Интервью с Верой Сытник

Нина Гаврикова
Интервью с Верой Сытник
(В честь Дня защиты детей мы знакомим читателей журнала "Союз писателей" с детским писателей,  одним из членов жюри конкурсов МДЛК «Озаренок»)

 
- Уважаемая Вера Владимировна, здравствуйте! Благодарю Вас за вы-сокопрофессиональную работу в качестве члена жюри! Разрешите Вам задать вопросы?
- Дорогая Нина Павловна, здравствуйте! Всегда радуюсь нашим встречам, пусть и вирту-альным. Спасибо за Ваши тёплые слова о моей работе в качестве члена жюри, я - педагог, мне приятно общаться с детьми, следить за их творчеством, и я счастлива осознавать, что хоть капельку, но помогла Вам в осуществлении Ваших замечательных проектов.
- Расскажите немного о себе: где Ваша малая родина, кем хотели быть и кем стали? Сбылась ли детская мечта?
- Моя родина – город Комсомольск-на Амуре, но я не помню город, меня увезли малень-кой в другую часть нашей страны, в Забайкалье, куда переехали мои родители. Всей ду-шой полюбила этот край! Природа там уникальна! В Забайкалье живут необыкновенные люди – разных национальностей, но всех объединяет общее качество – дружелюбие и весьма развитые соседские отношения. Будь то город ли, деревня ли – люди, живущие рядом друг с другом, поддерживают тесные отношения, делятся радостями, печалями, оказывают взаимопомощь. Безмерно скучаю по этому краю, по его чистому воздуху, по его просторам, по друзьям… В Забайкалье я пошла в школу, окончила две школы – обще-образовательную и музыкальную. У меня были бесподобные учителя русского языка и литературы! Знатоки предмета! Профессионалы в своём деле, мудрые воспитатели, на-ставники детских душ. Моя любовь к литературе отчасти и их заслуга. Говорю «отчасти», потому что в нашей семье книга была неотъемлемой частью нашей жизни. И мама, и отец всегда много читали, отец собирал библиотеку, в ней и сейчас – уникальные книги, доставшиеся ему от матери (19 век!) и изданные ещё в Советском Союзе. Когда мне не стало хватать домашней библиотеки, отец отвёл меня во взрослую, городскую, и там я уже могла брать интересующие меня книги (записывая на отцовский формуляр) и читать, читать, читать! Всегда хотела связать свою будущую деятельность с литературой. Нет, конкретно о педагогике не мечтала, но знала, что заниматься буду именно литературой. Так оно и вышло. Окончила Омский государственный университет (факультет филологии), после чего работала и в газете, и в школе, и в музее. И всегда – именно литература, даже не русский язык, а литература. Люблю 19 век! Нашу классику. Получается, что моя детская мечта сбылась. Более того! Я всегда мечтала … вот тут точно – мечтала! Мечтала написать книгу, книги… рассказать о своём, о том, что меня волнует… Внутри меня ворочались неясные образы, рисовались сюжеты… В девятом классе написала повесть о любви – от руки, в тетради. Повесть разошлась по друзьям и… пропала в школьной суете. Её читали и долго, о ней говорили. Трогательно… Сейчас у меня издано восемь книг.
- Мы с вами познакомились на сайте "Союз писателей", чему я очень рада. Знаю, что Вы живете в Китае. Скажите, почему именно эта страна?
- Да, я тоже очень рада нашему знакомству! Хвала Интернету, который сближает людей. Для меня это особенно важно, потому что живу в чуждой для меня языковой среде и круг моих знакомых весьма ограничен. Да, Китай. Почему?.. На многие «почему» мы не имеем чёткого ответа, если, тем более, эти «почему» касаются таких моментов, о которых говорят – неисповедимы пути Господни. Так получилось, так сложилось, так произошло и всё тут. Страна под название Советский Союз, развалилась, страну трясло … трясло и людей. Многое перемешалось, сдвинулось с привычных мест, многое взбудоражилось. Поток событий, общий круговорот, поиск работы и вот – я в Китае. Преподаю русский язык. И занимаюсь своей любимой литературой. Нужно прибавить, что, если бы не Китай, вряд ли бы я стала писать книги. Не до того было, когда всё вокруг трещало! А здесь появилась такая возможность, появилось время, вспомнилось, проснулось желание – писать! Сбылась моя мечта тогда, когда я уже почти и забыла о ней в круговерти жизни.
- Что подвигло Вас написать первое произведение?
- Любовь. Конечно же, любовь! А как может быть иначе? Ведь именно это чувство толкает нас взяться за ручку и написать первое в своей жизни стихотворение! У меня, правда, это было не стихотворение, а маленькая повесть объёмом в 18 тетрадных листов. Помните, были общие тетради в 18 листов? Вот столько я и написала – о любви. Конечно, я всё завуалировала, законспирировала! Но писала-то именно о своей первой любви. Именно это чувство, захлестнувшее меня, и подвигло меня на мой первый литературный труд. Об этой самой тетрадке я уже упоминала в нашем разговоре…
- Характерная черта Вашего характера?
- Настойчивость, настырность в положительном смысле, в том смысле, что я всегда стремлюсь заканчивать начатые дела, не люблю бросать на полдороге. Любовь к чтению. Да, это характерно для меня – читать книги. Да, и эта настырность – с детства. Разучивая гаммы, я разучивала их до такой степени, чтобы можно было перейти к этюдам. От этюдов к Шопену… Не выучив урока, не бралась за чтение. Начинала шить платье… ничего не получалось! Но я-таки справлялась, и платье в итоге удавалось! Вязала – петелька за петелькой юбки, свитера… Но не всё так идеально, как это может показаться! Иногда лень побеждала меня. Конечно, а как же! И сейчас, бывает, ка-а-ак заленюсь! Брошу все дела и предамся безделью. Ну да ничего страшного, полениться тоже иногда нужно – восстанавливает силы.
- Как Вы считаете, что такое счастье?                - Счастье – это взаимопонимание. Это искренность. Это любовь – в разных её проявлениях. Это ощущение гармонии в душе, ощущение, что мир ласков к тебе, а ты ласкова к миру. Счастье – это ведь такая штука, что тут можно говорить много и о разном. Счастье может быть мгновенным, а может быть и долгим, но никогда – вечным. Это как любимая шоколадка – ешь, приятно, съел, осталось послевкусие и будешь ждать новой шоколадки. Но если есть один только шоколад, можно ведь и навредить себе! Счастье – это те минуты в жизни, о которых хочется вспоминать.
- Какой способностью вы хотели бы обладать?
- Никакой дополнительно к тем, которыми меня одарила природа, одарил Господь. Я вос-принимаю всё, как есть, о большем не прошу в этом смысле. Зачем? Не лучше ли просто прислушаться к себе? Понять себя? На мой взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы пони-мать себя и развивать те качества, те навыки и умения, которые важны для тебя, которые расширяют кругозор, делают жизнь интереснее, насыщеннее.
- Ваше состояние духа на сегодняшний день?
- Бодрое. Сейчас веду проект на сайте «СП», посвящённый 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Мне нравится, как наши авторы, пользователи сайта, откликнулись на проект, я всем очень благодарна. Столько талантливых людей!
- Над чем сейчас работаете?
- Я люблю писать для детей. Это такая
благодарная аудитория! Знаю это из опыта преподавательской работы. Дети так легко откликаются на добро, так чутко улавливают его – в интонации, в конкретном слове, во взгляде. К детям нужно идти только и только с добром! Ведь то, что мы дадим детям, то они в ответ вернут нам, когда повзрослеют, то они и понесут дальше, к своим детям, а те – к своим. В моих книгах для детей нет насилия, нет разбойников, нет войн, нет грабежей… Я пишу о дружбе, о культуре Китая, о православных праздниках, о природе, о сказочных героях. Люблю писать сказки на православные темы, рассказы. На мой взгляд, это очень важно, чтобы дети чувствовали свою принадлежность к православной культуре, которая несёт в мир добро, сострадание. Да, изданы три книги для детей. Это «Подарок из Китая» (повесть), «Попугай и бабочка» (сказки), «Пасхальные сказки, рассказы». Сейчас в работе (редактирую) цикл рассказов и сказок на Рождественскую тему. Даст Бог, осилю. Иногда редактировать для меня сложнее, чем сочинить. Потому что проверяешь буквально каждое слово – на его созвучие с темой произведения. А вообще я люблю работать… то над этим текстом, то над другим (из другого цикла), так, переключая внимание, мне легче увидеть оттенки текстов.
- Спасибо Вам за развернутые ответы.
- Спасибо Вам, дорогая Нина Павловна, за внимание к моей скромной персоне, очень признательна Вам за это. Благодарю Вас и желаю Вам лично и всем Вашим подопечным здоровья и успешных литературных проектов. Процветай, «Озарёнок»! Спасибо!               
               
                Интервью взяла Н.П. Гаврикова