Сын генерала

Светлана Юшко
Однажды ко мне  заглянула в гости подруга, успешная бизнес-леди, хозяйка магазина, Виктория, но не одна. С мужчиной лет эдак пятидесяти. Знакомимся. Назвался Толиком. Как бы не солидно.

Пару слов о ней. Добрячка, хохотушка и общепринятая красавица. Успевает всё: заниматься предпринимательством, содержать дом в образцовом порядке, хорошо выглядеть. Раз в неделю она самолично закупает фрукты, причём исключительно цитрусовые. Родилась  она  и  выросла  в  деревне и до 16 лет понятия не имела, какие на вкус экзотические плоды. И  теперь,  будучи  взрослой, искренне  уверена, что  ароматные  посланники  из  жарких стран,  несущие  заряд  солнечной  энергии,  поднимают  настроение  и  изгоняют  грусть.

Остальная  продукция  доставляется  в  её магазин  курьерской службой. На оптовом рынке она познакомилась  с  Толиком - бригадиром  грузчиков.  Обычно, завидев  Викторию, тот  подходит  и вежливо интересуется: "Помочь?" Она всегда отвечает  согласием.  Он тут же подзывает  кого-то из погонял  и  приказывает  купленный  товар  поднести  к машине.  Спустя время  у них завязались дружеские отношения, и, как только она показывается  на   территории базара, он тут же приближается и советует, где сегодня лучше отовариться. "Алжирские апельсины приторно - сладкие, берите лучше греческие с кислинкой. У Ленго. Идёмте,  я провожу. Мандарины грузинские  вкусные,  другие - нет.  Лимоны турецкие ароматнейшие - в конце ряда". Мужчина ей понравился учтивостью, деликатностью.

Перед  визитом ко мне  она по телефону объяснила: "Уже три года, как муж умер. Трудно одной. А Толик, думаю, мне поможет".

Гость приятной наружности, остроумный, легко включается в разговор. Произвёл хорошее впечатление. Виктория предложила ему должность администратора в своём магазине. Он - на распутье. По ходу выясняется, что он учился поочередно в трёх вузах, но каждый раз бросал учебу, так как любовью ни к одной из будущих специальностей не проникся.

"А работали кем?" - спрашиваю.

Он помялся.

"Как сказать..."

Чувствуется, вопрос явно не в масть.

"Пошел в армию, окончил военное училище, десять лет прослужил, случился конфликт со старшим по званию. Суд чести. Разжаловали. Я не привык подчиняться".

"Но ведь человек, по сути, лишён выбора - или руководит, либо выполняет чьи-то указания. Другого не дано. Но начальниками рождаются. Иметь талант надобно. И что дальше?"

"Ничего хорошего. Профессии нет. Устроился оператором на бензозаправку. Через пять лет уволился. Из-за ссоры с шефом. Пить стал. Лечился. Завяжу, потом срываюсь".

"А кто содержал?"

"Я был женат.  А  когда из армии ушёл, развелись. Мама помогает".

"Мама?"

"Я поздний сын. Отец  генерал. Умер не так давно. А матушка получает военную пенсию (т.е. часть мужниной). С самого детства  баловали меня. Родился я в Китае, потом в Германию переехали. Всегда имелась прислуга. Никогда в отчем доме не слышал слов: "Нет", "Нельзя".

"Но жизнь - совсем под другим соусом", - как бы размышляя, сказала я.

"Невозможно избавиться от устойчивых привычек..."

"Что вам все должны, а вы лучше всех", - добавила я.

"Да",- согласился  он.

"Но на самом деле не так?"

"Почему – не так? Я окончил школу с медалью. Играю на пианино. Эрудирован".

"И наивно посчитали, что имеете преимущества. Ваши знания никуда не сгодились. И вы оказались за бортом".

"А я не хочу шагать с быдлом в одной шеренге".

Слышать подобную речь из уст немолодого человека - более,  чем  странно. Уродливое воспитание проросло корнями инфантильности во взрослую жизнь. Со своим отношением к другим он стал неудобоварим, и людское сообщество его выплюнуло как непригодный элемент.

"Допустим. ваша матушка - не вечная. Кто потом будет помогать?"

"А она богатая. Распродам её золото, бриллианты, квартиру обменяю на меньшую площадь. На мой век хватит".

"Но вы ещё не стары. Во времена Петра мужчины в пятьдесят лет только возвращались из рекрутов и заводили семьи. То есть, на их примере, не поздно начать все сначала".

"Послушайте, я не ваш пациент и  не надо меня лечить. Судя по антуражу, вам, мадам, везло в жизни. Работаете, наверное, неплохо зарабатываете, коль из хрустальных рюмочек фирменный коньячок попиваете".

Ох, если бы генеральский отпрыск, он же бригадир рыночных грузчиков, знал, как всё доставалось. Сколько раз я наступала ногой на песню, сколько раз я отказывала себе в праве быть счастливой, сколько раз я подчинялась чьей-то воле.

Помню Новый год. Мне 18 лет. Я - студентка первого курса. В молодости частенько бывало - после того, как куранты пробьют 12, первоначальная компания пополняется новыми участниками. Так и у нас случилось. Мы отмечали праздник в старинном особняке с высокими стенами, лепниной на потолке. Около часа ночи к хозяйке дома, нашей сокурснице, заглянули её одноклассники. Они привнесли оживление, ввалившись с гитарой, песнями, шампанским.

Буквально в мгновение ока передо мной возник улыбающийся парень. Осыпает меня конфетти и серебряным дождиком. Мы танцуем совершенно не в такт музыке, и это не имеет абсолютно никакого значения. А потом он предлагает уйти. Мы гуляем по ночному городу, и на  голову  падают  нарядные снежинки, подсвеченные уличными фонарями. Непередаваемое ощущение грядущего счастья...

...Под утро мы остановились у моего дома. И вдруг я осознаю, что сейчас, в эту минуту, очаровательная сказка кончится, подобно тому, как обрывается дорога. Что продолжения не будет. А мне останется участь  довольствоваться воспоминаниями... Ещё мгновение, ещё шаг, и я переступлю границу, за которой не должно быть ничего, кроме занятий.

- Давай вечером сегодня встретимся и пойдем в кино, - предложил он.

- У меня послезавтра зачет. Я должна готовиться к нему.

- А потом освободишься?

- Нет, следует другой.

- А когда будешь свободной?

- После сессии, в феврале.

Ах, юг! Ах, молодость! Всё кипит!

Любой усомнится, что причиной отказа от  встреч и обозначившейся любви может послужить учеба. Наверное, не существует человека на Земле, уверенного в своей неотразимости на 100 процентов.

Первые три года в медицинском институте не давали буквально продохнуть. На голову вчерашнего школьника обрушивалась информационная лавина.  Чего стоила одна анатомия! Каждая косточка, а их десятки десятков - на латыни, а мыщцы, а сосуды, а внутренние органы...

А химия с долгоиграющим циклом Кребса, а гистология, а фармакология, а иностранный язык, а история с политэкономией! Бедные мозги! Куда ещё "втиснуть" любовь? Хорошо, если твой избранник учится с тобой в одной группе - тогда парочка превращается в "сиамских близнецов", становясь  неразлучной - вместе в анатомку, библиотеку,  на  занятия  и  лекции. Но если он из другого мира, союз, может быть, и удастся, но об институте придётся забыть. Невозможно сочетать любовь или семейную жизнь с постижением врачебной науки.

Вот и всё... Он уходил, сильный, высокий, не поверивший мне, полностью отдавшейся мечте о гуманной профессии. Если хочешь чего-то достичь, надо чем-то поступиться - например, свободой выбора.