Балетная история

Евгений Кимов
Самое красивое здание моего родного города – это Дворец культуры, ставший по праву его главной достопримечательностью, своего рода визитной карточкой. С этим дворцом связано много мои детских воспоминаний.  В левом крыле здания на третьем этаже располагалась детская библиотека, в определенный период моего детства я был её активный читатель. А в правом крыле Дворца культуры находился лучший в городе спортзал с баскетбольной площадкой, в течение двух лет я приходил туда на баскетбольные тренировки. Какое-то время, актовой зал дворца использовали как кинозал, мы приходили туда смотреть фильмы. И наконец, во Дворце культуры в самом начале 60х годов открылась балетная студия, мама нас с братом туда отправила, почти год (может и больше) мы её посещали. Моя балетная история закончилась после одного забавного происшествия, которое я вспоминаю и со смехом, и со стыдом.

***

На месте Дворца культуры в довоенное время находился Дом Советов. В то время в Советском Союзе часто для размещения партийных и советских органов строили специальные здания. Во время войны Дом Советов был полностью разрушен, его восстановление не было в числе первоочередных задач в послевоенные годы. Прошло более десяти лет после окончания войны, прежде чем строители начали на том месте новое строительство. Но, это было не здание для партийных и советских чиновников, а Дворец Культуры нового химического завода, который был только что построен и начал работать в нашем городе. 

Дворец культуры «Химик» (такое название он получил) открыли 4 ноября 1957 года в день полёта первого советского спутника, так совпало. Денег на строительство не пожалели, Дворец культуры имел фасад, украшенным классическим портиком на шести колоннах. Здание было построено в стиле дворцов дореволюционной эпохи, но с советской символикой на фасаде здания. Площадка перед ДК «Химик» была огорожена белоснежной оградой, внутри которой были построены два красивых фонтана и посажены молодые елочки. Дворец культуры фасадом выходил на площадь Химиков, которая была в 60х годах центральной площадью города. Внутри здания был тот же классический стиль дореволюционных дворцов с мраморной парадной лестницей, украшенной красной ковровой дорожкой. По лестнице можно было зайти на второй этаж в бальный зал, и на третий этаж, где были два балкона с каждой стороны бального зала. В правом крыле Дворца Культуры располагался актовый зал с небольшим балконом. Этот зал был основным местом культурно-зрелищных и политических мероприятий города. Здесь проходили концерты, партийные и комсомольские конференции и многое, многое другое. Вход в актовый зал находился на втором этаже, на балкон – на третьем этаже здания. Под актовым залом, занимая цокольный и первый этаж, располагался спортзал Дворца Культуры. В левом крыле здания располагались помещения для администрации, кружков и секций Дворца культуры.  Часть левого крыла занимала городская детская библиотека, вход  в неё был отдельный, со стороны старой довоенной площади.

Когда во Дворце культуры открылась балетная студия, то мама нас тут же записала. Мы с братом не сопротивлялись, поскольку не совсем понимали, чего собственно мы там будем делать. Я думаю, она просто хотела, чтобы мы научились хорошо танцевать, это должно было пригодиться в нашей дальнейшей жизни. К сожалению, ей этой цели достичь не удалось, но не мама в этом была виновата. В действительности посещение балетной студии оказалось для меня очень неприятным занятием. От нас требовали, чтобы одевались строго в белых маечках и трусах на резинках не только на поясе, но и на бедрах. В этой одежде мы были похожи на клоунов. В студию ходили в основном девочки, мальчиков было очень мало, и это мне совершенно не нравилось.  Да и сами балетные танцы для уличного мальчишки, каким был я, оказались чрезвычайно скучным занятием. Прошло не так много времени, и я стал заявлять об отсутствии у меня желания заниматься балетом, но мама не позволяла мне бросать студию.

Однако кое-что в балетных занятиях мне очень нравилось, а именно сам Дворец культуры. Обычно я приходил в ДК раньше других (мы с братом ходили на занятия в разные смены), оставлял свои вещи на правом балконе бального зала, который был нам раздевалкой (у девочек раздевалка была на левом балконе) и шел бродить по зданию.  Заходил на балкон актового зала, садился в кресло и смотрел, как на сцене шли репетиции хора или местного театра. Или шёл в спортзал посмотреть тренировку волейболистов или баскетболистов. Бывало, просто бродил по мягким коврам ДК, смотрел большие картины на стенах (репродукции известных советских полотен), либо сидел в мягких креслах бального зала и смотрел через окно на площадь Химиков. Да, Дворец культуры сам по себе мне очень нравился, в нём было интересно, но танцевальные занятия вызывали у меня отвращение.

Перед новым годом наши педагоги решили показать родителям, чему они научили детей. Отчетный концерт балетной студии проходил в актовом зале Дворца культуры. Народу в зале было много, в основном выступали дети средних и старших балетных групп, но несколько номеров подготовили мы, младшая группа балетной студии. Однако мне запомнился только один наш танец, танец зайчиков, его исполнение стало моим последним  танцевальным номером на сцене. Нас одели в заячьи костюмы, на сцене мы должны были стать в круг, плясать вприсядку и двигаться по кругу по часовой стрелке. Плясали мы под аккомпанемент пианино, которое стояло с правой стороны сцены. Зрители смотрели на это и явно скучали. И вот я, приплясывая, делал очередной круг и  вдруг почувствовал спиной, что проскакал совсем недалеко от пианино. И тут же подумал, а что будет коли немного отодвинуться от центра, что тогда будет. Видимо задатки физика-экспериментатора были у меня уже тогда. Отодвинулся и на следующем кругу врезался в пианино, первый в моей жизни эксперимент дал положительный результат. Те, кто сидел в зале увидели весьма забавную картину маслом. Аккомпаниатор от неожиданности подскочила на своём стульчике, и на секунду перестала играть. Я упал на спину, распластался на полу и никак не мог подняться на ноги. Зайчики перестали плясать, и сидя на корточках, испугано смотрели в нашу сторону. Небольшого замешательства на сцене зрителям вполне хватило для веселья, они очнулись от скуки, в зале раздался смех и жидкие аплодисменты. Дома я спросил у мамы, понравилось ли ей наше выступление. Если ты спрашиваешь о том, как ты стукнулся об пианино, ответила мама, то мне было очень стыдно. Больше вопросов я не задавал, было видно, что я её сильно огорчил.   

Мой танцевальный провал имел определённые последствия. Когда в очередной раз я сообщил маме, что не хочу идти на балетные занятия, то услышал в ответ, не хочешь – не ходи. Понятно, ей не хотелось второй раз краснеть за своего сына. Так закончилась моя балетная история. Вскоре и брат тоже перестал посещать балетную студию, сославшись на мой пример. Маме пришлось с этим согласиться. Вспоминаю эту историю, я теперь понимаю, что мама была абсолютно права, мне надо было обязательно заниматься балетными танцами. В старших классах школы неуклюжесть и неумение танцевать обострили мою природную застенчивость, ничего хорошего для меня в этом не было.  Балетная студия могла бы исправить сей недостаток во мне, но этого, к сожалению, по моей вине не случилось.  Есть о чем сожалеть.

***

В семидесятые годы в мои студенческие годы зимой во Дворце культуры проводили танцевальные вечера, как раз в бальном зале. На зимних каникулах я захаживал на танцы, не столько из желания потанцевать, сколько для общения со своими друзьями, которых давно не видел. Меня тянуло на правый балкон бального зала, где когда-то была наша раздевалка. Оттуда я смотрел на танцующую публику, там общался со своими приятелями и, конечно же, вспоминал свое далекое детство, когда я в этом бальном зале учился танцевать. Учился, но, к сожалению, так толком и не выучился.
 
2014
2018, нов. редакция