Сергей Есин о прозе Елены Новосад

Елена Вячеславовна Новосад
Это просто эссе, а, скорее, ода на радость от закончившегося удачно бесцельного интернетного серфинга, просто потому, что меня упоминает в своих дневниках Сергей Есин, упоминает-то так себе, но и гордиться есть чем. Вообще-то, гордиться можно даже из-за самого факта, что такой человек в своих дневниках пишет обо мне.

Мне крайне понравилась следующая фраза Сергея Есина обо мне: "в литературном смысле все вроде бы на месте, умеет и владеет."

Очень понравилось также, что С.Есин, сравнивая прозу Елены Новосад с дипломом, на его взгляд, очень сильным, Натальи Ч., заканчивает свою мысль так: "Точность следования жизни и доброта писателя -- вот залог долгого существования литературы. А ведь все это по письму гораздо бледнее Новосад".

Что понравилось так себе: "Хорошо выступали по работе Елены Новосад и С. Агаев, и С. Казначеев, хотя Сережа снискал даже аплодисменты за свою находку -- "Новый Сад", ему все же как опытному литературоведу было легче, а вот Самид где-то даже переломил себя, чтобы найти раздумчивую и взвешенную интонацию для критики". НУ КАКАЯ ЭТО НАХОДКА, НУ Е-МОЕ, ТАК В ДЕТСТВЕ МЕНЯ ЕЩЕ ДРАЗНИЛИ, а еще называли "Недосад", "Пересад" и "Самосад". На самом деле, все было немного по-другому, находкой, в действительности, было не это мимишное словосочетаньице, прозрачное, как слеза, по исполнению, а немного другое. Сергей Казначеев дословно сказал следующее: "Зачем нам маркиз де Сад, если у нас есть Новосад?". Вот за что были аплодисменты.

Из моих воспоминаний о Мастере С.Есине, с благодарностью:
Сергей Есин на вступительном экзамене добавил мне балл за мой этюд, ему тогда показалось, что Сергей Петрович Толкачев его недооценил. И я стала студенткой Литературного института имени А.М. Горького. Для меня это было как благословление, окрыление, и я думала все годы учебы, что С.Есин без ума от моей прозы (ошибалась, оказывается), а на защите он даже отметил, что мне идет платье, "как преображает женщин платье", -сказал С.Есин.
После защиты, где меня раскритиковали два приблудных пса, особенно один из них, как мне показалось, был совсем приблудным в литературу - Самед Агаев (это кто такой вообще??? а???? чего написал???), С.Есин мне сказал, что думали меня оставить на второй год, дабы заставить почистить мой диплом от всяческой скверны - мата, секса, чернухи, и через год я получила бы пять, а не четыре, но потом подумали и решили выпустить так. Таким образом, у меня четыре.
А теперь я просто приведу полностью все три (ого! это много!и они не идут подряд,то есть Великий Мастер, то и дело мысленно возвращался к моему творчеству, сравнивал, анализировал) цитаты из книги обо мне, и я горда, что они в принципе существуют.


Из книги ЕСИНА СЕРГЕЯ  НИКОЛАЕВИЧА "Дневник. 2008 год. М:Академик, 2015. (эл.вариант: http://lit.lib.ru/e/esin_s_n/text_0141.shtml)." Цитаты о прозе Новосад Елены Вячеславовны.


"В перерывах между работой на грядках читал к защите в среду студентку-выпускницу Толкачева и заочницу Елену Новосад. Это обычная практика наших выпускников -- сдать диплом, чтобы руководитель не успел обсудить его на семинаре. Допускаю, что С.П. в противном случае много бы подчистил. Это абсолютно маргинальная проза, да еще и с акцентом на эту самую подпольность. Все усугубляется определенной литературной грамотностью выпускницы. Не очень допускаю, что все это ей близко, потому что разрабатывается все довольно головно, а отсюда особенно подло. Возможно, это далекое подражание Сорокину, но у того за всеми его паскудными словечками всегда какая-нибудь идея, а здесь сортир ради сортира. Наша жизнь предстает такой низкой, что просто непонятно, как человек еще что-то делает, изобретает и движется. Кредо дипломницы раскрыто во вступительной статье: "Я больше не думаю, что для того, чтобы писать самому, надо как можно меньше читать других. В связи с этим свое место в современном литературном процессе я обязательно постараюсь занять. Мои предпочтения -- раскрыть человека, его поступки, находить путь, по которому можно успешно развиваться".?
 Дальше Елена Новосад утверждает, что у нее есть свой стиль. Это, наверное, так, но вот беда -- хотя все это довольно легко, с легким оттенком гадливости читается, но ничего не запоминается. Избранные места цитировать не решаюсь. Но в литературном смысле все вроде бы на месте, умеет и владеет."


Далее: "Между домашними работами дочитываю второй диплом ученицы С.П. -- Натальи Чечулиной. Здесь одна повесть "Пока стучали молотки". Повесть посвящена гибели теплохода "Нахимов" в Новороссийской бухте. Все это чрезвычайно просто написано, но очень врезается в память. Столько, казалось бы, на эту тему было написано, а вот здесь что-то и хорошее, и новое. Точность следования жизни и доброта писателя -- вот залог долгого существования литературы. А ведь все это по письму гораздо бледнее Новосад.

ЕЩЕ: "Хорошо выступали по работе Елены Новосад и С. Агаев, и С. Казначеев, хотя Сережа снискал даже аплодисменты за свою находку -- "Новый Сад", ему все же как опытному литературоведу было легче, а вот Самид где-то даже переломил себя, чтобы найти раздумчивую и взвешенную интонацию для критики. Я, говорил, что так сомневался в работе, что хотел идти к ректору, но благо он уехал в Болгарию. Тенденция все же у нас в институте другая -- ближе не к новациям, а к сохранению традиций."

СПАСИБО ВАМ, Сергей Николаевич Есин, я Вас никогда не забуду. Лучше бы вместо Вас умер Агаев.