказ.

Лишь взял волосы в ладонь,
Как пропал внезапно конь.
Андрей пучок тот с волосами
Под могильный убрал камень.

      *     *

На могиле Андрей третью ночь.
Уж совсем ему невмочь,
Плачет горючими слезами.
И вдруг слышит ржанье,

Видит белого коня,
У того глаза горят,
Дым струится из ушей,
Пламя пышет из ноздрей,

На спине седло златое,
Всё резное, расписное.
Сбруя блещет серебром,
Стремена горят огнем,

– Садись, Андрюша, на меня,
Куда желаешь, понесу тебя,
Полетим с тобой, поскачем,
Если хочешь, в страну счастья.

– Хочу, но не могу. Спасибо.
Отлучаться нельзя куда-либо.
– А тогда вот что, Андрей,
Из гривы вырви-ка моей

Небольшой пучок волос,
Возникнет коль какой вопрос
Или надобность какая,
Волосок один сжигай,

Тут же встану пред тобой,
Словно лист перед травой.
Помогу на самом деле,
Даже в самом сложном деле.

Вырвал он волос пучок,
Завернул его в платок,
Положил под тот же камень,
Рядом с прежними пучками.

Будто здесь и не было коня.
А утром следующего дня
Ещё раз всплакнул Андрей
И, хоть не спал несколько ночей,

Пошёл дежурить у ворот
И пасти братишек скот.
Долго ль, мало ль так он жил,
Пастухом братьям служил.

Ежедневно утром рано
Выгонял он в поле стадо,
Оберегал его весь день,
Домой гнал, когда темнело.

Всю ночь сидел он у ворот,
А когда и что брал в рот,
Сказать я точно не могу,
Но не клял свою судьбу.

Продолжение следует