Кто такой Декарт?

Михаил Чайковский
               
    1.
   Не везло Олегу. До 4-го курса физмата он добрался более – менее удачно. А потом чёрная полоса пошла, он «сбился с верного путя», как Баба Яга в сказке Леонида Филатова.
   Сперва его лишили стипендии.
   Декан сказал:
- Я тебе сочувствую, знаю, что ты не богач. И до 4-го курса, хотя и спотыкаясь, добрёл. Но пойми: у тебя тройки по основным предметам, долги по зачётам. И репутация уже не блещет, как в начале учёбы. Всё, иди и латай свои дыры, сдавай хвосты. Шансы ещё есть,  мизерные, правда.
   Олег хотел было вызвонить подругу Машку. Но зачем звонить? Она на съёмной квартире живёт, у него ключи есть. Правда, в последнее время между нами холодок пробежал, но посоветоваться  – то не помешает: они на одном курсе учатся.
   В комнате Машки слышалась возня. Олег, не подавая голоса, приоткрыл двери, заглянул и остолбенел. Его подруга стояла не коленях перед голым однокурсником. Олег швырнул на пол ключи и выбежал из квартиры.
   На душе скверно, словно кто – то в неё наплевал, хоть вешайся. Хотя беда одна не ходит, множить её нельзя. Надо спасать диплом.

    2.
   Две недели Олег то сидел в читалке, то бегал за преподами, замаливал грехи и клялся в своей любви к науке и вузу. И кое – как выпутался, вздохнул с облегчением.
   Машку он избегал, на экзамен приходил последним, не желая видеть никого из его группы, даже курса. Комнатушку себе нашёл на окраине города.
   Диплом он отвоевал. А направление получил самое отвратное: посёлок Лыково, сельское профтехучилище, должность учителя физики – математики. Ну, ладно. Хорошо, что он подъёмные получил: родители развелись и финансировать его перестали.
   Директор ПТУ сам отвёл его в общежитие, уважил: в те времена в ПТУ, да ещё сельскохозяйственного профиля, набивались двоечники из сельских школ, окончившие с потугами 8 классов. В 9 класс их не брали, и они получали свидетельства только за то, что в школу ходили, не хулиганили и не курили на уроках. Короче говоря, сплошной осадок и отстой.
   А Олег – молодой дипломированный специалист. Он выделялся в учительской среде училища. Там педагоги лоском и высокой квалификацией не блистали. Основными и ведущими были инструктора автотракторной техники, общеобразовательные науки не котировались, но всё – таки…

   3.
    И вот вспомнили Олега бывшие однокурсники из тех, кто ему сочувствовал, оказавшиеся неподалёку, прикатили в гости. А может, тоже сдыхали от тоски в своих захолустьях?   
Пообнимавшись с ребятами, Олег призадумался:
- Что делать? Им  ведь делать будет нечего! Музеев нет, кино только вечером, библиотека им надоела до тошноты.
-  Как смыться?
Замены нет, каждый приходит в своё урочное время…
И он, вчерашний студент, весёлый и находчивый, изрёк:
- Ждите, я сейчас…
    Друзья решили подсмотреть, как он из ситуации вывернется.   Олег патриотом ПТУ не стал, но авторитетом обзавёлся.
   Их коллега, задумчивый и сосредоточенный, прошёлся по классу. Потом окинул публику пытливым взглядом, остановился у стола:
- Ну – с, кому известно, кто такой Декарт?
   Пэтэушники выпучили на элегантного учителя удивлённо – сонные глаза, демонстрируя тупую преданность. В классе тишина.
- Понятно, - резюмировал Олег. – Вот учебник. Страницы 96 – 97. Староста! Прочесть учёной публике материал, проследить за конспектированием. Я отлучусь, потом проверю. И чтоб тихо мне! 
   Староста, амбал килограммов на 120, кивнул головой.
   Учитель вышел в коридор:
- Всё, парни, порядок. Айда пиво пить…
   Этот подвиг сошёл Олегу с рук.
   Учебный год он не доработал.
   Ушёл служить в Советскую Армию.
   Там его ждали боевые подвиги…