Жесть, что творят водители на дорогах!

Вета Уран
...Вообще-то эта статья должна была называться «О чём не знает пешеход». Но когда она была окончена, стало ясно, что тихое название не отражает в полной мере ни её сути, ни того посыла, с которым она писалась.
Нет, конечно, Америку я вам не открою. Всё, что изложено ниже, в сухом остатке сводится к тому, что вам и так давно известно:
 Только по пешеходному переходу. Только на зелёный. Только убедившись, что вас пропускают.
…ПОЧЕМУ?
 
Этот материал написан водителем со стажем и предназначен для адекватных трезвомыслящих пешеходов. Которые в целом стараются соблюдать правила дорожного движения и для которых жизнь и здоровье (как собственные, так и других людей) действительно представляют ценность. И всё же человек так устроен, что ему мало дать правило или запрет. В большинстве случаев ему хочется знать, почему именно следует поступать так, а не иначе. Иногда для того, чтобы никогда впредь не совершать опасных действий, в самом деле достаточно чёткого понимания, ПОЧЕМУ они во много раз опаснее, чем кажутся.
С теми, кто записывается в автошколу, происходит любопытная метаморфоза: посидев за рулём, они начинают гораздо осторожнее переходить дорогу. И это не простое совпадение. Как раз садясь за руль учебного автомобиля, вчерашний пешеход выясняет для себя множество «почему», касающихся поведения на дороге. Однако всегда были, есть и будут люди, которые никогда не садились за руль автомобиля и даже вовсе не собираются этого делать. Вот для них и предназначен этот текст. Я постараюсь в нём помочь хотя бы отчасти взглянуть на дорожное движение глазами водителя, используя «пешеходную» терминологию и приводя простые аналогии из неавтомобильной жизни. Конечно, многое придётся опустить и упростить – да простят мне автомобилисты и буквоеды. Также, приводя те или иные примеры ошибок или особенностей вождения, я не буду ни язвить, ни возмущаться, ни восклицать «доколе». У данной статьи другие задачи.
Что ж, пошагали.

ШАГ ПЕРВЫЙ: о чём не подозревает пешеход?
Пешеход чаще всего не подозревает, что он НЕ ВИДЕН. В огромном количестве случаев водитель или замечает пешехода в последний момент, или не видит его вовсе.
Основную тактическую ошибку пешехода можно обозначить как иллюзию «если я вижу – значит, видят и меня». Пешеходу кажется, что если ему отлично виден приближающийся автомобиль, то водителю этого автомобиля точно так же хорошо виден человек. К сожалению, это только иллюзия. Разберём по порядку, когда и почему водителю ВООБЩЕ не виден пешеход.

В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК НА НЕОСВЕЩЁННОЙ ДОРОГЕ. Эта ситуация характерна для загородных и просёлочных дорог, но нередко случается и в городе. В ней пешеход не виден потому, что полностью сливается с темнотой. Фары автомобиля светят ярко и видны пешеходу издалека – из-за этого возникает ощущение, что он попадает в свет этих фар и прекрасно виден водителю. Это не так. Свет фар направлен не вперёд и во все стороны, а вперёд и вниз, и пучок света в них значительно слабее, чем это кажется со стороны. В темноте фары освещают лишь небольшой участок дороги перед автомобилем и край обочины. Это расстояние машина проезжает всего за несколько секунд. То есть внезапный неосторожный пешеход будет замечен лишь в тот момент, когда столкновение будет уже неизбежно. Именно так гибнут ночью животные, перебегая дорогу. Чтобы не уподобиться им, носите световозвращатели: брелоки, браслеты, одежду и обувь со световозвращающими элементами. Подвижные светящиеся точки видны издалека: чтобы ярко светиться, предупреждая водителя, им достаточно попасть в рассеянный свет фар. Напомню: ношение световозвращателей вне населённых пунктов в тёмное время суток является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, а в населённых пунктах – крайне желательным. Почему – об этом следующий пункт.

В ТЁМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК НА ОСВЕЩЁННОЙ ДОРОГЕ. Эта ситуация характерна для города. Вечер, улица залита электрическим светом, по дороге движется поток машин с ярко горящими фарами, светятся витрины магазинов, сияют рекламные огни… Казалось бы, всё прекрасно освещено. Почему же пешеход не виден?.. Дорога (а дорога – это не только проезжая часть, это и газоны, и тротуары) кажется пешеходу освещённой, потому что все объекты на ней, кроме автомобилей, неподвижны для него. К тому же, основную часть времени пешеход находится на тротуаре и видит проезжую часть со стороны, сбоку. А у водителя, который находится в центре движения, ракурс другой: для него дорога представляет собой вереницу ярких движущихся огней, постоянно меняющих своё расположение. Все неподвижные огни – фонари, витрины, реклама, окна – быстро перемещаются в пространстве относительно едущего автомобиля, буквально «бегут» навстречу по обе стороны дороги, выскакивая из линии горизонта. В лицо водителю светят стоп-сигналы и габаритные огни впереди идущих машин и фары встречного потока. Эти огни тоже постоянно перемещаются в пространстве, их много и они яркие. А если дорожное полотно влажное или мокрое, то вся иллюминация отражается ещё и в нём. То есть для водителя освещённая вечерняя улица представляет собой потоки ярких бегущих огней. Практически всё остальное пространство, незанятое этими яркими пятнами, кажется водителю слитно чёрным. Так устроено человеческое зрение. Попробуйте как-нибудь безопасно встать вечером в освещённом дворе и понаблюдать за машинами, проезжающими по нему. Очень быстро выяснится, что в тот момент, когда машина движется фронтально на вас, невозможно понять, какого она цвета, какой марки, кто за рулём и так далее. Вы видите только слепящий свет фар, а всё остальное уходит в черноту – несмотря на то, что двор хорошо освещён. То же самое видит и водитель, когда навстречу ему движется автомобиль с включёнными фарами. И ещё хуже он видит окружающее, если таких фар и автомобилей множество. Наверняка вы также когда-нибудь любовались с моста сочетанием огней города и их отражений в воде. Представьте себе эту картину – и представьте, что по реке в темноте плывёт, например, деревянный ящик. Когда вы его заметите и когда заподозрите, что это именно ящик? Это произойдёт в тот момент, когда ящик «съест» часть отражающихся в воде огней – по контуру тёмного пятна среди колеблющихся разноцветных пятен вы и поймёте, что это некий объёмный предмет, похожий на коробку. По тому же принципу водитель угадывает в тёмное время суток пешехода: в какой-то момент часть огней спереди или сбоку от машины оказывается перекрыта его чёрным контуром. Да и то на мгновение и лишь частично. Таким образом, самыми опасными (из разрешённых) в тёмное время суток становятся переходы, где есть «зебра», но нет светофора. Вовремя заметить пешехода водителю очень трудно, а порой невозможно. Напомню: пешеходный переход при этом хорошо освещён! Выручит то же, что и на тёмных трассах: ношение световозвращателей. Учтите: никакая яркая одежда или крупные белые пакеты, которые отчасти ещё могут помочь в сумерках, в темноте не спасут. Как бы вы ни были одеты, что бы ни держали в руках – для водителя вы будете только чёрной тенью. Да и то лишь в том случае, если вам посчастливится перекрыть городские огни. А вот движущиеся к переходу яркие полоски или точки световозвращателей автомобилист заметит сразу. Но это не означает, что можно надеть их и бездумно шагать на проезжую часть. Обязательно убедитесь в том, что водители действительно видят вас и пропускают!

ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ НА НИЗКОЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ. С мощью нашего естественного светила не сравнятся никакие огни, фонари и стоп-сигналы. Если солнце светит водителю в лобовое стекло, то даже закрывшись от него специальным козырьком и тёмными очками, он будет видеть только чёрные силуэты впереди идущих машин и крупных неподвижных объектов. Поверьте: куда проще вести машину в ливень или в густой снегопад, чем на такое солнце. Водитель в этой ситуации движется буквально наощупь. Никакие пешеходы ему не видны: всех их без остатка «съедают» лучи солнца или чернющие тени домов и деревьев. У всех из вас наверняка найдётся хоть один испорченный кадр, когда вы пытались сфотографировать человека или вид против солнца. Если солнце стояло высоко, объект получался сильно затемнённым, если же низко – не получалось практически ничего. Именно так работает зрение водителя. Поэтому, когда солнечным утром или вечером вы великолепно видите идущую машину (и думаете, что водитель тоже вас видит), вы чаще всего смотрите по солнцу. А водитель как раз смотрит против солнца – и в зависимости от его высоты либо чудом видит ваш тёмный силуэт, либо не видит вас вовсе.

ПРИ ПОПАДАНИИ ПЕШЕХОДА В "МЁРТВУЮ ЗОНУ". Хоть в начале статьи было дано обещание писать понятным языком, термин «мёртвая зона» пешеходу знать не помешает. Дело в том, что человек, сидящий в автомобиле, физически (а не по глупости) способен увидеть не всё и не всегда. «Мёртвая зона» в классическом понимании – это место сбоку и чуть сзади от автомобиля, попав в которое, объект становится «невидимкой» для водителя. Водитель уже не видит его в зеркалах заднего вида, но ещё не может засечь боковым зрением. В этой зоне прекрасно и долго могут помещаться целые автомобили, не говоря уж о пешеходах. Классическая мёртвая зона опасна для пешехода на парковках или во дворах при движении автомобиля задним ходом. Но ещё опаснее та мёртвая зона, о существовании которой пешеходы не подозревают вовсе – арка автомобиля. Это деталь конструкции: крыша машины крепится над салоном именно с помощью арок. Снаружи они кажутся довольно узкими. Однако для водителя за такой аркой с лёгкостью может спрятаться целый пешеход. Он уже не виден через лобовое стекло и ещё не виден через боковое. А водитель не занимается на дороге тем, чтобы пристально рассматривать тротуар в течение долгого времени. Он лишь кидает взгляд в направлении тротуара – и именно в этот момент пешеход может оказаться полностью скрыт за аркой. Наиболее опасна эта ситуация при повороте машины направо или налево, когда зелёный загорается и пешеходам, и параллельному потоку машин, что часто бывает на городских перекрёстках. Плюс к этому – дворники очищают лобовое стекло не полностью – пыль, грязь, потоки воды в дождь, снежные валики в снегопад скапливаются именно возле арки, существенно увеличивая зону, в которой водитель ничего не видит. Поэтому не стоит бездумно бежать по переходу даже на зелёный. Убедитесь, что машина притормаживает, что вас видят и пропускают! Абсолютно так же водителю не виден пешеход, «спрятавшийся» за рекламным щитом, столбом, киоском или припаркованной машиной – за любым крупным неподвижным объектом. Напомню: у водителя нет времени РАЗГЛЯДЫВАТЬ обочину, он не заметит ваши торчащие из-за рекламного щита ухо, щёку и глаз.

ПРИ СОВЕРШЕНИИ ВОДИТЕЛЕМ ПЕРЕСТРОЕНИЯ. Ещё один автомобильный термин – перестроение – означает перемену ряда, в котором ехал автомобиль. Если на дороге два и больше рядов (по-автомобильному – полос), по которым машины едут в одном направлении, то для поворота направо или налево водителю необходимо заранее переместиться правее или левее. С точки зрения пешехода всё это происходит как-то очень естественно, само собой. На деле же это довольно сложный манёвр, главное в котором для пешехода знать то, что водитель НЕ СМОТРИТ перед собой на дорогу. Пешеходу кажется, что сидящий за рулём человек всегда смотрит только вперёд, только перед собой. В крайнем случае вбок, поворачивая голову. На самом же деле водитель на дороге очень часто пользуется зеркалами заднего вида. При этом голова у него никуда не поворачивается. То есть, двигаясь с большой скоростью вперёд, водитель при этом может смотреть НАЗАД. Сразу оговорюсь: СМОТРЕТЬ назад (делать это долго) водителю запрещено. Но бросать взгляд ему необходимо – как минимум для того, чтобы совершить перестроение, ни в кого не врезавшись. А для этого ему нужно оценить дорожную ситуацию и сзади себя, и по бокам. Однако скорость реакции у разных водителей разная: кто-то бросает взгляд на 0,5 секунды, а кто-то – на 2,5. Несложно подсчитать, что автомобиль, едущий со скоростью всего 40 км/ч., за одну секунду пройдёт расстояние в целых 11 метров. При скорости 60 км/ч. за ту секунду, что водитель смотрит по зеркалам, его автомобиль пролетит 16 метров, при 90 км/ч. – 25, при 100 – уже 27, а при 120 – целых 33 метра! Именно поэтому нельзя переходить улицу в неположенном месте: проезжая часть вне пешеходного перехода – вотчина водителей, тот участок, на котором они могут без риска на мгновение перевести взгляд назад, чтобы произвести перестроение.

В ПЛОХИХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЯХ: В ЛИВЕНЬ, ГРАД, СНЕГОПАД. Здесь проще всего объяснить, что видит водитель, человеку, который носит очки. Осадки действительно очень мешают автомобилисту – даже редкий дождь или снег за счёт скорости, с которой идёт машина, моментально покрывает каплями лобовое стекло, искажая картину и снижая видимость. Во время же сильного ливня или снегопада дворники машин не справляются с работой. Даже если выставлен самый быстрый режим, щёткам нужно время, чтобы пройти расстояние между крайними точками, и за это мгновение ливень или снегопад снова успевают полностью залить или залепить стекло. Водитель видит, что происходит на дороге, на мгновение – а уже в следующее он это лишь угадывает, достраивая картинку в мозгу. В дождь и снег автомобили тоже движутся наощупь, на мокрой дороге тормозной путь существенно увеличивается, а водитель особо сконцентрирован на том, чтобы случайно не подбить другую машину. К слову, внимание водителя в любых погодных условиях и в любой дорожной ситуации в основном направлено на другие автомобили, на дорожные знаки, светофоры и разметку – то есть на всё то, что позволит ему проехать, не попав в ДТП, участником которого будет являться другая машина. Это отчасти парадоксально, поскольку «встреча» с другой машиной оборачивается зачастую лишь парой часов ожидания инспектора ГИБДД, а вот за сбитого пешехода водитель может запросто поплатиться свободой. Но, тем не менее, никакие рациональные доводы не могут изменить мышление человека: на дороге даже неплохой автомобилист пристально следит за другими машинами, как за потенциально опасными объектами, однако не концентрирует внимание на пешеходах. А то и вовсе забывает про них – даже там, где они могут и имеют право появиться на проезжей части.

Подытожим.
Пешеход НЕ виден ВООБЩЕ:
- в тёмное время суток на неосвещённой дороге
- в тёмное время суток на освещённой дороге
- при движении автомобиля на низкое яркое солнце
- при попадании пешехода в «мёртвую зону» автомобиля
- при совершении водителем перестроения
- при попадании на линию взгляда водителя крупного неподвижного объекта (столба, рекламного щита, припаркованной машины и т.д.), заслоняющего пешехода.
- при очень плохих погодных условиях (густой туман, ливень «стеной», сильная метель)
Пешеход виден ПЛОХО:
- в сумерках на неосвещённой дороге
- в сумерках на освещённой дороге
- в плохих погодных условиях (дождь, туман, снегопад)
Выводы просты: не нарушайте правила перехода через дорогу. Обозначьте своё присутствие на ней: носите световозвращатели. И до того момента, как машина стала притормаживать, пропуская вас, ВСЕГДА априори считайте, что водитель вас НЕ ВИДИТ.

ШАГ ВТОРОЙ: о чём не знает пешеход?
Большинство пешеходов в курсе, что если машина мигает оранжево-жёлтым огоньком, это означает, что она собирается поворачивать. Однако есть и другие нюансы, которые знать, на мой взгляд, абсолютно необходимо – но почему-то в стандартный набор того, что должен знать пешеход, они не входят. Между тем незнание этих тонкостей может в некоторых случаях обойтись слишком дорого. А знание – как минимум облегчить понимание того, что происходит на дороге.

Пункт первый и самый главный: ЖЁЛТЫЙ СВЕТ.
Официально жёлтый сигнал светофора является запрещающим. Однако водителям РАЗРЕШЕНО проезжать на жёлтый в том случае, если для остановки перед светофором им придётся резко тормозить. Этим правилом ПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ. Увидев, что зелёный сигнал светофора начал мигать, что сейчас загорится жёлтый, абсолютное большинство водителей немедленно нажимает на газ. А многие злоупотребляют этим правилом. В среде автомобилистов есть даже такое выражение – «проехать на розовый», которое означает, что водитель торопился проскочить на жёлтый, но вылетел на перекрёсток уже тогда, когда ему загорелся красный. Почему же об этом крайне важно знать пешеходу? Потому, что пока автомобиль, проехавший на жёлтый, летит через перекрёсток, на другой его стороне загорается зелёный пешеходам. Поэтому НИКОГДА не шагайте на проезжую часть только потому, что вам загорелся зелёный! Убедитесь, что все те, кто хотел проехать, уже проехали, и только тогда делайте шаг. Именно так у меня на глазах погибли два молодых человека: они шагнули с тротуара в тот миг, когда им загорелся зелёный – а слева на огромной скорости неслась машина, проскочившая на жёлтый. Водитель ничего сделать не успел.
Запомните: водители имеют право заканчивать движение на жёлтый. Это делают все без исключения автомобилисты. И все они нажимают на газ, чтобы сделать это максимально быстро. Не торопитесь выскочить на проезжую часть, едва вам загорелся зелёный! Пусть лучше «ваш» автобус или трамвай уедет без вас, чем за свою спешку вы поплатитесь здоровьем или жизнью.

Пункт второй: БЕЛЫЙ ОГОНЬ
Автомобиль, как известно, способен двигаться не только передом, но и задом. Эта его особенность нервирует пешеходов на парковках и во дворах. Потому что чаще всего для пешехода это происходит внезапно. Однако как есть сигнал поворота, так существует и сигнал, предупреждающий о том, что сейчас автомобиль начнёт движение задним ходом. Таким сигналом являются белые или желтовато-белые огни (один или два), загорающиеся сзади перед тем, как машина трогается с места. Движение задним ходом всегда труднее, а обзор значительно хуже: водитель, чья машина двигается задом, почти наверняка или не видит вас, или видит, но неправильно оценивает ваше расположение относительно него и расстояние между его машиной и вами.

Пункт третий: СПЕЦМАШИНУ ПРОПУСТИТЬ!
Спецмашина – это как правило пожарная, скорая или полиция. Это машина, оснащённая синей или красно-синей «мигалкой» и сиреной. Этим автомобилям разрешается нарушать почти все правила дорожного движения – правда, для этого они должны оповестить всех других участников  одновременным включением синих (красно-синих) огней и сирены. И как раз в этом случае им ОБЯЗАНЫ уступить дорогу ВСЕ участники дорожного движения – а пешеходы являются таковыми и под данное требование попадают. Что это означает на практике? Если вам горит зелёный, но к переходу несётся спецмашина с включённой «мигалкой» и сиреной, то она в данном случае главнее светофора. Вы обязаны её пропустить, а не она вас. Бывает и так, что спецмашины (обычно там, где движение не слишком интенсивно) не соблюдают требования ПДД и включают только «мигалку» - но при этом едут, нарушая правила. Будьте осторожны даже в том случае, если не слышите воя сирены: спецмашина может не остановиться на красный, а поехать прямо на вас.

Пункт четвёртый: ОСТАНОВОЧНЫЙ И ТОРМОЗНОЙ ПУТИ
В ПДД есть понятия остановочного и тормозного пути. Это не одно и то же. Тормозной путь – это путь, пройденный транспортным средством с момента начала торможения до полной остановки. Остановочный же путь – это путь, пройденный с момента обнаружения водителем препятствия на дороге до полной остановки транспортного средства. Он включает в себя три фазы: время реакции водителя, время начала действий по избежанию ДТП и тормозной путь. Говоря простыми словами – до того, как водитель нажмёт на тормоз, увидев на дороге пешехода, пройдёт ещё какое-то время. В среднем время реакции водителя составляет чуть меньше или чуть больше секунды – такова работа мозга, тут сложно что-либо изменить. А мы уже разбирали, сколько успевает проехать автомобиль за одну секунду, двигаясь с разной скоростью. А ведь ещё есть педали управления, и для того, чтобы начать торможение, часто бывает необходимо перенести ногу с газа на тормоз. Это тоже – по меркам критической ситуации – занимает очень много времени. Поэтому запомните: торможение ВСЕГДА начнётся существенно позже того момента, как водитель заметит человека на дороге. И для благополучного исхода как раз может не хватить того самого десятка метров. Кроме того, в автошколах не учат объезжать препятствие на приличной скорости, но учат тормозить на минимальной. Конечно, с каких-нибудь 20 км/ч машина при резком нажатии на педаль встаёт практически как вкопанная. И у водителя быстро вырабатывается рефлекс, что неприятностей на дороге легко можно избежать нажатием на тормоз. Поэтому большинство водителей в критической ситуации будет пытаться именно затормозить – хотя в приличном проценте случаев это абсолютно бесполезный сценарий.
Поэтому: никогда не переходите (и тем более внезапно не перебегайте!) дорогу в неположенном месте. Никогда не идите по переходу, не удостоверившись прежде, что вас пропускают!

ШАГ ТРЕТИЙ: водительский идиотизм
Утверждением о том, что людям свойственно ошибаться, вроде бы трудно кого-то возмутить до глубины души. Но всё почему-то меняется, как только речь заходит о водителях...  Ну так вот, поверьте: людям за рулём свойственно не только ошибаться, но также отвлекаться, тупить, надеяться «на авось», не понимать степень опасности своих поступков и при этом совершенно искренне считать, что «всё под контролем»! Бывают, конечно, умышленные преступления: например, наркотики или алкоголь за рулём; бывает злое хамство типа объезда пробки по тротуару. Но к ДТП с участием пешехода легко может привести и «бытовой идиотизм» - ситуация, когда вполне законопослушный водитель затупил, ошибся, пренебрёг «второстепенными» правилами или был попросту невнимателен. От такого рода идиотизма не застрахован ни один водитель. И даже скорее так: нет такого водителя, который хоть раз не примерил бы на себя хотя бы два-три пункта из приведённого ниже списка.
Разновидности водительского идиотизма, представляющие реальную опасность для пешехода:

1. Если пешеходный переход обозначен только соответствующими знаками, а «зебры» на дорожном полотне по каким-то причинам нет (стёрлась, спилили асфальт, положили новый), то водитель НЕ ЗАМЕЧАЕТ пешеходного перехода. Это происходит потому, что водитель за свою практику слишком привыкает, что в 95% случаев зебра есть. И издалека заметить знак пешеходного перехода, если её нет, ему действительно сложнее.

2. Если на дороге несколько полос и если два ряда машин остановились перед переходом без светофора, пропуская пешехода, то этому пешеходу следует твёрдо знать, что почти всегда найдётся дурак, который проедет по третьей полосе, не останавливаясь. Это происходит не из злого умысла, а из-за невнимательности водителя.  Но последствия могут быть катастрофическими. Поэтому, переходя многополосную дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу (там, где есть знаки и зебра, но нет светофора), непременно убедитесь, что вас видят и пропускают ВСЕ ряды, едущие в этом направлении! Вам необходимо дойти до середины дороги (или до островка безопасности) – и далее повторить то же самое на другой половине проезжей части.

3. Практически никто и никогда не снижает скорость перед нерегулируемым пешеходным переходом, если к нему явно и отчётливо не приближается пешеход. Некоторые не снижают скорость даже в том случае, когда пешеход уже стоит на краю тротуара и заносит ногу над проезжей частью, чётко обозначая свои намерения. И ещё часть из этих некоторых по разным причинам не останавливается даже тогда, когда пешеход ступил на зебру и пошёл по ней. Поэтому ещё раз: никогда не идите, не убедившись, что вас ТОЧНО видят и пропускают.

4. Нет такого человека, который хоть раз бы не ответил на звонок или на смску, находясь за рулём. Огромное количество водителей ежедневно разговаривает по мобильнику в дороге, считая это совершенно естественным и безопасным. В действительности это глубокое заблуждение: мозг человека устроен так, что не может одновременно делать два дела с одинаковой эффективностью. Во время разговора по телефону мозг априори занят именно разговором. Водитель с мобильником по степени своей неадекватности на дороге сравним с крепко выпившим человеком: все реакции у него сильно запаздывают, внимание рассеивается, способность вовремя отреагировать на внештатную ситуацию падает в несколько раз. Причём это касается не только трубок, прижатых к уху, но и разрешённых в ПДД (!) систем handsfree: освобождая руки, такая система не освобождает голову водителя, которая по-прежнему будет занята исключительно тем, что говорят на другом конце виртуального «провода».

5. Злостная и частая разновидность невнимательного водителя – владелец смартфона. Наверное, вам не раз случалось видеть – например, в метро – человека, уткнувшегося в экран и поглощённого виртуальной реальностью. Такой человек полностью «выпадает» из окружающей действительности. Наощупь входит и выходит из дверей вагона, замирает в неожиданных местах, меняет траекторию, натыкается на других пассажиров и так далее. Любители «залипнуть» в смартфон на дороге ведут себя очень похоже. Взгляд, долгое время устремлённый не на дорогу, а на экран – повседневная реальность. И нет никакой разницы, что отображается на экране: лента соцсети или карта с маршрутом. Что бы ни было, водитель в этот момент не видит НИЧЕГО, кроме своего смартфона, и любые действия на дороге выполняет наугад.

6. Правила дорожного движения предписывают человеку, почувствовавшему недомогание, оставить машину и поехать на общественном транспорте, так как нездоровый водитель представляет реальную опасность на дороге – он точно так же сравним с пьяным. Но жизненные реалии таковы, что в абсолютном большинстве случаев люди садятся за руль и едут. И не только с похмелья, с ознобом и высокой температурой, во время менструации, после лечения зуба или после приёма лекарств. Но и вовсе роженицы со схватками. Бывает и такое. Естественно, им всем не до пешеходов.

7. Очень многие водители бывают неаккуратны и невнимательны по отношению к пешеходам, совершая левый или правый поворот на перекрёстке. Особую категорию составляют «прыгуны», которые срываются с места, чтобы успеть совершить левый поворот до того, как тронется встречный поток. Для пешехода в целом это примерно та же ситуация, что и проезд на жёлтый: когда загорается честный зелёный и можно вроде бы идти, перед носом на приличной скорости пролетает машина. Совет всё тот же: будьте осторожны, переходя даже по регулируемому переходу на зелёный свет. Тот, кто стоит параллельно вам, мигая поворотником, вполне возможно, сорвётся с места и попытается проскочить, пока вы ещё недалеко ушли от тротуара.

8. Есть отдельная категория водительского идиотизма: движение на высокой скорости по дворам и пешеходным зонам, лихой въезд во двор и выезд из него. Между тем в этих зонах пешеход согласно ПДД имеет преимущество, а транспортное средство не имеет права двигаться со скоростью, превышающей 20 км/ч. Но для дворовой территории и 20 км/ч – скорость довольно большая. К сожалению, посоветовать тут нечего. Будьте предельно внимательными и аккуратными. И в особенности объясните это детям. Зато если видите, что машина, въезжающая с улицы во двор или выезжающая из двора, пропускает вас, идите по тротуару смело: вам встретился хороший водитель, он всё делает правильно.

9. Остановка на «зебре» в пробке. Забитые улицы, запруженные перекрёстки – норма для крупного города. Правилом, которое запрещает выезд на перекрёсток, если за ним образовался затор, в нынешних дорожных реалиях воспользоваться невозможно. Поэтому часто создаётся ситуация, когда ползущая в пробке машина останавливается чётко на «зебре». Опасность в том, что замученный пробкой водитель зачастую не отслеживает, какой сигнал светофора горит пешеходам. Он ориентируется только на впереди идущую машину. И если она сдвинется вперёд, то он сдвинется тоже. Не зная этой особенности, в образовавшийся зазор немедленно бегут пешеходы (которым горит зелёный) – в полной уверенности, что машина, стоящая на «зебре», так и будет стоять. А она трогается – примерно в тот момент, когда пешеход поравняется с фарой и краем бампера.

10. Трамвайная остановка, не выделенная над дорожным полотном (то есть та, где подходить к трамваю нужно, непосредственно пересекая проезжую часть), представляет собой особую опасность. Точно так же, как водители стремятся проскочить на жёлтый, они стараются проскочить мимо трамвая, который уже остановился и вот-вот откроет двери. Разумеется, водители при этом нажимают на газ. Поэтому никогда не спрыгивайте на дорогу, едва трамвай откроет двери (особенно из последней) – и не бросайтесь к трамваю с тротуара, пока не убедитесь, что машины замедляют ход. Запаздывать с выходом из трамвая или входом в него тоже не стоит: согласно ПДД, автомобилям разрешается начать движение, не дожидаясь, когда трамвай закроет двери, если водители видят, что высадка и посадка закончены.

11. В книге Ю. Гейко «Дураки, дороги и другие особенности национального вождения» есть дивное сравнение: «Забыть включить поворотник перед манёвром – это примерно то же самое, что сесть на унитаз, забыв снять штаны». К сожалению, иногда водители считают, что обозначать свой манёвр с помощью поворотника нужно не для всех участников дорожного движения, а только для водителей транспортных средств. А если, мол, транспорта поблизости нет, можно вести себя как угодно. Например, на полном ходу взять да и повернуть, не предупредив пешехода о своём манёвре, стартануть с парковки или резко тронуться с места во дворе. Будьте бдительны: всегда есть вероятность того, что машина, в которой сидит водитель, внезапно поедет, не предупредив, или поедет не совсем туда, куда вы ожидаете: водитель забыл включить поворотник или просто не посчитал нужным это сделать.

И, наконец –
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ: пешеходный идиотизм.
Увы, зачастую в ДТП бывают виноваты сами пешеходы. К ДТП с тяжёлыми или непоправимыми последствиями по вине пешехода приводит, в сущности, только одно: грубое нарушение пешеходом правил дорожного движения. Иначе чем пешеходным идиотизмом назвать это нельзя. И у него, как и у автомобильного, тоже имеются свои особо «злобные» подвиды.

1. Незнание ПДД, относящихся к пешеходам. Это встречается не так редко, как вам кажется. Например, одна очень уважаемая мною молодая женщина была совершенно искренне убеждена, что треугольным предупреждающим знаком «Дети» с красной каймой и двумя бегущими человечками… якобы тоже обозначается пешеходный переход! И перебегала дорогу в неположенном месте, даже не смущаясь отсутствием «зебры». Будьте внимательны: пешеходный переход через дорогу обозначается ТОЛЬКО квадратным знаком с пешеходом, идущим по «зебре», на сине-белом фоне, и больше НИКАКИМ другим. Согласно правилам, автомобилист обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему по пешеходному переходу с соблюдением правил. А за границами перехода он может ехать смело. На практике это означает, во-первых, что водитель, миновав «зебру», немедленно нажимает на газ. Во-вторых – что, как бы вам ни хотелось, зона пешеходного перехода не простирается от угла перекрёстка до задней двери вашей маршрутки. Границы у перехода предельно чёткие и жёсткие: ими является нанесённая на дорожное полотно «зебра», а там, где её нет – расстояние между левым (на одной стороне дороги) и правым (на другой) знаками «Пешеходный переход». Всё, что находится вне разметки и знаков – это УЖЕ НЕ пешеходный переход. Поэтому, перебегая дорогу наискосок, основную часть пути пешеход проделывает НЕ по переходу. А там он уже не пешеход, а помеха. У автомобилистов такой называется «кегля». Для водителя «священен» только пешеходный переход, а вне его человека, выбежавшего на дорогу, автомобилист пропускать НЕ ОБЯЗАН. Просто потому, что за границей пешеходного перехода человеку на дороге не место. Поэтому перебегание дороги по диагонали является грубым и опасным нарушением правил.

2. Самый распространённый пешеходный идиотизм – это переход дороги по регулируемому пешеходному переходу на красный свет. Это идиотизм крайне опасный. Дело в том, что даже те водители, что нарушают ПДД, всегда и неукоснительно соблюдают требования светофора. А поскольку так поступают абсолютно все, то у любого водителя вырабатывается условный рефлекс: если горит зелёный, можно ехать, не опасаясь. Потому что те участники дорожного движения, которым сейчас горит красный, должны стоять и БУДУТ стоять. Поэтому, как ни парадоксально это прозвучит, в означенной ситуации появления пешехода на пешеходном переходе водитель НЕ ОЖИДАЕТ. Пешеходу ведь горит красный – а это значит, что о пешеходе не надо беспокоиться в данный момент как об объекте, представляющем потенциальную опасность: он будет стоять. Водитель не готов к тому, что вы сейчас возьмёте и пойдёте. Он готов к тому, чтобы проехать на свой законный зелёный быстро и без помех.

3. Подвид описанного выше варианта – переход на красный по пешеходному переходу, который управляется с помощью кнопки. Наличие светофора автоматически относит такой переход в категорию регулируемых, где пешеход имеет право переходить дорогу ТОЛЬКО на разрешающий сигнал светофора. Кнопка не подразумевает, что можно её нажимать, а можно не нажимать в зависимости от настроения и дорожной обстановки. Кнопку всегда необходимо нажимать, дожидаться разрешающего сигнала и остановки машин – и только тогда идти. На регулируемом переходе водитель будет ориентироваться не на пешехода и его занесённую ногу, а только и исключительно на сигнал светофора.

4. Ещё один подвид – переход на красный свет «потому что все уже стоят, а зелёный всё не загорается и не загорается, ну зачем я буду ждать». Светофоры, которые «чего-то всё не загораются», характерны для сложных больших перекрёстков, где есть необходимость пропускать по очереди части потока. И красный для пешеходов горит не просто так, светофор не сломан. Долгий красный пешеходам при стоящих машинах означает, что какому-то из направлений (обычно это левый или правый поворот части потока) горит зелёный – и траектория его машин совершенно точно пройдёт через вашу «зебру».

5. Третий вид пешеходного идиотизма – перебегание дороги в неположенном месте. Почему это гораздо опаснее, чем думает нерадивый пешеход, мы уже разбирали выше, когда говорили о том, когда и почему пешеход не виден водителю и считали, сколько метров проходит автомобиль за одну секунду. Сюда добавлю только, что заметив пешехода, бегущего через дорогу в неположенном месте, любой нормальный водитель рефлекторно отпускает педаль газа. После этого начинается торможение двигателем – машина плавно снижает скорость. И пешеход думает, что всё замечательно сделал, даже не подозревая, что в очень приличном проценте случаев его просто пожалели. А если бы водитель по какой-то причине вовремя не заметил его и не отпустил педаль газа, пешеход оказался бы сбит.

6. Ещё один крайне злостный пешеходный манёвр – перебегание дороги в неположенном месте через пробку. Ну а чего? Всё равно же все стоят!.. Во-первых, стоят не все: мотоциклисты, скутеристы и велосипедисты едут, и ещё как. Во-вторых, поток движется, причём машины едут несинхронно и абсолютно непредсказуемо (для пешехода) – часто ещё и потому, что водитель, застрявший в пробке, смотрит не на дорогу, а в телефон. В-третьих, водители всех упомянутых транспортных средств совершенно не ожидают внезапного появления пешехода на дороге в неположенном месте. Водитель грузовика или фуры, у которого пешеход решит пройти «перед носом», вообще его не увидит и сразу раздавит, если тронется с места. Ещё чудеснее, если скопившуюся пробку неожиданно (опять же для пешехода) «прорвёт» и машины поедут все разом, а пешеход начнёт метаться. К тому же за рядами пробки как правило находится та часть дороги, по которой осуществляется движение транспорта в другую сторону. И где машины летят на очень хорошей скорости – опять же не ожидая появления человека. Да и заметить его вовремя водители не смогут: он будет скрыт от них стоящими в пробке автомобилями. Не перебегайте через дорогу в неположенном месте! Тем более что в городе сложно найти такой участок, где в зоне видимости не было бы ни одного пешеходного перехода. Переходя в неположенном месте, вы можете сэкономить две минуты, а можете пустить под откос целую жизнь, а то и вовсе её потерять.

Вот то основное, что хотелось сказать. Но это, конечно же, далеко не всё, ведь сложным ситуациям на дорогах несть числа. Всегда помните о том, что скоростной режим нарушают практически всегда и все. Скорость в городе 80 км/ч. и даже 100 км/ч. у многих водителей не считается чем-то «ненормальным». И это при максимально разрешённой 60 км/ч. – и при том, что огромный процент тяжёлых ДТП строится именно по схеме «превышение скорости плюс ещё один какой-либо фактор». Но всегда находятся те, кто намеренно превращает дорогу в гоночный трек из глупого желания самоутвердиться. Помните также, что на дорогах много водителей, которые купили права. Что таксисты и перевозчики грузов зачастую работают без отдыха и сна – в такие условия ставит их руководство. Что водители – те же люди, и едут на работу, а потом возвращаются с неё они точно в том же состоянии, что и вы – ещё толком не проснувшиеся утром и смертельно уставшие вечером. Не рискуйте понапрасну, будьте внимательны и соблюдайте правила дорожного движения! И помните поговорку: «даже самую жирную задницу остановить куда проще, чем самый маленький автомобиль».

11.06.18
Санкт-Петербург