На графских развалинах

Галина Михалева
Летний, теплый ветер неожиданно влетел в распахнутое окно и, озорничая, сбросил со стола билеты, над которыми сидел Егор Севский- студент последнего курса университета. Шаловливо взлохматил прическу Егорки и, прогулявшись по комнате, вылетел вон, оставив аромат свежевымытого горячего асфальта, распустившихся тополей и еще чего-то такого, непонятного, от которого хочется забыть о предстоящем экзамене и выйти на улицу, где яркое солнце, где люди, где лениво валяются кошки, а воробьи радостно скачут по деревьям.

И он шел бездумно , шел куда глаза глядят, не задумываясь, и было так хорошо, спокойно. Залитые солнцем витрины сверкали. Мелькали знакомые дома и незнакомые люди, гудели автомобили…И эта обычная городская суета ему нравилась. Было радостно вот так просто идти. Голова, уставшая от учебников, вдруг стала легкой, светлой. И мысли тоже светлые, ясные, как солнечные зайчики скользили, не задерживаясь.  Он шагнул в очередной раз и не заметил, как в одно мгновение мир переменился. Только что яркий и праздничный он вдруг стал чужим , мрачным и даже пугающим. Внезапно  сияющее первозданной чистотой небо почернело, и полил дождь. Он шел стеной, мгновенно образовались мутные лужицы, крупные капли громко стучали по булыжной мостовой . Это было странно. Ведь Егор только что шел по асфальту и вдруг  булыжники…  Он оглянулся по сторонам. Сквозь плотную дождевую завесу не очень четко проступали контуры знакомых зданий. Знакомых, но каких-то не совсем таких. В целом улица была другой, отсутствовали высотные дома, не стало слышно автомобильного гула. Вместо него доносилось лошадиное ржание, да звук подпрыгивающих на колдобинах карет.   Егор мгновенно промок.
–Посторонись , барин! – раздалось совсем рядом, и прямо перед его лицом возникла лошадиная морда.
Егор отпрянул и тут же натолкнулся на афишную тумбу, на которой красовались персонажи какого-то спектакля. В этот момент карета замерла рядом. Дверца распахнулась. Мелькнула густая вуаль, изящная ручка в тонкой перчатке грациозно высунулась и поманила Егора. Не веря ни своим глазам , ни ощущениям, он всё-таки сделал шаг вперед.  Тонкий, свежий аромат вербены сразу вскружил голову. И не понял Егор , как оказался в теплом, сухом  уюте кареты, в полумраке которой он успел разглядеть тонкую  фигурку. Из- под широкой юбки выглянул изящный атласный сапожок с застежкой из матовых пуговиц. Головку украшала маленькая шляпка . Дама откинула вуаль. Выбившиеся из-под шляпки своевольные медного цвета, локоны обрамляли бледное лицо с  огромными миндалевидными глазами цвета зеленого яблока, смотревшими весело и немного удивленно.
–Господин поручик, куда же это вы пропали?– колокольчиком прозвучал голосок незнакомки.– Отчего у нас не появляетесь?– капризно поинтересовалась, сложив губки соблазнительным бантиком, от этого  стала еще милее.–И что это за маскарад? Откуда у вас такая одежда?
–К-как…?
–Да что с вами , Мишель? Вы какой-то странный сегодня…. Это я же Лиззи, Графиня Елизавета Бельская. Ну же? Узнали?
Егор растеряно кивнул, хотя, конечно же, ничего не вспомнил и никого не узнал. В его мире не было графинь, и он не был Мишелем, но эта Лиззи очаровала его настолько, и он готов был сказать что угодно, лишь подольше оставаться рядом.
–Ну, слава богу!– Лиззи довольно всплеснула руками.– Так, где же вы были? Я соскучилась…
Егор развел руками.
–А… понимаю-понимаю… Служебная тайна,- Лиззи наморщила миленький носик и придвинулась к Егору, насколько это позволяла юбка.
Руки Егора задрожали. Карету тряхнуло на очередной выбоине, и Лиззи оказалась в объятиях Егора. Нежные, податливые губы коснулись его губ, и тут он забыл обо всём , ощущая только сладость её  теплых уст и аромат вербены.  Он сжимал  ее в своих объятиях, удивляясь, каким жестким оказалось ее тело, чувствуя, что добраться до него живого и мягкого,  ему  мешает нечто твердое.
–Корсет,– Лиззи тихонько хихикнула и ласково добавила,–глупенький… Вот что значит, долго не навещать свою даму. Жду вас с визитом,– она кокетливо улыбнулась,– да, еще… Муж скоро поедет в имение по делам и… Ну, вы понимаете…
–Муж! У нее есть муж,– сердце Егора предательски дрогнуло, и тут же подумал,– ну и пусть… Она так мила…Но,– мысли клубком закрутились в голове,– что же происходит- лошади, карета, графиня… Куда я попал? – Лиззи, какой год теперь?– решился спросить Егор.
–Ты шутишь, милый мой поручик?
–Шучу…,– согласился Егор,– но хочу , чтобы ты ответила. Мне так нравится слышать твой голос.
–Ах! Тысяча восемьсот семидесятый…
Самое время было упасть в обморок и будь Егор барышней , наверное, так бы и поступил.  Но он был всё-таки мужчиной и к тому же Лиззи называет его поручиком, а этот чин обязывает… Хотя к чему он обязывает, Егор плохо понимал. Понимал только то, что должен быть мужественным. Правда, как быть с тем, что он оказался в другом времени, было непонятно. С одной стороны, ему нравилось своё время, он, наконец, любил автомобили и  не понимал совсем лошадей, хоть  и признавал их красоту, и знал об их уме и преданности . Не мог себе представить , как можно обойтись без телефонов, компьютеров и прочих нужных, просто необходимых вещей. А с другой…, ему чертовски нравилась эта милая графиня… Надо признать, что она годится ему в пра-пра… неизвестно сколько этих  пра – бабки, короче она слишком стара. Хотя о чем это он, в его времени она давно уже не живет… Представив развалившийся скелет, Егор содрогнулся.
–Ты чего?– прозвенела колокольчиком Лиззи.
–Да так,– отмахнулся Егор. И правда, чего это он. Он волею судьбы переместился в другое время, а здесь она прекрасна, молода и, кажется, любит этого неведомого поручика, на которого, судя по всему, похож Егор.  И надо пользоваться случаем , когда еще выпадет такое приключение. Егор обнял графиню, но теперь она ,подставив на мгновение губы, отстранилась, разочаровав тем самым молодого человека. Он скроил обиженную мину, что  было не трудно, ведь он и на самом деле чувствовал, что его обвели вокруг пальца, пообещав конфетку, дали лишь фантик.
–Не сердись,– шепнула Лиззи,– приходи к нам,– она лукаво улыбнулась,– и будет тебе подарок. А пока, выходи. Я подвезла тебя до твоего дома.
–К-куда?–он и не заметил, что карета остановилась.
– В Казарменный переулок… Или у тебя новый адрес?
–А? –Егор уже открыл  рот, чтобы сказать, что живет на совсем другой улице, но вовремя опомнился. Тем более, что его Цветочной  в те времена и не было вовсе, а Казарменный находится совсем рядом,–нет-нет…
«А может сердца нет, осталось только тело?
Хотя.. и тела нет, есть лишь пустота…»,– продекламировал вдруг он. Невесть откуда выплывшие строчки.
–Что-о?!
–Расставаться не хочется,- неуклюже вывернулся он, не зная , как объяснить свои слова, –«Ты всегда лишь помни - на планете этой,
Есть тот, кто любит... и живет тобой...»,– хотел сказать я.
–Не печалься, друг мой, мы скоро увидимся. А пока возьми, чтобы обо мне помнить,– и протянула ему  тонкий батистовый, пахнущий вербеной, платочек с монограммой Е.Б., который он тут  же спрятал в карман.
–Увидимся, обязательно увидимся. Я тебя найду.
–Зачем меня искать?–удивилась Лиззи, протягивая руку для поцелуя.–Я в своем особняке.
Егор схватил изящную ручку и затряс ее, не зная, что делать дальше, но, вспомнив какой-то фильм, нагнул голову и поцеловал.
Он распахнул дверцу. Тугие струи дождя по-прежнему долбили по мостовой, по крыше. Егор опустил голову, выбирая, куда бы наступить. Наконец, удалось спрыгнуть и не попасть в лужу. Он поднял голову, желая махнуть Лизе, но карета прямо  на его изумленных  глазах растаяла в воздухе. Егор повертел головой, переступил, как лошадь в стойле. Внезапно, будто кто-то нажал выключатель, вспыхнуло солнце, показавшееся таким ярким, что Егор зажмурился. А когда отверз свои очи, то удивился еще более. Никакого намека на то, что только что лил дождь, не было. Было сухо, да и город был родным и знакомым. Шумели автомобили, гуляли люди…
–Что это было? Не мог же спать на ходу… Может,  у меня какое-то психическое заболевание?- от таких мыслей даже испарина на лбу выступила. Он сунул руку в карман и… белоснежный платочек оказался в руке, а с ним и легкий аромат вербены…–Значит, так и было,– он обрадовался,– и я должен ее найти! Только как?–в глубоком раздумье он подошел к своему подъезду.
Дверь распахнулась, Егор едва успел отскочить в сторону. Леночка- соседка и по совместительству студентка-первокурсница ойкнула от неожиданности. Было похоже,  она испугалась, что ударила молодого человека, хоть в миндалевидных изумрудных глазах ее вовсе не читалось раскаяние, а прыгали озорные, золотистые бесенята, и было непонятно то ли солнышко купается в них,  то ли это отблеск от медных волос. И Егор внезапно замер, зачарованный. Он смотрел, как будто впервые увидел девушку, с которой встречался по несколько раз в день, смотрел так внимательно и изумленно, что нежные щечки девушки слегка порозовели. Поразительное сходство с Лиззи было тому причиной.
–Ты чего это?– Елена сделала попытку обойти Егора, но тот прочно стоял на ногах.
–Послушай, Лен, ты ведь Бельская?
–И что?– Леночка пожала плечами.
–Небось, графского рода будешь?
–Допустим. И что?–Девушка нетерпеливо топнула стройной ножкой.–Пропусти же, я спешу.
–Подожди минутку,– Егор цепко ухватил Лену за тонкую руку. Ему вдруг пришло в голову, что именно Леночка покажет ему особняк Бельских, а там… Чем черт не шутит, вдруг, да и встретит снова Лиззи. Девушка, безусловно, прелестна и похожа, но совсем юная …А Лиззи… та…Слов не находилось. Не достаточно опытен он был, чтобы описывать женское очарование. – Ведь и особняк есть, наверное?
–Есть…Ну?
–Давай сходим, покажешь…
–Зачем тебе?– в распахнутых глазах Леночки заплескалось удивление.
–Интересно…
–Да? Ну ладно. Только не сейчас.
–Не сейчас?–разочаровался Егор.–Но почему?
–По кочану!– рассердилась Елена.–Экзамен иду сдавать.
–Но когда?– Егор решил не отступать, ведь он обещал Лизе, что найдет ее.
–Вечером.
–Хорошо, а…
–Потом! Всё потом!– Леночка отодвинула молодого человека и заспешила к подошедшему трамваю.

До самого вечера промаялся Егор в ожидании экскурсии. И только когда уже легли фиолетовые тени , позвонила Леночка и предложила прогуляться на следующий день.
–Я устала и так не хочется никуда идти,– пропела она знакомым колокольчиком в трубку.
У Егора прямо сердце всколыхнулось. Перед глазами возникла Лиззи.
–Ты что! Ведь время детское! Пойдем сегодня. А?
–Тебе так не терпится?– удивилась Леночка.– Мы же ничего не увидим сейчас… Там ведь почти руины… Особняк только недавно начали реставрировать.
–Увидим… А потом еще и днем сходим. Пойдем пожалуйста.
–Ну ладно,– Леночка вздохнула,– выходи.

Путь оказался недолгим. Старинное здание  с просторной террасой в глубине старого сада  казалось таинственным белым кораблем. Такое сходство придавало ему близость реки, ровно дышащей где-то внизу. К дому вела липовая аллея. Совсем стемнело. Выползший месяц, устроившийся  прямо посередине, посеребрил рваные кромки облаков, верхушки деревьев. И было ощущение, что друзья попали в сказку.
Дверь особняка оказалась запертой. Леночка тихонько стукнула, и на пороге вырос охранник.
–Чего надо?– раздался грозный бас. Егор мог поклясться, что именно таким голосом покрикивал на него кучер, когда сегодня  чуть его не задавил, когда вёз на карете Лиззи.  И вдруг, словно по мановению волшебной палочки, человек заговорил  ласково, как  добрый дедушка.–А-а… Молодая хозяюшка пришла… Чего так поздно?
–Ты уж извини, Кузьмич, но моему приятелю  очень хотелось побывать здесь именно сегодня.
–Да что там…,– Кузьмич махнул рукой,– идите, гуляйте… Вот только фонарик возьмите,– он залез в глубокий карман, долго  ковырялся. Егор даже успел подумать, что , видимо, там бездонный мешок и не стоит удивляться, если выудит оттуда факел. И каково же было его изумление, когда Кузьмич сунул в руку Леночке совершенно современный маленький фонарик.
Осторожно ступая, молодые люди прошли в вестибюль, освещая фонариком стены, сохранившие местами остатки былой красоты. Поднявшись по белой мраморной лестнице , они остановились на  просторной площадке с огромным зеркалом. Здесь, вероятно, прихорашивались дамы перед балом. И Леночка была истинной женщиной и не могла пройти равнодушно мимо. Она  тоже остановилась, рукой провела по  запылившемуся стеклу. В этот самый момент в глубине зеркала мелькнула изящная женская фигурка в белом. Всего лишь миг, но Егор узнал ее. Это была Лиззи! Она сердито качнула головой.
–Мишель,– прошелестело, и видение растаяло.
–Ты видела?!Слышала?!  Нет! Ты видела?!-Егор схватил за руку Елену.
–Да что?
–Ее видела?!
–Кого?
–Даму там, в зеркале.
–Я и сейчас вижу,– невозмутимо ответила Елена.
-Кого?
–Да себя же! А ты про кого?
–Мне показалось…
–В старом доме , да еще ночью, да в зеркале всякое может померещиться. Пойдем-ка лучше отсюда. Мы придем днем как-нибудь.

Егор потерял покой и сон. Он кругами ходил вокруг особняка, забредал в сад, гулял и там, где  впервые случилась  удивительная встреча с Лиззи, и он на миг оказался в другом мире. Он подолгу стоял на том самом месте в ожидании чуда. Но чуда не случалось. Огорченный Егор шел домой, чтобы через некоторое-то время вновь вернуться.
В ту волшебную ночь ему не спалось. Луна без устали светила, звала, как будто выйти на прогулку. И Егор  вышел. Не задумываясь , к реке спустился. Тихо шептались волны, секретничали о чем-то деревья, а  белый особняк словно  плыл . Егор двинулся к нему, желая лишь одного,  войти, оказаться там, где жила та зеленоглазая чаровница. Он сделал несколько шагов и вдруг увидел, как вспыхнули огни внутри дворца. Замелькали тени. Сердце Егора упруго стукнуло, дыхание сбилось. Он был почти уверен, что чудо свершилось и он, неведомо как, оказался в том, другом времени и сейчас увидит Лиззи. Он заспешил.
Лакей в ливрее, украшенной серебряными галунами, распахнул дверь и замер, не зная, как поступить с человеком, который был одет неподобающе для визитов.
–Кузьма, впусти же его,– раздался нежный голосок, который Егор узнал бы всегда. На лестнице в бледно-зеленом закрытом платье стояла Лиза.
–Лиззи!– Егор в одно мгновение оказался рядом.–Я нашел вас наконец-то…
-Какой смешной… Мишель, да что с вами? Зачем меня искать ? Ведь я не уезжала… ,–Лиза лукаво улыбнулась,– а вас я видела… Но как-то странно,– она задумалась,– или это мне приснилось… Вы были  с барышней  похожей на меня, чУдно одетой … Удивительно мне это. Ко мне не подошли… Но почему?  Что было это?
–Не мог я подойти…
–Как так? Хотя…, я тоже почувствовала, будто меж нами стена какая-то…
–Века…
–Что?
–Вы только не пугайтесь, Лиззи, я расскажу…
–Пугаться? Я? Вы шутите, однако… Я не испугаюсь ничего, но…, – под руку взяв Егора, она шагнула в комнату,– идемте, сядем и поговорим спокойно… Я  с нетерпеньем жду …
–Начну с того, что не Мишель я вовсе. Наверное, похож, но я –Егор…
–Как так? Ошиблась я…
–Но это ничего… Я живу в другое время, а в это… меня как будто нет…
–Но как?- Елизавета округлила глаза.
–Не знаю, как случилось, но здесь, во времени вашем оказался я , и мы познакомились, а там… знакомая моя Елена, что так на вас похожа,– и рассказал Егор всё Лизе.
Та удивлялась, задумалась потом.
–Так значит, я могла бы тоже жить там, с вами… И остаться даже могла бы… Я что-то слышала… Да-да, я знаю, слышала… И даже…,– Лиззи поднялась с диванчика, прошлась в волнении,- а что? Скажи, хотел бы ты  со мной жить в твоем мире? Ну, хотел бы?
–Хотел бы… Нет, конечно же, хочу! Но это невозможно,– загрустил Егор.
–Возможно! Еще как возможно!  Но… А знаешь, приходи   сегодня ночью в этот  дом, но только не один, а с Леной той… И к зеркалу тому же подойдете вместе… Согласен?
–Я приду. Но только Лена…
–Что Лена?
–Не захочет ночью…
–А ты придумай что-нибудь… Ах, как я хочу и дальше жить, пройти через века и жить… Всё видеть,чувствовать , любить…Что может лучше быть?! Так ты придешь? Я буду ждать… А это,– она прижалась всем телом и губы их слились,– чтобы ты сильней хотел… Понравилось? А дальше лучше будет. Поверь…
Звонок раздался тут, оповещая о визите нового гостя, а вслед за этим явилась с докладом  миловидная горничная.
–Я жду,– сказала Лиза на прощанье.

Вечер этот выдался слезливым и ветреным. И  Леночка не хотела выходить, а тем более плестись в старый особняк. Но перед напором Егора всё-таки не смогла устоять. Уж очень нравился девушке этот  человек. Накрывшись зонтами, они добежали до здания.
-И что тебе сегодня приспичило идти сюда, да еще на ночь глядя,– ворчала Леночка.
Поднявшись по знакомой лестнице, они остановились перед тем же зеркалом, переводя дыхание. Холодом каким-то повеяло от бездушного стекла. Леночка поежилась.
–Что-то мне не по себе сегодня. Пойдем домой. А?- она ухватилась за рукав Егора.– Ой! Кто это?! – вскрикнула она. – Вроде бы я…,– растеряно произнесла она, но какая-то другая… И платье… Не мое…
Егор увидел Лизу. Как всегда в такие моменты, радостно трепыхнулось сердце. Он смотрел не нее , не отрываясь, и увидел, как хищная искорка вспыхнула в ее глазах. Она быстрым движением схватила Леночку, но та от неожиданности дернулась. Рука Лизы соскользнула, и она уцепилась за подол легкого платья Лены. В этот момент Егор, не думая ни о чем, заслонил Леночку собой и увидел, как лицо Лизы превратилось в мученическую гримасу, затем оно внезапно скукожилось, пожелтело, глубокие морщины покрыли его, руки, все тело стало похожим на  сухие мощи, одежда мгновенно истлела, а в следующее мгновение всё, что было Лизой,  рассыпалось и превратилось в прах. Раздался грохот, похожий на раскат грома.
–Что это?– прошептала Леночка, высовываясь из-за спины Егора.
–Зеркало разбилось…,– губы Егора плохо слушались.
–Но почему?– Леночка провела носком туфельки по битому стеклу, зацепив светлый лоскуток.– А это… Это же кусочек от  моего платья,– ахнула она,– значит мне не показалось… Меня она хотела утащить туда… В тот мир… Вернее, поменяться со мной местами. Мне бабушка рассказывала…Так вот зачем ты привел меня сюда…,– догадалась она. -Эх ты! А я тебе верила.
–Но ведь ничего не случилось, Леночка! Ты прости меня, я же не знал… Ничего не знал… Мне кажется, что это сон, и мы сейчас проснемся…
–А зеркало? А мое платье?– Леночка показала на свое рваное платье.–А синяки?– она протянула руку, и Егор увидел отпечатки пальцев на белой коже.
Значит, не приснилось.