Посреди океана. Глава 117

Кузьмена-Яновская
Так совершены небо и земля и всё воинство их.
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый  от всяких дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог
создал землю и небо.
И всякий полевый кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли.
Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
И посадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке; и поместил там человека, которого создал.(Быт.2:1-8)

За шесть Своих дней Бог все дела Свои переделал, а седьмой, как и провозгласил в четвёртой заповеди Своего Единого Закона, сделал днём отдохновения. Который людям  предписано посвятить Ему, Отцу своему. А Сам Он посвятил этот день чему?..
"Почил от всех дел Своих, в кои "творил и созидал". К этому Божьему дню сотворены Им были и земля, и небо, и растения, и животные, и даже человек. Который до сей поры  жил и плодился-размножался.
И вот, почивая от трудов праведных, Бог занялся Собой, следуя Своей Собственной заповеди. Кто Он? Творец. Создататель. Разум. Вселенский Творческий Созидательный Разум. Отец наш. Дух. Невидим, как воздух. Но Всеобъятен. Бесконечен. Всесилен. Он существует всегда и везде. Его много. Очень много. Так много, что обычный человеческий разум не способен постичь, охватить эту необъятность. Духа Его много. Непостижимо много. Чем мог измерить Эту Огромность человек - малое подобие Божье, мелкий Его образ; да ещё на заре человечества? Духа Божьего - ВОЗ. Неисчислимый. Целый воз.
Воз-Дух. Несть числа Его Духа. Он незрим. Его как бы нет. Но и жизни без него нет.
Она просто без Него невозможна. Без пищи, без воды, без сна...сколько-то можно прожить. Но без Воз-Духа нельзя. Мало того, в воздухе носятся все идеи и замыслы, все чувства и переживания - вся жизненная энергия живших когда-то существ и живущих ныне...
Но до седьмого Созидательного дня, все сущие, все живые творения Божьи жили-были, питаемые некоей энергией, которая заставляла биться сердце, толкать по жилам кровь, двигать руками-ногами...и слышать-видеть-ненавидеть, и зависеть, и обидеть, гнать-держать-терпеть-вертеть, а ещё дышать и петь...

Умирая физически, любое живое существо испускает дух. Покидая тело-оболочку, энергия жизни исчезает в никуда. В Воз-Дух. Пополняет энергию Бога - Его Дух, Творческий и Созидательный.
Но на заре человечества, в пору его зарождения, к Седьмому Дню Божьего Творческого Созидания, на земле накопился некий Дух. Воз-Дух. Не просто животная энергия жизни,  но...дух творческий, дух созидательный - Святой Дух.
Ибо первобытный человек из рода в род, из поколения в поколение, осваивая окружающую природу, выживая и плодясь-размножаясь, что-то уже успел сотворить, может, и при Божьей помощи, но...САМ.
"И всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли."(Быт.2-5)

ДОЖДЬ(словарь Ефремовой) - 1. Атмосферные осадки в виде капель воды. 2. Множество, большое количество чего-либо, сыплющегося.//Непрерывный поток. Обилие чего-либо.

Но в то же время дождь СИМВОЛИЗИРУЕТ ещё и божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения; олицетворяет оплодотворение и духовное открытие. То есть, созидательный, творческий дух.
Однако у человека той поры дух этот был в зачаточном состоянии, несовершенен,
не развит - но был. И "всякий полевой кустарник" и "всякую полевую траву" вырастил САМ. Некое творчество, некое созидание человека - с Божьей помощью; с помощью накопленного им самим духа - уже было освоено.

ПОЛЕВОЙ - прил. к "поле". По знач. связанное с действиями в естественных, природных условиях местности. Поле - простор, безлесная равнина. Но, помимо прочего, ПОЛЕ ещё
понимается (перен.) как поприще, поле деятельности.
ПОЛЕВОЙ(Даль.В.И): сущ.,муж. Суеверный призрак из числа НЕЖИТИ, как домовой,
леший  и пр./Полевой пуще на межах проказит, у межевых ям.

КУСТАРНИК(по Ефремовой) - 1. Заросли; скопление кустов. 2. То же, что куст.
(Словарь 1847г): КУСТАРЬ - то же, что кустарник (кустъ);
КУСТАРЩИНА - кустарная работа; это не искусство, а дешёвые поделки. Корень КУСТ может означать разбросанность работников по своим домам, без централизации производства.
КУСТАРНЫЙ - 1. Относящийся к производству домашним, ручным, недобросовестным способом; 2. перен.знач. несовершенный, примитивный. Кустарные приёмы. Кустарный способ работы. Кустарно сработано. Кустарный промысел.
КУСТАРЬ - ремесленник, занимающийся кустарным способом. КУСТАРЩИНА - то, что делается кустарно, неумело, неорганизованно.
КУСок - отдельная часть чего-нибудь (отломанная, отрезанная): кусок хлеба, кусок земли, урвать кусок.
КУСАТЬ - 1. Хватать, сжимать зубами или жалить, раня. Кусает собака, кусает змея, пчела. 2. Захватывать, отделять зубами (откусывать по кусочкам). 3. То же, что кусаться. Кусает крапива. Кусает грубая шерсть. Куснуть.

ТРАВА. Самое старое буквальное значение слова "трава" было - "поедаемое". Общеславянское значение того же корня, что и древнерусское - травить, трути - "потреблять", "пожирать". Трава буквально - то, что потребляется, съедается.

ЗЕМЛЯ - от древнеславянского "земь", что означало "низ чего-либо". Оно сохранилось в устойчивом выражении "наземь", то есть "вниз". Буквально, земля - это то, что внизу, под ногами. Славянское слово "земля" имеет значение "низкий". Название нашей планеты такое же как название тверди под ногами.

Таким образом, деятельность людей пятого и шестого Созидательных Божьих дней, направленная на выживание, на обеспечение себя и своего потомства пропитанием и всем необходимым для поддержания жизни на земле, пусть кустарно, пусть примитивно...но их деятельность всё же была созидательной. И дух их жизненной энергии, пусть не возвышенный, а лишь земной и полевой - накопленный поколениями живших-выживавших, но умерших, обернувшихся "прахом", был хоть и низшего порядка... Однако скопилось его над земной твердью обильно; хотя Господь и "не посылал дождя на землю", но "пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли."

ПАР(Даль В.И.) - жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.//
Душа, дух, жизнь, животная теплота. В скоте да в собаке души нет, один только пар.
Что лошадка? "И пар вон"! издохла.//Животная жизнь. Кая бо жизнь ваша? Пара бо есть.
Иоанн IV.4/ ПАра орл.калуж. и парА смол.новг. - пар, испаренье//дыханье, дух, жизнь.
Пара вон! божба, клятва.
ПарИть - ширять, плавать, носиться по воздуху, плавно летать без видимых усилий и движений; носиться в высоте,//возноситься мыслями, воображеньем... Облака парят. Парить под небесами. Высоко манишь, заносишься, забываешься... Душа воспарила к небесам. Паренье.

Однако же в Писании почему-то упоминается, что "не было человека для возделания земли". Отчего же не было? Как это понимать?

ЧЕЛОВЕК - 1. От старославянского "целовече". Цело -(целое) и вече - (сбор).
Объединенное в себе целое и подразумевает собой живое существо: единство Духа, Тела и Души.// ЧЕЛО - лоб, часть головы, от темени до бровей.
ЧЕЛОВЕК(Ушаков) - 1. Живое существо, в отличие от животного, обладающее даром речи и мысли и способного создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

Иначе говоря, пока человек не сообразил подойти творчески к окружающей природе, пока ничего не создавал, он и не был человеком, оставаясь животным. Но и без души - это ещё не был человек. Получается, как ни крути, но именно труд создал человека. Труд - проявление творческого созидания, возвышающего дух... Без труда нет души. А без души  нет человека.
В теле человека сосредоточено всё, что есть лучшего и совершеннейшего для видимого мира. Малый мир в великом лице Божьем. Но тело с его органами составляет только внешнюю видимую сторону человека; невидимую и духовную его сторону составляет душа.
Она создана по образу и подобию Божию, она есть дыхание Божие. Душа, как и тело,
есть создание Божие, есть существо невещественное, духовное и потому называется духом, в противоположность телу и всему вещественному.
Будучи духовной, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою деятельность. "Она имеет чувство, рассудок и ум, посредством коих может не только непосредственно ощущать и воспринимать предметы видимого мира, представлять, памятовать и воспроизводить представления, но и сознавать, понимать, исследовать, умозаключать и, наконец, возноситься к высшим созерцаниям, к познаниям самого Творца
и Промыслителя мира и человеков." (Сир.17:5-6)

Вот и получается, что человек до седьмого дня Созидания Божьего как бы был и в то же время как бы и не был, не имея души. Бог человека создал на пятый день, но душу подарил лишь на седьмой. Когда жизненной энергии умерших существ, родов, поколений, накопилось достаточно; причём, не просто жизненной животной энергии, но уже вполне
себе божественной, святой - хоть и пока низшего порядка. Человек к этому времени был, в общем-то, пусть и примитивным, кустарным, но...творцом, созидателем, по образу и подобию Божьему.

"И создал Господь Бог человека - из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."

ПРАХ(по Ефремовой) - 1. Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 2. перен.- то, что малоценно, ничтожно, тлен.
ПРАХ(Даль В.И.) - (порох)пыль, перст, сухая гниль, тлен, перегнивание, останки, чернозём, земля, скудель, плоть, тело, природное вещество./ Богатство прах, а знатность
суета. "Душа в заветной лире мой прах переживёт".(Пушкин)
ПРАХ(Ушаков) - Как бы вовсе не существующее, вследствие своей ничтожности.
"И мощь бесов исчезнет, яко прах". (Пушкин)
"Человек...есть прах, мираж, пепел." (Чехов)

Прах - ничто. Но жизненная энергия умерших, накопленная до поры седьмого дня человечеством, созидательная творческая энергия, дух умерших...послужила основой для создания души человека.
Душа первого человека, детски-наивная, чистая и, хотя пока примитивная, незрелая, но, тем не менее, ей доступно было блаженство духовное, подлинное счастье... Ибо душа эта, не познавши добра и зла, не осознавая, не понимая, не отличая одно от другого, была открыта и безгрешна.

"И посадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал."

РАЙ - состояние вечной совершенной жизни в гармонии с Богом и природой, мирозданием.
Состояние бесконечного духовного блаженства, подлинного, ничем не омраченного счастья, обитающего в душе. Рай - это возвышенное состояние души, Божественное, парящее. И находится рай в Эдеме; место, отличающееся исключительной красотой и богатством природы, благодатный край... Эдем - дух творчества и созидания.
Рай и Эдем - неразрывно связаны. Одно без другого невозможны.

                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

- Вот, посмотрите на них! - призвал всех технолог, указывая на двух несознательных подсудимых. - Да я больше чем уверен, что про свои семейные обстоятельства этот негодяй придумал, чтобы только списаться с "Лазурита"! Работать ему надоело, только и всего. Обыкновенный симулянт, ё-моё!

- Ну, о симуляции вы имеете слабое представление, - усмехнулся первый помощник,
желая хоть немного разрядить накалившуюся обстановку. - В этом вопросе у нас главный специалист... - Он выразительно посмотрел на Анзора и многозначительно кашлянул. -
Его желание списаться повлекло за собой цепную реакцию симуляций и заявлений на списание.

- Не понял! - возмущённо произнёс главный специалист по симуляции.

- Посыпали солью на старые раны, - насмешливо прокомментировал Румын негодующее восклицание соседа.

- Я что хотел сказать, - вернул себе взятое слово технолог. - Я хотел сказать, что
нечего нам нянькаться с этими бездельниками! Взрослые парни, а такое впечатление, что мальчишки десятилетие. Вот такие вот, - он высунул язык и потряс головой, - обезьянки из зоопарка. - И взглянул на первого помощника, чтобы тот оценил его остроумие и артистизм. - Никто никого из бригады в бригаду переводить не будет. Здесь не детский сад!

- Вам легче выбросить человека по статье, чем пойти ему навстречу и помочь! - возмущённо выкрикнул Юрка.
И гул одобрительных голосов, прокатившихся по салону, поддержал его.

- А если я захочу быть вторым помощником капитана или первым, меня что, должны
будут тоже перевести? - неудачно высунулся Лютиков.

- Ну, знаешь! Ты не равняй! Сравнил кое-что с пальцем! - посыпались на него возмущённые возгласы матросов.

Слово взял Игорь-рыбмастер:
- Я так скажу: легче всего людей обвинить во всех грехах и чёрной краской повымазать.
И Филимонов, и Беленький - нормальные парни, нормальные матросы. Просто всё дело в том, что мы "горим". В прошлом рейсе тоже, пока "горели", все бастовали и собачились, а как только капитан решил идти на креветку, крикуны первыми взялись за работу и
пахали так, что хоть медали за доблестный труд давай. Так что...кто виноват, что мы тут, на "Лазурите", собрались все такие невезучие?

- Рыбмастер Обозин! Ты зачем слово взял? Чтобы увести собрание в сторону? - заорал вдруг Лютиков.
Смотрите-ка, комсорг проснулся! Но лучше бы он и дальше спал. А то голос его в заведенном состоянии ещё противнее, чем в спокойном.

Но самым убойным номером этого ненормального собрания явилось выступление самого рыбмастера Иванова, в котором неожиданного было не меньше, чем интересного.
По крайней мере, до этого мы с Анютой спокойно читали себе газеты, находясь в полной уверенности, что всё, здесь происходящее, нас совершенно не касается. Однако коснулось.

Увидев, как Старый Рыбкин встал и подбоченился, Юрка-сварщик возмущённо выкрикнул:
- Может, обойдёмся без милиции?!

Но оратор не снизошёл на этот раз до взаимных пререканий и, упершись руками в стол, зажурчал тихим, мирным голосочком, начиная издалека. Припомнил, как в самом начале рейса он попросил Беленького прибить какую-то там доску. Но тот не захотел этого сделать. И пошло, поехало!.. Иванов принялся перечислять всякие мелкие стычки и недоразумения, связанные с матросом Беленьким.
Говорил оратор жалобным, старчески-дребезжащим голосом, и вид при этом у него был такой: вот, посмотрите, какой я добрый и хороший зайчик. Но под всей его зайчатиной явственно читалось, что старик этот на самом деле не беспомощный и ласковый, каким он так старательно прикидывался, а скандальный, злопамятный и вредный. Короче, глазами льстит, а сердцем мстит.

- И не надо здесь представлять Беленького ангелом! Вовсе не я его испортил. Он с
самого начала был...был...говно собачье! Такой же отпетый алкаш, как и его дружок Филимонов! Да мимо них проходить всегда страшно! Перегар такой, что слов нет. Я когда их от работы отстранил, меня аж взрывной перегарной волной к переборке откинуло.
И не слушайте их пожалуйста! - взвизгнул Иванов, обращаясь к сидящему в президиуме первому помощнику и указывая перстом в народ. А конкретно палец его был направлен на Молодого Рыбкина. - Они все здесь сговорились! Они все вступили в преступный сговор с целью защиты и покрытия лодырей и алкоголиков. Вы что, не видите, у них тут у всех рыльца в пушку. Все, как один. Все точно такие же, как и эти два субчика. Сначала этот выступит в роли кукушки, которая будет рассказывать сказки и хвалить того. А потом тот выступит в роли петуха. А так, на деле, это племя поганое, которое ссытся, когда их ведут в милицию. Я это видел!

По салону прокатилась волна возмущённых возгласов. И первый помощник, уловив это, предупреждающе кашлянул. А комсорг Лютиков, сменив расслабленно-неопределенное выражение лица на строгое, постучал карандашом по графину и произнёс с вежливой въедливостью:
- Товарищ Иванов, попрошу вас не отвлекаться! Ближе к делу, пожалуйста!

- Да. Я это к чему говорю, - ласково взглянув на него, откликнулся Старый Рыбкин голосом, напрашивающимся на понимание и сочувствие. - К тому, что эти двое, - он бросил уничтожающий взгляд на бедных подсудимых, восседавших перед самым президиумом, - опасны для общества! Они разлагают и развращают коллектив. Они даже девочек брагой угощали! - торжественно объявил оратор, показывая пальцем на нас с Анютой. - Девочки могут подтвердить.

Вздрогнув, как от удара грома, мы на миг онемели. Но, тут же придя в себя,
завозмущались.
- Когда это мы пили? Что это вы придумали?

Все, сидевшие в салоне, с изумлением и любопытством в глазах, обернулись на нас.

- Пьяницы! Алкоголички! - услышали мы насмешливое возгласы.

- Девочки, не надо плакать. Это дядя так шутит! - сказал Анзор.

- Ничего себе шуточки! - возмутилась я.

- Когда это мы пили? - негодующе продолжала выяснять Анюта.

- Не пили, - ласково произнёс Иванов, обращаясь к нам. - Они вас угощали в тамбуре.
Помните, вы ещё картошку перебирали?

Но его уже никто не слушал. Все оборачивались на нас, сопровождая свои взгляды
разными репликами.

- Колька, Вовка, расскажите, как дело было! - потребовал Юрка-сварщик у подсудимых.

- А что я мог сделать? Ко мне никогда ещё так не приставали! - сказал Филимонов, скрывая усмешку. - Сами знаете, какие сейчас девочки пошли. Это новое поколение, которое нынче подросло - туши свет!

- Нас девочки сами клеили, - подал голос и Беленький.

- Чуть не изнасиловали, - добавил Чёрный.

- Сели нам на хвост, - сказал Вовка.

- Я говорю им: "Не надо нас совращать. Нате, лучше бражечки выпейте и оставьте нас в покое!" - дорисовал картину Колька. - А они: нет, ни в какую! Вот если мужчина
отошёл в сторону, а дамы опять к нему пристают, это как?

- Ну, это уже и не дамы, извините, - заметил начрадио.

- Да, сейчас время слабых мужчин и сильных женщин, - сделал вывод из всего услышанного технолог.

В общем, собрание превратилось, чёрт знает во что. Как говорится, выступление рыбмастера Иванова стало полным откровением для публики.

- Вы что, меня здесь за дурака держите? - не врубаясь в им самим созданную ситуацию, обиженно спросил у салона всеми забытый оратор.

- Никто тебя ни за что не держит! - крикнул ему Юрка.

Лютиков снова затарабанил карандашом по графину.
И, дождавшись относительной тишины, Иванов закончил свою речь тем, что он вовсе не плохой руководитель, а хороший. И был даже как-то в его биографии эпизод, когда Беленький обнимал его и говорил, что вот рыбмастер Иванов - хороший и уважаемый человек.

- Он был на стадии: ты меня уважаешь? - не удержался от насмешливого замечания Первый.

В общем, это дурацкое собрание надо было как-то закончить.
Стали выносить решение. Лютиков объявил, что комсомольское бюро предлагает объявить Филимонову и Беленькому выговорешники без занесения в учётную карточку.
Юрка-сварщик предложил вынести обоим порицание.
Начрадио предложил объявить каждому по выговору с занесением в личную карточку.

Все предложения поставили на голосование. Честно говоря, непонятно, чем все эти наказания отличались.
Большинство проголосовало за решение бюро.


После собрания у нас с Анютой началась весёлая жизнь. Нам буквально проходу не давали.
Такая история, если она не опровергнута, обрастает сплетнями незамедлительно.
Из тех, кто был на собрании, мало кто понял, где шутки шутили, а где правду говорили.
А те, которые не были на собрании, и подавно ничего не поняли. Им такого понарассказывали, что некоторые приходили специально поглазеть на нас с Анютой квадратными глазами и задавали всякие дурацкие вопросы.
Проня Фейфиц, например, несколько раз во время полдника спрашивал у Анюты: "Это правда, что на собрании говорили, будто вы совсем спилися?"

Не успели мы подняться в салон накрывать столы к ужину, как на нас сразу же посыпалось:
- Пьяницы! Алкоголички! Опохмелиться не хотите? Вон, идут, уже шатаются! У каждой в голове уже по графину бражки шумит! Поставили вопрос ребром: или мы или бражка!..

Сначала в ответ на всё это мы только посмеивались и отшучивались. Но в конце концов, даже ослиному терпению приходит конец. Поэтому вскоре на все эти дурацкие реплики
про бражку и алкоголизм у меня уже остроумия не осталось. И когда Юрка-сварщик
сунулся в амбразуру посудомойки и, озираясь, спросил:
- Где ты бражку прячешь? Налей-ка мне там в кружечку!

Я его послала:
- Пошёл ты, знаешь, куда?

- А что ты мне грубишь? - моментально возмутился он. - Грубиянам в море нечего
делать! Если хочешь грубить, иди в хоккей! - отрезал он и уже помягче, слегка обиженно, добавил: - Я с ней шучу, а она... У тебя что, нет чувства юмора?

- Ну, знаешь, моё чувство юмора, в отличие от вашего, имеет предел.

Тут в дверь посудомойки со стороны камбуза проснулась голова Валерки-повара, которая, захихикав, самодовольно произнесла:
- Как на Руси говорят: что ни специалист, то пьяница; что ни официантка, то
алкоголичка!

- Вот, полюбуйся: ещё один остряк! - пожаловалась я Юрке на очередное явление, демонстрировавшее своё дебильное чувство юмора.

- А ты не обращай внимания, - беспечно посоветовал мне он. - Ты вот так реагируй! -
сказал и, весело вылупив глаза, запел: - Надо, надо, надо нам, ребята, жи-и-изнь
краси-и-ивую прожи-и-ить! - Но, увидев, что меня это пение не очень-то развеселило, состроил участливую рожу и ласково произнёс: - Милая, вот теперь-то и нужно расцвести, чтобы не показать всем врагам народа, как ты расстроилась.

- Кто расстроился? Я расстроилась?! Никто и не думал расстраивается. У меня нет на это времени. Видишь, посуды сколько навалили! Только успевай поворачивайся.

- Правильно. Так и надо, - похвалил меня он, прежде чем скрыться из виду. - Это
по-нашему, по-советски: взял обязательство - выполни. Не выполнил - бери другое!