Юбилейное е

Николай Шурик
       В книге Я. И. Перельмана «Занимательная геометрия» приведена история создания известного мнемонического способа для запоминания числа «Пи».  Тверсков Е.Я., учитель московской школы придумал фразу «Это я знаю и помню прекрасно». Одна из его учениц, Э.Чериковер через несколько лет прекрасно продолжила дело своего учителя, придумав остроумное продолжение: «Пи многие знаки мне лишни, напрасны». Таким образом двенадцать знаков числа Пи было  легко запомнить - 3,14159265358. История эта перекочевала в учебники, пусть, мелким шрифтом.

       Тем не менее, на выпускном экзамене по геометрии в 9 средней школе города Петрозаводска мне удалось «блеснуть» редким знанием числа Пи (в экзаменационном билете был вопрос о площади круга). Тогда и появилась мысль тоже «отметиться» в математике, но, к Пи уже было не подступиться, столько разных вариантов было придумано…

       Однако, будучи уже студентом, на одной из лекций в 1961 году мне удалось «нарисовать» что-то на мой взгляд стоящее. Основание натуральных логарифмов в высшей школе используется чаще, нежели в средней, именно потому, предпочтение было сделано числу «е». В результате: ТЫ ВСПОМНИ е. ЗНАЧЕНЬЕ НЕ ИЗВЕСТНО. е ПОСЧИТАЙ ПО БУКВОЧКЕ, ЧТОБ СТАЛО ИНТЕРЕСНО. Знаки препинания не считаются, и в итоге имеем  13 (!) знаков числа е = 2,718281828459. А, что, совсем не хило! Плюс к тому, этому "эпохальному" событию тоже юбилей - 55 лет!

        Кстати, дополнительные знания никогда лишними не бывают, что подтверждается, как моей пятеркой на экзамене, так и прошлогодней историей, когда Александр Гордон остался без приличной суммы на передаче Дмитрия Диброва «Кто хочет стать миллионером?», не ответив на вопрос, что означает фраза «Это я знаю и помню прекрасно…» http://www.proza.ru/2015/02/15/1117
 
        В серьезный журнал постеснялся тогда послать эти свои две строчки, о чем и жалею. Но сейчас, накануне юбилея моей школы (2 ноября будет отмечаться ее восьмидесятилетие), почему бы, не сделать ей этот подарок – легкую мнемонику числа «е». Правда, Перельмана уже нет, потому, мала вероятность увидеть в многотиражной книге, выдержавшей около десяти изданий, такие слова: «Выпускник 9 средней школы города Петрозаводска (готов, даже без фамилии) придумал мнемоническую фразу, позволяющую легко запомнить значение числа «е» с точностью 12 знаков после запятой». Согласен даже, чтобы это было напечатано мелким шрифтом. Ладно, шутки шутками, но все это - не столь важно.

       Главное, что я хочу сказать: «Дорогая моя 9 школа!  Поздравляю тебя с юбилеем!  Я о тебе часто вспоминаю! Желаю, чтобы и у других выпускников на долгие годы сохранилось это чувство!»


© Copyright: Владилен Ракушин, 2016
Свидетельство о публикации №216103000681