Отец и дочь. Права ли Дуня Вырина?

Мита Пе
Осенью 1830 года А.С. Пушкин, находясь в селе "Большое Болдино",  написал цикл повестей, объединённых названием "Повести покойного Ивана Петровича Белкина"  или просто "Повести Белкина".

Выдуманный Пушкиным  персонаж Иван Петрович Белкин  -  молодой помещик-путешественник, сочиняющий литературные произведения на основе увиденных им жизненных событий.

В цикл сочинений Белкина вошли  пять повестей,  одна из которых называется "Станционный смотритель".  Это  - сентиментальное повествование о станционном смотрителе Самсоне Вырине: "Обстоятельства некогда сблизили нас, и о нем-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями".

Коротко о сюжете повести.
Самсон Вырин служит смотрителем на одной из почтовых станций в "***ской губернии". Он вдовец, проживает с 14-летней дочерью Дуней: "Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала".
Через три года остановился на почтовой станции красивый черноусый гусарский ротмистр  Минский. Он спешил по своим делам, но задержался на три дня под видом болезни, а потом уехал, взяв  с собой дочку смотрителя Дуню. Встревоженный отец отправился в Петербург искать дочь. Нашёл, но Дуня не захотела с ним увидеться, а Минский выпроводил Вырина "в шею". Смотритель вернулся домой, стал сильно тосковать, запил и умер. Похоронили его на кладбище рядом с могилой жены. Через несколько лет богатая Дуня побывала на могиле отца и долго плакала, обнимая холмик.

Рассказчик Иван Петрович Белкин не даёт оценку  поступкам героев повести, он просто излагает факты, предоставляя читателям возможность самим вынести мнение "кто прав, кто виноват". 
Так кто же прав, а кто виноват?

Первое впечатление, которое остаётся после прочтения повести, - сочувствие  к  станционному смотрителю и осуждение его неблагодарной дочери.  По человеческим понятиям надо  непременно посочувствовать Вырину и осудить Дуню:  налицо пострадавшая сторона и виновная. 
Но не наоборот ли?

По читательским понятиям  Дуня плохая дочь:  она предала отца, тайно сбежала из дома, бросила отца одного, а у него и работа тяжёлая и старость не за горами, и ни от кого нет ни помощи, ни слова ободрения!   Сама Дуня жила в богатстве и в довольстве и ни разу не прислала отцу о себе  весточки: "Вот уже третий год,  как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает".

Самсон Вырин достоин сочувствия: он  любил дочку, после смерти жены  воспитывал её один, заботился, как умел,  пёкся об её физическом и нравственном здоровье, даже обвесил стены назидательными картинками из жизни библейского блудного сына. Внешне был строг с дочерью, но в душе гордился ею и верил, что она вырастет   благоразумной девушкой и не позволит себе недостойных поступков. 

Дуня на радость отцу вела себя подобающе. Через станцию проезжали многие путешественники, в-основном,  мужчины, но Дуня  умела общаться с приезжими и вела себя с ними "безо всякой робости, как девушка, видевшая свет". "Маленькая кокетка" умела стрельнуть глазками и разрешить себя поцеловать "на прощанье", умела окатить холодным взглядом особо развязных. Одним своим появлением в комнате для проезжающих и своей учтивостью девочка спасала отца от начальственного разгона: "Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались".

Ведь какая работа  у станционного смотрителя?  "Настоящая каторга",   "покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца". 

И это при том, что в начале повести Пушкин поставил эпиграфом пару строк из  стихотворения кн.Вяземского:
"Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор".

"Диктатор" (в переносном смысле) - это "жёсткий, авторитарный руководитель, лицо, облечённое неограниченной властью в какой-либо области управления или хозяйства".

Вспомним, что такое "эпиграф" - это "цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное".

То есть автор повести А.С. Пушкин (он же И.П.Белкин) посредством эпиграфа даёт читателям подсказку для определения характеристики станционного смотрителя. Но, помилуйте, какой же из Самсона Вырина диктатор? Он - слабый, чувствительный, бесправный, задёрганный  рядовой станционный смотритель, вызывающий искреннее сострадание, сочувствие и даже жалость ... какой из него жёсткий руководитель, диктатор?

Но Пушкин не мог ошибиться, он лучше знает своего героя, и читателю надо поверить автору, а для этого отбросить эмоции и раскинуть мыслями.
Разберёмся?

Белкин описывает Самсона Вырина, как  человека "лет пятидесяти, свежего и бодрого", одетого  в "длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах". Медали дают читателю понять, что Самсон Вырин участвовал в Отечественной войне 1812 года и совершал подвиги, за которые получил заслуженные награды.   На войне солдат Вырин был занят стоящим делом, ощущал свою нужность и уважал себя.

Даже в мирное время Самсон Вырин  не снимал награды с сюртука, гордился ими и держал на видном месте, потому что память о боевом прошлом возвышала его в своих глазах.  Вернувшись с войны, он определился на службу станционным смотрителем, а к смотрителям, как описано выше, у проезжающих никакого почтения не было. Белкин проезжал эту станцию в мае 1816 года, то есть через четыре года после войны, но  медали продолжали висеть на сюртуке у Вырина, как память о героических заслугах их владельца. 

Так и продолжали бы жить Самсон Вырин и его дочь Дуня, пока  однажды на почтовой станции не появился ротмистр Минский. Он спешил из Смоленска в Петербург по своим делам, но, увидев Дуню, внезапно заболел и задержался на три дня.  "Смотритель уступил ему свою кровать" и на другой день послал в С*** за лекарем, который подтвердил мнимую болезнь гусара. А мнимая болезнь оттого, что Минский влюбился в Дуню. А Дуня влюбилась в него. Отец не подозревал об их отношениях, а молодые люди держали свои чувства в секрете.

Долго пребывать на почтовой станции служивый Минский не мог, и он уговорил Дуню уехать с ним.  Отцу решили не говорить.  Девушка была влюблена, а Минский, возможно, пообещал ей жениться. Так или иначе  благоразумная Дуня согласилась на побег. Если она и понимала,  что своим поступком сделает отцу больно, то отмахнулась от этих мыслей, ведь в состоянии влюблённости трудно рассуждать здраво!

Любовь и возможность покинуть дом отца руководили поступками Дуни. И ещё - обещание Минского жениться, но, как гласит народная мудрость,  "обещать не значит жениться". Если бы Минский думал о женитьбе всерьёз, то, как честный человек,   попросил бы у отца её руки, а раз не попросил, то жениться не собирался,  во всяком случае, на первых порах. Поэтому он поселил Дуню не у себя дома, а в номерах гостиницы "Демутов  трактир".

Когда Дуня не вернулась из церкви, Вырин понял, что она сбежала из дома с проезжим гусаром. Ямщик рассказал,  что "всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте". Вероломство дочери подкосило  Вырина, и он слёг в сильной горячке.

Оправившись от болезни, обеспокоенный отец решил найти дочь и вернуть домой: "Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою".  Он был уверен, что гусар обманул неопытную девушку, ведь в народном понимании прочно укоренилось  мнение, что гусары охочи до красивых девушек, соблазняют их, а потом бросают за ненадобностью.  Вырин был уверен, что Минский так же поступит с Дуней.   

Мысль, что молодые люди могли полюбить друг друга, Вырин даже не брал во внимание, он думал только о плохом: "Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою".

Из подорожной смотритель  узнал адрес Минского в Петербурге и нашёл беглецов в  апартаментах Демутова трактира.  Минский вышел к нему "по-домашнему, в халате и  в красной скуфье".  "Повел в кабинет и запер за собою дверь" . Молодой человек повинился перед Выриным: "Что сделано, того не воротишь, <…> — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово".

Вот тут-то Вырину надо было поверить честному слову Минского!
Он обязан был поверить хотя бы для собственного успокоения, но недоверие к распутным гусарам напрочь выключило его здравомыслие. Через пару дней он снова заявился к Минскому.

Увидев отца, Дуня  ("одетая со всею роскошью моды"), "подняла голову... и с криком упала на ковер". Минский сначала бросился к ней, а потом  к Вырину, дрожа от гнева. "<…>Пошел вон!" — и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу".

Для читателя поведение отца  понятно, ведь у него обманом украли дочь,  а вот реакция Дуни и Минского не совсем ясна! Почему они так жестоки  с несчастным отцом?

Возможно, Минский не рассказал Дуне о первом приходе отца и скрыл то, что обо всём с ним переговорил.  Дуня, жившая всё это время с "тяжёлым" от вины сердцем, увидев отца, упала без чувств. Да и Минский рассердился и выпроводил его "в шею". А могли бы пригласить Вырина в комнаты,  объясниться начистоту, бухнуться в ноги, попросить прощения и родительского благословения.  Ну, разгневался бы старик, потопал бы ногами, покричал, попенял  бы за легкомысленное поведение, но простил бы. Недаром на станции по стенам развешаны картинки на тему притчи о блудном сыне! 

Дуня испугалась не самого отца, а  того, что он заберёт её домой, а возвращаться ей не хотелось. Минский испугался того же.  К этому времени он ещё не женился на Дуне, поэтому отец имел на дочь законные права и мог требовать её возвращения домой.  Минский не хотел терять Дуню и впал в гнев, увидев, что Вырин снова вторгся в их жизнь, не вняв его честному слову.

Романтик-Пушкин в своей повести нарушил бытующее мнение о соблазнителях-гусарах и наделил Минского благородными качествами – честью и совестью. В конце повести Дуня показана богатой и успешной дамой, то есть Минский женился на ней. Но это – в будущем, которого станционный  смотритель не мог предугадать в силу своей упёртости и предвзятости.

"Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться". Самсон Вырин не принял честное слово Минского всерьёз, потому что был убеждён, что Дуня уже погубила себя:  "Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы...".

Вырин вернулся в "С…"  в полном упадке духа. Жизнь его сломалась, и смысла в ней он уже не видел. Он не думал о том, что Дуня, возможно, обрела счастье, он думал только о своём одиночестве и нерадостной старости. От невесёлых мыслей, обиды и тоски  он начал пить и потихоньку спился. 

Дуня же, живя с любимым человеком,  вряд ли забыла об отце, она просто загнала свои переживания глубоко внутрь, но  при неожиданном появлении отца чувство вины всколыхнулось так сильно, что Дуня упала в обморок.  Она понимала, что поступила с отцом жестоко,  и это её мучило. Но иначе поступить она не могла. Вернувшись к отцу, она погубила бы себя, как некогда случилось с её матерью.


Любовь к Минскому и чувство самосохранения пересилили в Дуне чувство жалости к отцу.
Почему же Дуня не хотела возвращаться домой? Этому есть три причины.

1. Её любовь к Минскому. 
2. Возможность не повторить судьбу своей матери.
3. Страх перед отцом.

На причине №3 надо остановиться подробнее. 
Дуня, хоть и была любимой дочерью своего отца,  и сама любила его, но испытывала перед отцом страх.  Попробуем разобраться в этом утверждении.

Каждый человек хочет выглядеть значительным в глазах других и в своих тоже.  Без ощущения себя личностью, человек гибнет. Самсон Вырин видел себя достойным человеком, а проезжающие относились к нему к с пренебрежением, с равнодушием  и помыкали им.  Если на службе Самсон Вырин старался  доказать свою нужность разными способами:  рвением,  расторопностью, услужливостью,  то  в семье,  перед женой и дочкой, он самоутверждался.
"Это твоя дочка?" — спросил я смотрителя. "Дочка-с, — отвечал он с видом довольного самолюбия, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать".

У Пушкина в произведениях  нет пустых и лишних слов, каждое несёт смысловую нагрузку. Если Пушкин написал, что Вырин хвастается дочкой "с видом довольного самолюбия", то это – яркая характеристика Вырина, как человека.  Вырин-отец доволен, что дочка послушная и проворная, это тешит его человеческое самолюбие и отцовское тщеславие.

Родителям нравятся послушные дети. А почему дети бывают послушными? Причина – в страхе перед родителями. Родители, к которым принадлежал Вырин,  всегда чётко знают, что надо их детям  и пресекают все попытки детской самостоятельности, тем самым мешая детям сформироваться, как личность.  Их принцип - "Делай, как я, и будет тебе счастье!"

Более всего губят личность ребенка  те родители, которые стремятся воспитать его по своим понятиям, считая при этом, что делают ребёнку  добро.  Такие родители никогда не задаются вопросом, а не вредит ли такое воспитание ребёнка? И нужно ли это самому ребенку?

Самсон Вырин понимал воспитание детей, как держать их в строгости, в повиновении и в беспрекословном подчинении.   Слово отца – закон. Дуня была проворная и разумная, как мать. Проворная -  значит, как белка в колесе,  успевала по дому, боясь услышать в спину сердитое порицание. Разумная -  значит,  старалась угодить отцу, предвидя его желания.

Жена Вырина была такой же проворной и разумной, но безвременно умерла. Почему безвременно? По цифрам, приведённым в повести, несложно подсчитать, что жена Вырина умерла в возрасте до сорока лет, совсем ещё молодая женщина  … 

Белкин не пишет о подробностях семейной жизни станционного смотрителя, но внимательный читатель, поразмыслив,  может догадаться о причинах смерти не старой ещё женщины. 
Самсон Вырин был обижен на свою судьбу. Обиженность обязательно выражается в раздражительности. Получая от проезжающих очередную порцию унижения, он не мог ответить им тем же, ведь от них зависела его должность и относительное благополучие. Вот и не оставалось ему ничего, кроме как унижать тех, кто был слабее и зависим от него - своих близких. Дочь по малолетству он не обижал, а жене, похоже, крепко доставалось.
Пытаясь смягчить задетое самолюбие мужа, бедная женщина старалась угодить ему, молчала, терпела, не перечила, накапливая в себе несправедливые обиды.

Хочется думать, что Вырин любил жену, но, по всему, он любил её, своеобразно понимая изречение св.Павла: "Жена да убоится мужа своего". Он не  знал, что "убоится" (греч. phobitai), означает несколько смыслов, в том числе - чтить, уважать, заботиться. А ещё  - говорить жене о своей любви.  Женщина  может вынести любые тяготы, если будет знать, что её любят  и подтверждают это не только поступками, но и словами, недаром говорят, что женщина любит ушами; слова для неё – аккумулятор жизненных сил, а он находится в сердце.

Не получая душевной подпитки, сердце  жены Вырина  разрядилось и  остановилось:  женщина настолько устала от беспросветного существования, что разрешила себе уйти из жизни.  Можно представить, насколько  невыносима была её жизнь, что даже ради дочки она не осталась жить!
Дуня - девочка, близкая матери по духу, чувствовала сердцем причину её смерти и  винила в этом отца, но молча и  глубоко в себе.

Отец верил,  что послушная и трудолюбивая дочь скрасит его жизнь и в старости.   Но умная девочка не хотела повторять судьбу матери и давно сообразила, как ей устроить свою жизнь. Оставаться в доме отца она не собиралась. Зная о своей красоте, Дуня выгодно ею пользовалась. Белкин назвал Дуню "маленькой кокеткой" потому,  что она умела произвести впечатление на проезжающих: "Барыни дарили ее, та - платочком, та - сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть".

Дуня знала себе цену и ждала подходящего момента, чтобы "вырваться на свободу". Ротмистр Минский отвечал всем её условиям, и Дуня  не упустила выпавший ей счастливый шанс. К тому же, она полюбила …

Самсон Вырин вернулся из Петербурга на службу, жизнь потекла по-прежнему, только в доме без  Дуни  поселилась тоска. 
Через несколько лет  обстоятельства привели Ивана Петровича Белкина  "на тот самый тракт, в те самые места". Он увидел старого смотрителя и поразился произошедшей в нём перемене: "Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика".

Белкин угостил Самсона пуншем, и с каждым стаканом старик всё более оживлялся, рассказывая о своём горе: "Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишь ся; что суждено, тому не миновать".

Было заметно,  что Самсон Вырин свыкся с мыслью, что его сбежавшая дочь Дуня стала блудницей,  и,  если она не вернулась в родной дом, то только потому, что, брошенная соблазнителем Минским, "метёт улицу вместе с голью кабацкою".  Убеждённый в подобной участи дочери, отец её не искал и не ждал её возвращения:  "Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы..."

При этом Иван Петрович Белкин заметил, что чем чаще смотритель прикладывался к стаканчику с пуншем, тем обильней текли у него слёзы, и было непонятно, кто плачет - пунш или старик.

Горе со временем утихает, и человек обретает возможность думать и размышлять логически и по справедливости. Но с Выриным такого не произошло. Он упивался своим горем в прямом  смысле. Он растил дочь для себя и ни с кем не собирался её делить. Дуня – это опора в его будущей старости, поилица и кормилица, нянька и служанка.  С женой не получилось, а дочка – вот она, добрая, послушная, услужливая. И вдруг всё нарушилось.

Вырин  разжигал в себе душевную боль, но болел душой не о Дуне, а о себе, обманутом и покинутом!
А так как с любой болью  жить невыносимо, Вырин заглушал её спиртным. Мысли о вероломстве Дуни становились всё мрачнее,  а алкоголя становилось всё больше. В конце концов, организм сдался,  и станционный смотритель умер.

Здесь интересно предположить причину, по которой  Александр Сергеевич Пушкин назвал  героя  повести древнееврейским именем Самсон. Не отсыл ли это к библейскому  Самсону, которого ослепили филистимяне? Ведь Самсон Вырин по сути тоже был ослеплён убеждением, что  у его дочери трагическая и  подлая судьба!  Он не мог себе представить (увидеть), что дочка может быть  счастливой вне дома. Ослеплённый обидой,  он отказывал ей в праве на личное счастье.

А теперь подошло время ответить на вопрос, выведенный в заглавии – Права ли Дуня Вырина?
Ответ однозначный – права.
Виноват ли отец – ответ однозначный – да!
В повести проблема "отцов и детей" не видна за поворотами сюжета, но если вчитаться и вдуматься, то она выступает с каждой страницы. 

Так в чём права дочь и виноват отец?

Если бы Вырин поверил в то, что Дуня удачливо устроилась в жизни и ей не нужна отцовская забота, всё сложилось бы иначе. Отец не сокрушался бы о судьбе дочери, а дочь не испытывала бы чувство вины.

В данной ситуации Дуне пришлось труднее всего, потому что она,  принеся себя в жертву,  была обречена сокрушаться о содеянном поступке. Вырину было легче – он не сокрушался о дочери, а жалел самого себя.

В чём его трагедия?
Родители не должны держать детей рядом с собой и  требовать их  постоянного внимания.  Задача родителей – вырастить детей и отпустить их в самостоятельную жизнь. Дети должны идти дальше, рождать собственных детей и чтить Пятую Божию заповедь: "Чти отца твоего и матерь твою". 
Дети должны уважать своих родителей и испытывать к ним чувство благодарности  за то, что дали жизнь, больше дети ничего не должны.

Если бы Самсон Вырин понимал эту жизненную истину, то жил бы с лёгким сердцем, радовался бы счастью дочери и с радостью  следил бы за её жизнью издали, не вмешиваясь и не поучая.

Вина Дуни в том, что, устроив свою жизнь,  ничего не сообщала о себе и не считала нужным объясниться с отцом.  Дуня поняла свою ошибку, когда у неё родились собственные дети,  и созрела жгучая необходимость повиниться перед отцом.

Лучше поздно, чем никогда. Дуня всё-таки вернулась к отцу, хотя он уже лежал в могиле.
"И барыня приходила сюда? — спросил я. — Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго".

Обнимая могильный холмик, Дуня, вероятно, просила прощения. Наверняка Самсон Вырин услышал её и простил. А как же иначе  … проблемы отцов и детей должны быть решаемы. В этом смысл преемственности  поколений.


P.S.
В 1972 году режиссёр Сергей Соловьёв снял по повести фильм. Роль Самсона Вырина замечательно сыграл Николай Пастухов. В роли Минского – Никита Михалков, в роли Дуни - Марианна Кушнерова.
Иллюстрация – кадр из фильма.