Двор кириллицы в Плиске

Виктория 10
В каждой букве туфа –
маленькая повесть,
символов кириллиц
золотая рать*.
Как гиганты духа
в темноте часовен
годы проводили –
нынче не узнать.

Вот они в работе,
вот они за спором –
силикон и краски
оживляют быль.
В глубь веков войдёте
медленно, не скоро –
каменная кладка
и преданий пыль...

Угоняли в рабство.
Пытки да гоненья.
Царь Борис, Мефодий,
Савва да Кирилл.
Избранная каста,
культовое пенье.
Высший смысл мелодий
соколом кружил.


*24 мая, в день праздника Славянской письменности, тишина в небольшом селении Плиска, бывшей первой столице Болгарского государства, оглашается прибывающими гостями. 
Гости собираются и на поляне на противоположном конце городка  у огромного 12-метрового креста, который возвышается за высокой каменной стеной. На нем весит герб со старой болгарской розеттой, обрамленной именем Плиски и заветом Аспаруха "Здесь будет Болгария!"
На обычных деревянных воротах музея славянской письменности написано: "Двор кириллицы". В день праздника ворота открываются, чтобы встретить посетителей одного уникального не только для Болгарии, но и для мира, культурно-исторического комплекса.

Говорит создатель музея Карен Алексанян: "Из частичных данных, известных из "Жития св. Климента Охридского" от Феофилакта Охридского, узнали, что после смерти св. Мефодия 6 апреля 855 г. в Европе начались гонения его и св. Кирилла учеников. Более молодые из них были отданы в рабство, а пожилые - выгнаны.
Климент, Наум и Ангеларий успели достичь Белграда, который в то время был болгарской пограничной крепостью. Там их встретили с радостью и отправили с почестями в Плиску к царю Борису, потому что они "мечтали о Болгарии", а царь "давно жаждал таких ученых людей". По их прибытии в столицу (около 866 г.), Борис разместил Климента и Наума в доме боила Есхача, а Ангелария - у другого своего доверенного боила Чеслава. Некоторое время царь хранил в тайне пребывание в Плиске носителя новой славянской письменности, "пока приготовим полностью то, что надо сделать". Но сам он был охвачен сильным желанием каждый день разговаривать с ними".

Респект перед делом царя-крестителя и объединителя болгар представляет собой часовня в конце двора - "Св. Борис I Креститель". Очень простая и в то же время - внушительная со своими каменными стенами, резьбовым алтарем и иконой царя-святого. Аскетическая атмосфера в часовне помнит тайное крещение Бориса и передаёт единение правителя и духовника, непримиримого борца за христианизацию болгар и смиренного монаха, ищущего душевного успокоения после трудных лет своего царствования.

Высокие, более 2м, буквы кириллицы сделаны в Армении 12-ю армянскими скульпторами, во главе с народным мастером Рубеном Налбандяном, и перевезены в Болгарию. Натуральный черепичный цвет песчаного туфа, из которого сделаны скульптуры, излучают тепло и силу армянской земли.
Скульптуры царя Бориса и св. Кирилла и св. Мефодия сделаны болгарским скульптором Бехчетом Данаджи. Комплекс включает в себя и галерею с постоянной экспозицией, рассказывающей историю Крещения, принятие кириллицы в Болгарии и признание церковных славянских книг христианским миром.
Двор кириллицы - место, где буквы кириллицы возвращаются домой, подарив свет и знание значительной части человечества.