Истории из Алькиной жизни

Галина Лучик
Сценарий короткометражного фильма

1950год. ЛЕНИНГРАД

1. ИНТ. КОМНАТА В КОММУНАЛЬНОЙ КВАРТИРЕ.ВЕЧЕР.

БАБУШКА АЛИ (52), неграмотная домохозяйка, худенькая, маленькая женщина. Нос картошкой, глаза серые печальные, всегда дома носит хлопчатобумажный платок, чаще черный. У нее всего два темных платья. Характер добрый и смиренный. Любит вязать, готовит всегда очень простые блюда без изысков. Потеряла в войну двух детей: мальчика и девочку. Внучка АЛЯ (6) для нее как свет в окошке. Любит АЛЮ  и почти всегда все ей разрешает.

ДЕДУШКА АЛИ (51), плотный мужчина с крупным носом и серыми глазами. Волосы черные, волнистые. Характер твердый, уравновешенный. Работает старшим инженером на заводе. ДЕДУШКА очень любит АЛЮ.

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА(27),мама АЛИ, стройная молодая женщина. Глаза темно-серые, волосы до плеч с послевоенной прической.Характер экспрессивный. Она очень любит всеми руководить. Требовательна к себе и людям.

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ (31),папа АЛИ, высокий, худощавый мужчина с добрыми, голубыми глазами. Всю блокаду работал в Ленинграде, ловил немецких шпионов.  Собирается в длительную командировку в Одессу с женой и дочкой. 

Комната большая с широким трехстворчатым окном. Стены выкрашены  темно-зеленой масляной краской. В комнате сырость, по стенам стекают влажные капли. У левой стены большая металлическая кровать с шарами-набалдашниками. Покрыта простеньким пикейным покрывалом. К нему привязаны белые накрахмаленные подзоры, связанные БАБУШКОЙ. Далее стоит старый платяной светлый шкаф. Прямоугольный стол стоит ближе к окну, не по центру. Вокруг него три старых венских стула. Справа у стены кроватка АЛИ и старинный буфет, на котором стоят фарфоровые фигурки. На стене висит, как тарелка, старый репродуктор.

В комнате стоят ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА и МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ.
Напротив них стоит ДЕДУШКА, а БАБУШКА встает на колени перед ними.

 БАБУШКА
(со слезами)
Ларочка! Мишенька! Оставьте нам свою дочку. Мы ведь с дедом похоронили в блокаду двух детей! Нам очень тяжело!

ДЕДУШКА
ЛАРА! Нам без Алечки никак нельзя! Мы к ней привыкли. Она нам заменяет дочку. Просим Вас обоих. Оставьте девочку с нами, а сами уезжайте в свою командировку.                Там еще родите. Не оставляйте нас одних!

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
(раздраженно)
Папа! Ну что ты заладил: оставьте, оставьте!Это наша дочь. Мы должны ее сами воспитывать.

БАБУШКА
(на коленях стоит и плачет)
ЛАРОЧКА! Оставь девочку, Оставь! Без нее нам будет худо!

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
Мы ее для себя рожали, а не для вас с дедом. Вы нам помогли, а теперь уж будем сами справляться. И так уж вы ее разбаловали.

ДЕДУШКА
ЛАРА! Оставь нам внучку. Мы без нее умрем. Не для кого будет жить. У тебя же муж есть, еще родишь.

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Лара! Может уступишь старикам. Вишь как просят.

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
Да они не смогут воспитать как следует. Будут девочку баловать, а я люблю дисциплину. Она должна быть лучшей.

БАБУШКА
(склоняя голову еще ниже)
Лара! Да не будем мы ее баловать!

ДЕДУШКА
И я говорю. Не будем баловать. Она у нас покладистая, добрая, ничего лишнего никогда не просит.

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
(строго)
Скрепя сердце, так и быть, оставим с вами дочку. Нам уже скоро уезжать в Одессу. Но если что будет не так, то сразу ее заберем. Так и знайте!

МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
Будем на вас надеяться, что не избалуете.

ДЕДУШКА
Да уж и не сомневайтесь! Все будет путем.

БАБУШКА
(вставая с колен, подбегает со слезами к ЛАРИСЕ МИХАЙЛОВНЕ и обнимает ее)
Вот уж спасибушки, дочка. И тебе зятек, спасибо.

ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА
Да, ладно! Что за телячьи нежности!

ЗТМ

2.НАТ. УЛИЦА. ОСТАНОВКА ТРАМВАЯ. ДЕНЬ.
Ленинград. 1955 год.
АЛЯ (11) худенькая стройная девочка, ученица четвертого класса. Характер добрый, открытый. В классе она - заводила, иногда задирает свой нос перед одноклассниками. Отличница, помогает одноклассникам в учебе. Из Бабушки вьет веревки, делает то, что хочет. Обижена на родителей, что ее бросили и уехали в командировку. Хочет участвовать в  работе драмкружка. Мечтает быть артисткой.

ТОМА (11), стройная школьница с карими глазами и рыжими косичками, острым носиком и острым язычком.  Девочка сумасбродная, решительная, уверенная в себе, не допускающая  нарушения своих границ. ТОМА - одноклассница АЛИ. Она дружит с ней с первого класса и старается ее опекать. Для поддержки подружки ТОМА едет с ней поступать в драмкружок. ТОМА поддерживает АЛЛУ всегда, но иногда на нее покрикивает, когда та бывает неуверенной.

АЛЯ и ТОМА стоят на остановке трамвая. Обе в коричневых школьных формах с белыми воротничками, но без передников. Коричневые платья ниже колен.АЛЯ и ТОМА  собираются ехать в Дом пионеров. На остановке еще три человека.

АЛЯ
Томка! А вдруг мы опоздаем?

ТОМА
Чего ты трясешься, Алька? Успеем!                Вон вдалеке уже и трамвай видать!

Приходит трамвай. Девочки поднимаются в трамвай вместе с другими пассажирами. Двери трамвая закрываются, и он трогается с места.

3. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ВНУТРИ ТРАМВАЯ. ДЕНЬ.
В трамвае много свободных мест. Девочки усаживаются рядом и начинают разговаривать. Справа от них сидит пара пожилых людей.

ТОМА
Алька! А я знаю, что ты точно поступишь в драмкружок. Ты же у нас талантливая! Вон как здорово училку сыграла на школьном вечере.

АЛЯ
Сыграла я всего-то один раз. А других ролей не играла. Но, конечно, попробовать хочется. Томка! А ты не бойся, может и тебя возьмут.

ТОМА
Да, возьмут! Как же! Я никогда и не пробовала. Еду с тобой за компанию, по дружбе.

СЕДОЙ ПАССАЖИР
Девочки! Вы что так громко разговариваете? Думаете, всем это интересно?

АЛЯ
Простите!

Девочки умолкают и едут в тишине.

Женщина - КОНДУКТОР (40) ходит по вагону, через плечо перекинута сумка с билетами и деньгами.
 
КОНДУКТОР
Следующая остановка - улица комиссара Смирнова. Девочки! Ваша остановка.

ТОМА
Спасибо.

Трамвай останавливается, девочки быстро выходят. Двери закрываются.

4. НАТ. ЗДАНИЕ ДОМА ПИОНЕРОВ. ДЕНЬ.
АЛЯ и ТОМА стоят перед зданием. Оно напоминает маленький уютный дворец.        Над дверью надпись: Дом пионеров.

АЛЯ
Какой интересный дворец. Здесь до революции жили, наверно, князья или графья. 
Ой, как я боюсь! А вдруг не примут?

ТОМА
Не дрейфь! Куда они денутся? Ты ведь - вылитая артистка. Давай лучше откроем дверь.

Дверь массивная, тяжелая. Девочки с трудом открывают входную дверь и входят внутрь. Дверь закрывается.

5. ИНТ. КОМНАТА ДРАМКРУЖКА. ДЕНЬ.
Комната просторная. У левой стены стоит преподавательский стол. По стенам расставлены стулья, на которых сидят ученики 4-6 классов, мальчики и девочки (около двадцати человек). Два окна напротив входной двери. На подоконниках стоят несколько цветков в горшках. Занавески на окнах салатного цвета.

За столом сидит руководительница драмкружка ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА (42), полноватая женщина. Глаза серые,  блестящие.У нее роговые очки. Каштановые волосы уложены в валик сзади. У Валентины Ивановны нет своих детей. Она - энтузиастка. За малые деньги работает с детьми во Дворце пионеров. Она уже давно ушла из театра, т.к. ей не давали больших ролей. Детей она любит.
Перед ней на столе лежат тетрадь в клеточку, ручка с пером, карандаш и промокашка. Рядом стоит чернильница-непроливайка.

Дверь тихо открывается.  Входят АЛЯ и ТОМА.
Валентина Ивановна отрывает глаза от своей тетради.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Девочки! А вы почему так опаздываете? Все уже давно собрались.

АЛЯ
(смущенно)
Простите, пожалуйста. Мы трамвая долго ждали. Нам далеко ехать.

ТОМА
Почему-то трамваи днем редко ходят.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА
Если вы будете приняты в кружок, то попрошу в будущем не опаздывать. Семеро одного не ждут! А сейчас подойдите ко мне.

Аля и Тома подходят к столу.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Я уже всех ребят записала в Список. Как ваши фамилии, какой класс, какая школа. Вы из нашего района?

ТОМА
Да мы из этого района. Я Тамара Панина, 4-б класс, 150-я школа.

Валентина Ивановна записывает.

АЛЯ
А я тоже из  4-б класса. 150 школа.  Мы из одного класса.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
А фамилия и имя у тебя есть?

АЛЯ
(смущенно)
Свиридова Алевтина, а проще Аля.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Хорошо, я вас записала. Садитесь на свободные места.

Девочки присаживаются с левого краю поближе к столу.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
А сейчас будет проверка ваших способностей, ребята. В объявлении было написано подготовить стих, басню, песню и танец. Кто первый хочет выступать? Кто самый смелый?

ПЕТЯ (11), низкорослый мальчик с карими глазами, коротко стриженый, плотного телосложения, на щеках ямочки, одноклассник Али. Одет в серую форму с белым воротничком.

ПЕТЯ
(поднимая руку)
Я могу!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Ну, давай смельчак. Назови фамилию, имя.

ПЕТЯ
Смеляков Петр.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Как раз фамилия соответствует. Слушаем тебя, Петр.

ПЕТЯ
(встает в позу и начинает читать с пафосом )
СТИХ.
БОРОДИНО.
Михаил Лермонтов

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(перебивая)
Стоп! Достаточно.  А петь можешь?

ПЕТЯ
(гордо)
 Я петь люблю!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Тогда начинай.

ПЕТЯ
( начинает петь мимо нот)
Город над вольной Невой,
Город нашей славы трудовой,
Слушай, Ленинград, я тебе спою
Задушевную песню свою.
Слушай ...

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(закрывая уши руками))
Да...  Достаточно, Петя. 
А какая у тебя отметка по пению?

ПЕТЯ
(морщась)
Да пока что трояк. Учительница говорит, что надо развивать слух. Но я стараюсь петь погромче, может он и разовьется.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Пой потише. Тебе надо действительно развивать слух. Мне все понятно. Садись на место.

ПЕТЯ
А как же танец?

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Нет, не надо. Уже и так все понятно.

Петя удрученно садится обратно на свой стул.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(что-то помечая в своей тетрадке)
Так. Кто следующий?

ТОМА
(тянет руку)
Я хочу. Я!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Давай, выходи! Как твоя фамилия и имя?

ТОМА
Так вы только что записали! Тома Панина.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(с раздражением)
Начинай, Тамара. Что ты нам расскажешь сейчас? Готова?

ТОМА
(смело глядя на учительницу)
А я и не готовилась.  Но сейчас что-нибудь вспомню.

Стих-песня: "Шумел камыш"
(начинает речитативом)
Шумел камыш, деревья гнулись,
А ночка темная была…
Одна возлюбленная пара
Всю ночь гуляла до утра.

Тома делает разные ужимки. Ребята хохочут.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Хватит, хватит! Ты учишься в четвертом классе и
не знаешь ни одного стиха? Чему же вас там в школе учат?

ТОМА
(с гордостью)
Так я все уже забыла. Учу перед уроком, как вызовут -  отвечу и сразу забываю.

Все ребята кроме Али смеются.

ПЕТЯ
Томака - забывака!

Опять взрыв хохота.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Тома, сюда пришли ребята, которые хотят играть в спектаклях. А там надо учить роли и не забывать!  Садись!

ТОМА
 А как же песня и танец?

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Уволь меня от этого!

ТОМА
(садясь на место)
Ну и ладно. Я, в общем-то, пришла поддержать подружку. Это она хочет в артистки. А я - то буду парикмахершей!

 Ребята опять смеются.
 В это время кто-то стучится в дверь. Валентина Ивановна встает, идет к двери и выходит за дверь. Дверь закрывается.

6. ИНТ. КОРИДОР ДОМА ПИОНЕРОВ.ДЕНЬ.
У дверей комнаты стоит секретарша КИРА, девушка 22 лет. Глаза зеленые, фигура стройная, стрижка короткая. На ней надеты юбка-карандаш и жилет темно-зеленого цвета. Блузка белая с жабо. В руках она держит толстый журнал.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Кира, у меня сейчас занятие. Что-нибудь срочное?

КИРА
Да, срочное. Директор просил обойти всех преподавателей и получить подписи по противопожарной безопасности. Скоро комиссия приедет, а там не у всех подписи.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Давайте я быстренько распишусь. Если вдруг пожар, то я знаю, как быстро вывести детей из здания.

КИРА
(протягивая журнал и ручку)
Вот здесь распишитесь, Валентина Ивановна.

Валентина Ивановна расписывается в журнале и отдает все обратно Кире.
 
ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Надеюсь, что больше сегодня не будет срочных дел.

КИРА
Спасибо, Валентина Ивановна. Я тоже надеюсь

Кира поворачивается и уходит с журналом. Валентина Ивановна открывает дверь и возвращается в комнату.

7. ИНТ. КОМНАТА ДРАМКРУЖКА. ДЕНЬ.
В комнате двадцать ребят громко разговаривают между собой. Открывается дверь, Входит ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА и садится за стол. Она стучит карандашом по столу.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Тихо, тихо. А сейчас послушаем, что может нам показать  подруга ТОМЫ.

АЛЯ
(выходя к столу)
Меня зовут Свиридова Аля.Я прочту басню Ивана  Андреевича Крылова " Ворона и лисица ".

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Начинай, Аля.

Аля начинает читать с большим выражением.

АЛЯ
(Сжимает и разжимает кулачки)
Басня "Ворона и лисица"
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец
всегда отыщет уголок.

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
     Да позадумалась, а сыр во рту держала.
     На ту беду Лиса близёхонько бежала;
     Вдруг сырный дух Лису остановил ...

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(останавливая ее)
Хорошо. Достаточно.
А теперь, Аля, спой что-нибудь.

АЛЯ
(переводя дыхание)
Я спою песню "Восемнадцать лет"

За рекой, за лесом
Солнышко садится.
Что-то мне, подружки,
Дома не сидится.

Сладкая истома,
Черемухи цвет...
Усидишь ли дома
В восемнадцать лет!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Хватит, Аля! Все понятно. А танцевать умеешь?

АЛЯ
Меня дедушка научил плясать "Яблочко". А больше ничего не умею.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Давай "Яблочко"

АЛЯ
Только мне надо, чтобы все похлопали, раз без музыки.

Валентина Ивановна и ребята начинают хлопать в ладоши.

АЛЯ
(задорно пляшет и поет одновременно)
Эх, яблочко, да на тарелочке,
Надоела жена, пойду к девочке,
Надоела жена, пойду к девочке.

Эх, яблочко, куда ж ты котишься,
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься.
К чёрту в лапы попадёшь,
Не воротишься.

Эх, яблочко катись по бережку,
Купил товар, давай денюжку,
Купил товар, давай денюжку.

Особенно хорошо у Али получается плясать вприсядку.
Ребята хлопают с восторженным видом.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Хватит- хватит, Аля! Спасибо!

Все ребята дружно хлопают. Им понравилось. Аля демонстративно делает низкий поклон и садится на место.
 
ТОМА
(наклоняясь к Але)
Ну, ты даешь! Прям настоящая артистка! Здорово! А мне-то тут и делать нечего. Это не мое.

АЛЯ
(шепотом)
Подожди, еще результаты не объявили!

Ребята начинают между собой разговаривать, возникает шум.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Тише, Тише. Кто хочет следующий?

ИЛЬЯ (12), высокий, худенький мальчик, с растрепанными волосами. Глаза темно-серые. Одет в серую школьную форму с белым подворотничком. Ботинки не чищенные.

ИЛЬЯ
(тянет руку)
Я! Я!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Подходи сюда, к столу. Назови имя, фамилию и начинай.

ИЛЬЯ
Меня зовут Илья Звягинцев.
Я прочту  Пушкина "У лукоморья"

ИЛЬЯ начинает читать, ребята и Валентина Ивановна слушают.

                ИЛЬЯ
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей ...

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
(прерывая)
Достаточно, ИЛЬЯ. А петь умеешь?

ИЛЬЯ
Петь я не умею. Медведь на ухо наступил.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
А плясать можешь?

ИЛЬЯ
Да, я и не пробовал. Не мое это - плясать.
Я хотел бы в трагедии играть без всяких танцев.

Ребята смеются.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Будущий артист должен уметь все и быть пластичным и ритмичным, иначе хорошего артиста не получится! Садись, Илья.Ребята я всех послушала. Многие молодцы, но не все. Сейчас я выйду на пару минут в преподавательскую за журналом. Не шумите. Я скоро вернусь и расскажу о результатах.

 Валентина Ивановна встает и выходит из комнаты.

8. ИНТ. КОРИДОР В ДОМЕ ПИОНЕРОВ. ДЕНЬ.
ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА идет по коридору и встречает ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВИЧА (38). Он - преподаватель дзюдо. Невысокий, плотно сбитый черноглазый мужчина в спортивном костюме. Улыбчивый и обаятельный.

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
Как дела, Валентина Ивановна? Пришли интересные ребята в кружок?

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Да, несколько ребят очень даже способные, особенно одна девочка! Сейчас буду объявлять им результаты прослушивания.

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ
Счастливо! А у меня сегодня тоже будет встреча с новыми ребятами.

9.ИНТ. КОМНАТА ДРАМКРУЖКА. ДЕНЬ.
Двадцать ребят, в том числе, ТОМА, АЛЯ, ПЕТЯ, ИЛЬЯ,КИРИЛЛ,  ИВАНОВ РОМАН и МИТРОХИНА АНЯ сидят на стульях и галдят в отсутствии Валентины Ивановны. Тома подбегает к столу и смотрит в записи Валентины Ивановны. Она отбегает от стола, садится на место и шепчет Але на ухо.

ТОМА
Там у всех стоят плюсы  или минусы. А у тебя почему-то не как у всех:
стоит восклицательный знак.

АЛЯ
(шепотом)
Сейчас она придет и все скажет.

Дверь открывается. Входит ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, садится за стол и объявляет.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Сейчас я скажу, кто точно поступил в драмкружок.
Иванов Роман
(мальчик улыбается),
Митрохина Аня
(девочка расплывается в улыбке).

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
Еще долго Валентина Ивановна читает список
поступивших.Затем переходит к тем, кто не прошел.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Не рекомендуется заниматься у нас ТАМАРЕ (Тома ухмыляется), КИРИЛЛУ и еще трем ученикам.

АЛЯ
А Вы меня не назвали?  Где же я, в каком списке?

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
А ты, АЛЯ, принимаешься без всяких возражений!Из тебя точно получится артистка!

АЛЯ улыбается. Она рада.

ТОМА
(шепотом)
Я же тебе говорила, что поступишь. А ты не верила! Это я пролетела, я ведь только с тобой за компанию приперлась.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
На сегодня все! Будем прощаться. Встречаемся в среду в три часа дня, приходят все, кто принят. Вовремя! Всем понятно?

РЕБЯТА
(хором)
ДА!!!!

Ребята начинают выбегать из помещения.

АЛЯ с ТОМОЙ выходят последними и закрывают за собой дверь.
В комнате остается только Валентина Ивановна.

10.ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ВНУТРИ ТРАМВАЯ. ДЕНЬ.
Аля и Тома сидят на скамейке в трамвае и тихо разговаривают.
 
АЛЯ
А я не знаю, как сказать бабушке, что меня приняли. Она точно будет не довольна.

ТОМА
Ничего! Побурчит и разрешит.

АЛЯ
Да, тебе легко говорить. Тебя за отметки не ругают. А я если только одну четверку принесу в дневнике,так сразу никуда не пускают.

ТОМА
А чего такие строгости-то у вас?

АЛЯ
Бабушка с дедушкой потеряли во время блокады и дочку, и сына. Осталась только старшая дочка - моя мама.  А папу моего послали на несколько лет в командировку в Одессу. Родители хотели меня взять с собой, а бабушка на коленях упросила оставить меня. Ведь они с дедушкой двоих детей потеряли и очень тоскуют.

ТОМА
Ну, и что - что родители оставили?

АЛЯ
А то. Мама сказала: Если Аля будет получать четверки, то они заберут меня к себе в Одессу.

ТОМА
Так из-за этого бабушка может тебя не пустить в кружок?

АЛЯ
Да-да! Как раз из-за этого! Бабушка с дедушкой очень любят меня   и не хотят отпускать к родителям.

ТОМА
Но у тебя в последнее время были же одни пятерки.

АЛЯ
Да, я только на это и надеюсь, что бабушка отпустит в среду.

ТОМА
А давай сейчас выйдем, сбегаем на поле и на ромашках погадаем.

АЛЯ
Давай.

Трамвай останавливается. Девочки выходят из него. Двери закрываются.

11.НАТ. УЛИЦА. ОКРАИНА ЛЕНИНГРАДА. ДЕНЬ.
 АЛЯ и ТОМА идут по улице и сворачивают на пустырь к полю. Вдалеке видны покосившиеся деревянные домики. На пустыре растут мелкие луговые ромашки. Девочки набирают по букету.Аля начинает гадать, вытаскивая одну ромашку, отрывая лепесток за лепестком.

АЛЯ
Пустит - Не пустит - Пустит - Не пустит - Пустит - Не пустит - Пустит! УУУРРАА!!! Пустит бабулечка в кружок!

ТОМА
Я же тебе говорила!

Аля и Тома идут с поля на улицу и подходят к дому Томы.

ТОМА
Ну, Алька, пока. Завтра расскажешь в школе, чем дело закончилось!

АЛЯ
(в задумчивости)
Пока- пока. Конечно, завтра расскажу!

Тома входит в подъезд своего дома.

12.НАТ. УЛИЦА. ДЕНЬ.
АЛЯ с букетом ромашек идет по улице дальше к своему дому. Мимо снуют прохожие. Аля останавливается у подъезда, крутится волчком, открывает дверь и скрывается за ней.

13. ИНТ. КОМНАТА В КОММУНАЛЬНОЙ КВАРТИРЕ. ДЕНЬ.
БАБУШКА сидит на стуле и вяжет крючком салфетку. В комнату входит АЛЯ.

АЛЯ
Бабушка, посмотри, я ромашек нарвала.

БАБУШКА
(отрывая глаза от вязания)
Хорошо. Мы поставим их в стакан. Ты где это так долго шандыбала?

АЛЯ
Бабушка, я ездила с Томкой  в кружок поступать.

БАБУШКА
В какой еще кружок? Ты и так на гимнастику ездишь.

АЛЯ
Бабушка! Это кружок театральный, драматический. Туда еще не всех берут. А меня взяли!

БАБУШКА
(покачивая головой)
От тебя Алька никакого сладу нет. Все бегаешь везде, а кто уроки за тебя будет делать? Я, что ль? Я ведь не могу тебе помочь, я - неграмотная.

АЛЯ
(взмолилась)
Бабулечка! Я все успею. Тем более, что гимнастика в другие дни. А то, что ты не хочешь учить буквы, я не виновата. Я тебе все время предлагаю учиться, а ты отказываешься.

БАБУШКА
Раз в детстве не выучилась, нужно было в деревне взрослым помогать, так уж теперь и подавно не надо мне это. Это Вам молодым в городе нужна учеба.Давай, мой руки. Покормлю тебя, да и за уроки пора!

АЛЯ
(целует бабушку)
Я готова съесть что угодно! И уроки все сделаю, пока дедушка с работы не пришел.

БАБУШКА
Ох, стрекоза! Ох, своевольница! Ты же из меня веревки вьешь!

АЛЯ
И никакие не веревки! Я тебя люблю, бабушка!

ЗТМ   

14. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КЛАССА.УТРО.
В три больших окна заглядывает солнышко. На подоконниках стоят цветы в горшках. В классе три ряда парт. На стенах висят плакаты, расписания, картинки. Ребята готовятся к уроку. ТОМА за первой партой в средней колонке достает из портфеля тетрадку, ручку, учебник по чтению. На партах у всех чернильницы-непроливайки. 

Открывается дверь, вбегает АЛЯ в темно-коричневой форме с белым воротничком, черном переднике. Две темно-русых косы заканчиваются коричневыми бантами.

АЛЯ
(запыхавшись)
Ой, еле успела. Привет, Томка!

Аля судорожно достает ручку из пенала, тетрадку и учебник.

ТОМА
Привет! Что бабушка сказала-то ?

АЛЯ
 Она вчера была очень строгая. Сказала, что если получу в дневнике хоть одну четверку, то больше не пустит в кружок. Так что мне надо стараться. И дедушка с ней за одно!

За дверью звенит звонок. В класс входит учительница ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА (21), ребята встают из-за парт.
Евгения Николаевна - учительница в 4 классе. Худенькая, невысокого роста в строгом светло-сером костюме с пояском. Две нетолстые косицы переплетены на затылке. Волосы прямые, русые. Характер мягкий. Глаза серые.

ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА
(оглядывая класс)
Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я смотрю сегодня все здесь. Можно и не делать опрос.Сегодня мы будем читать Пушкина. Открывайте учебники.

Ребята шелестят страницами.

ЗТМ

15. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ДРАМКРУЖКА. ДЕНЬ.
В комнате сидят 15 девочек и мальчиков.  АЛЯ сидит у левой стены.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Хорошо, что все вовремя пришли. Значит в семьях вас поддержали? Да?

РЕБЯТА
(хором)
ДАААА!

АЛЯ
А мне бабушка сказала, если начну получать четверки, то больше не пустит.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
У тебя, Аля, будет стимул учиться только на отлично!

АЛЯ
Я, конечно, буду стараться, но если вдруг получу четверку, то очень огорчу бабушку.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Все будет хорошо. А теперь начнем! Сегодня вы будете учиться делать этюды. Они должны быть очень коротенькими. Пока все сидите на местах и пробуйте. Будем развивать ваше воображение и фантазию. Представьте, что у Вас в руках иголка и нитка и надо вдеть нитку в иголку.

ИВАНОВ РОМА (11), ученик 5 класса. Одет в школьную форму, воротничок свежий. Глаза карие, глубокие. Ботинки начищены.
По характеру - перфекционист, любит, чтобы все у него получалось наилучшим образом.

ИВАНОВ РОМА
Валентина Ивановна, а у меня не получается!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Не волнуйся, Рома. Даже у самых известных артистов тоже не сразу получались этюды. Просто надо тренироваться.

АЛЯ
 Посмотрите у меня, как получается. Аля начинает слюнявить воображаемую нитку и пытается вдеть ее в иголку.

Аля попадает в ушко не сразу.

АЛЯ
Не сразу вделась нитка, все-таки ушко у иголки маленькое!

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА
Аля, у тебя правдоподобно получилось. Умничка!

ЗТМ.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
 Прошел месяц. Аля получала в школе пятерки, и бабушка отпускала ее в кружок. Но вот настал следующий день.

16. ИНТ. КОМНАТА БАБУШКИ. ВЕЧЕР.
В комнате на стуле сидит БАБУШКА и вяжет крючком белую салфетку. АЛЯ сидит за письменным столом и делает уроки. В руках у нее учебник по математике, она читает. В комнату входит ДЕДУШКА. В руках у него конверт. Он снимает пальто, шарф и кепку и вешает их на вешалку у двери.
БАБУШКА
Наконец-то, пришел с работы.
Сейчас на стол накрою. Будем ужинать.

Бабушка встает и направляется к двери.

ДЕДУШКА
Да, подожди ты, старая, со своим ужином.  Виш, письмо пришло от Ларки с Мишкой. Почитаем, чего пишут-то?

Дедушка берет со стола Аля ножницы, обрезает конверт, достает письмо. Бабушка садится обратно на стул. Аля поворачивается от стола к дедушке. Он разворачивает письмо и начинает читать.

ДЕДУШКА
(читает громко)
Здравствуйте Аля, дедушка и бабушка! Шлем вам свои приветы. Мы живем хорошо, чего и вам желаем. Будьте здоровы.А по поводу поступления Али в драмкружок вот наше последнее слово. Аля может ездить в кружок, только если будут одни пятерки в дневнике. Получит четверку, значит снимаете ее с кружка. Нам нужна отличница, а не артистка. Решение наше окончательное.

АЛЯ
(начинает плакать)
Я и так хорошо учусь. Подумаешь, если одну четверку получу. Как они ко мне строги!

ДЕДУШКА
Аленька! Нам с тобой надо их слушаться. А если будем своевольничать, то заберут тебя от нас с бабкой. Что мы старые тогда делать будем?

АЛЯ
Дедуля! Я вас с бабушкой понимаю и не хочу с вами расставаться. Буду стараться учиться на пятерки.

ЗТМ

17. ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КЛАССА. ДЕНЬ.
Ученики сидят за партами. АЛЯ стоит у доски. ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА сидит за столом.

ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА
 Что-то, Аля, ты сегодня не очень подготовилась к уроку.

АЛЯ
(с удрученным видом)
Я вчера долго репетировала сценку и не успела, как следует, сделать уроки.

ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА
Садись, Аля. Четыре!

Аля подходит к своей парте, садится и начинает тихо плакать.

ТОМА
(сидя рядом за партой)
Да чего ты расстраиваешься? Подумаешь одна четверка. Пустят тебя бабка с дедкой в кружок, пустят!

АЛЯ
(вся в слезах)
Я знаю, что не пустят. Они же меня предупредили!

ЗТМ   
ТИТР: Вот так рухнула Алькина мечта стать артисткой!