Из корейского эпоса. Ботаника

Милла Синиярви
Девушка и смерть

Так называлась ранняя вещица Горького. Кто-то из крупнейших каннибалов 20 века (Сталин или Ленин) написал на рукописи, что это ”посильнее Ницше будет”.

Я специально начала с ироничной нотки, потому что хочу написать об … хм... эротике и смерти, в самом ее буквальном смысле.

Заметила, что дивный кустарник Рододендрон лучше всего цветет на кладбище. Любит кислую почву, затемненные места, сырость и особый микроклимат, которые можно встретить на кладбищах в Финляндии. Ограды из валунов, высокие сосны, аккуратные газоны, лаконичные надгробия... Свой мир, который заставляет остановить время, подумать легко о печали и даже не испугаться собственного ухода.

В славянской культуре, если взять ее древнейшие пласты, отношение к смерти было другим. Славяне устраивали тризны на могилах. До сих пор на православных кладбищах можно увидеть стаканчик с водкой, накрытый кусочком хлеба. Это привет оттуда, из глубокой древности.

У меня до сих пор в памяти рассказ Бунина, где он описывает эротическую сцену на могиле. Так я подбираюсь ближе … к телу, то есть теме.

В старинном корейском фольклоре есть сказание с поэтичным названием ”Ветка рододендрона в волосах”. Представьте пышные соцветия ярко-малинового цвета с дрожащими от малейшего ветерка золотыми тычинками и контрастные, темно-зеленые, жирноватые листья, не говоря о плотных, древовидных ветвях. Это цветок-дерево, довольно капризный кустарник, тяготеющий к подземному миру, его тайнам. Сразу скажу, что в корейской сказке будет покойник, лежащий в гробу, и именно в его густых черных волосах живописно возляжет цветущая ветвь рододендрона.

Сказание начинается с внезапной смерти юноши, который спустя две или три луны после знакомства с девушкой скончался. Все, история как будто закончилась, мир оборвался, и наступило черно-белое кино. Черно-белое – только для нашей культуры! У древних корейцев только со смертью начинается цветная жизнь.

Украшенный яркими цветами жених не желает покоиться в гробу, он является к своей невесте и сообщает, что сейчас его родители дали согласие, и он готов к брачной ночи. Они идут в его дом, предаются утехам в саду, а потом жених исчезает за окончательным благословением, оставляя возлюбленную одну. Она продолжает трепетать от прерванного сладострастия, изнемогает от ожидания, томится в предвкушении продолжения свадебной близости. Опять же различие с нашей культурой: здесь свадьба – как венчание двоих мистическими духами. Она – уже жена, и ждет своего супруга.

Рассвет расколдовывает эти брачные узы, появляются обитатели дома, родители юноши,  и устраивают разборки. Никто не верит рыдающей девушке, над ней смеются, ведь в их доме уже восемь дней как стоит гроб, и как раз сегодня назначены похороны.

Но у нее в руках есть волшебный предмет, доказательство – веточка рододендрона, которую ее магический супруг оставил ей. Он отломил ее от основного соцветия, и в нежных лепестках продолжала дрожать золотая тычинка, пульсировать, как будто продолжая близость.

Родители и сбежавшиеся на шум соседи изумились рассказу незнакомой девушки и осмелились на поднятие крышки гроба, приготовленного к сожжению...

Что же они увидели при ярком свете? В волосах у покойного – веточки цветущего рододендрона, погребальная одежда мокрая от росы, а на туфле зияет дыра – след вечерней прогулки! Домашние разахались и разохались, а девушка, глядя на недвижное тело любимого, убедилась наконец, что он в самом деле умер, что приходил к ней и находился в соитии не кто иной, как дух покойного...

Вот как оно бывает! А ведь девушка была на седьмом небе от счастья, что познала любовь и что, возможно, зачала. Кто же теперь будет воспитывать ее ребенка? И кто возьмет опозоренную замуж?

Она падает навзничь перед гробом и рыдает во весь голос, моля о собственной смерти. ”Девушка и смерть” - одним словом... И безумный старик Ницще как будто слышит на том свете мольбы несчастной кореянки... Но стоп.. Я ведь пока в своем уме, поэтому продолжу по книжке.

А в ней, которая называется ”Корейские предания и легенды. Из средневековых книг”, написано, что в конце этой рододендронской истории происходит чудо. Тело юноши начинает теплеть, лицо заливает румянец, и он воскресает.

Так оживает этот вечнозеленый кустарник. Казалось бы, листья опали, ветки пожелтели и сгнили. Но не спешите выкапывать это деревце из подземного мира, оно еще зацветет и принесет много красивых легенд, рассказывая нам о том, что жизнь и любовь продолжаются.

Рододендрон и его возюбленная прожили потом еще три десятка лет. Они были счастливы и, как говорят, вместе покинули этот мир.