Лотта Лазерштейн. Художница двух стран

Койфман Валерий
ИЗ   МАТЕРИАЛОВ  ВАЛЕРИЯ   КОЙФМАНА
Лотта Лазерштейн-великий реалист Веймарской республики(28 ноября 1898, Кенигсберг, Пруссия - 21 января 1993, Кальмар, Швеция).

Немецкая художница еврейского происхождения, крупнейшая представительница фигуративной живописи Веймарской республики.

Родилась Лотта в Пруссии. После смерти отца в 1902 году, семья переехала в Данциг (ныне Гданьск, Польша).
В возрасте 11 лет, девочка решила стать художником, никогда не выходить замуж и всю свою жизнь обещала посвятить искусству. Она выполнила все!
В 1912 году семья Лотты переехала в Берлин, где девочка получила начальные уроки живописи в школе, где работала ее тетя.
В 1919 году Лазерштейн, была еще одной из немногих студенток, принятых в Берлинскую академию изящных искусств. Училась она у Эриха Вольсфельда (1884 - 1956 в Лондоне). Он  был немецким художником, графиком и профессором гравюр. В 1936 году был снят с должности учителя из-за своего еврейского происхождения. На последнем курсе Лотта стала первой женщиной, выигравшей в конкурсе работ золотую медаль Академии.
Лотта в 1925 году с отличием закончила Академию, приобрела в Берлине галерею и открыла при ней Школу искусств, в которой и преподавала.
Чтобы помогать семье, содержать галерею и зарабатывать в трудные годы мирового кризиса, художница занялась декоративно-прикладным искусством. Хорошим доходом были иллюстрации для учебников анатомии, которые она рисовала с натуры в моргах.
Часто, когда заканчивалась ее утренняя работа в школе или морге, Лотте приходилось бежать через мост, чтобы добраться до продовольственных магазинов до двух часов дня, потому что в это время происходила переоценка продуктов, и цена на товары становилась выше (!).
Портреты, созданные с 1927 по 1933 годы, в настоящее время считаются наиболее важными в ее творчестве. Свои лучшие произведения Лазерштейн создала в период между двумя мировыми войнами.
Ее ранние работы были характерны как для авангардного движения «Новая реальность» (New Objectivity), так и для традиционного немецкого искусства этого периода.
На ее портретах изображены, как утонченные интеллигенты и аристократы, так и молодые красавицы и красавцы спортивного вида, очень подходящие для нацистских пропагандистских плакатов. Это поколение молодых, независимых и модных людей, которое возникло в довоенной Германии.
Именно красивые женщины и социально активная молодежь Берлина населяли полотна Лазерштейн. Художница изображает сцены в кафе (В таверне, 1927), молодых теннисистку (1929) и мотоциклиста (1929), лица, которые встречает на улицах многонационального Берлина (Монгол, 1927 и Русская девушка, 1928), свои автопортреты и портреты Трауте Роуз, как образ современной «Новой женщины» (Neue Frau).
Ее подруга Трауте Роуз (12 февраля 1904 года в Гданьске, † 10 октября 1997 года в Баден-Бадене) была немецкой актрисой, певицей и актрисой. Являясь членом известной берлинской театральной семьи Роуз, она была одной из самых популярных певиц своей эпохи, получив широкую и надрегиональную популярность, особенно в качестве исполнителя на радио.
Кстати, на картине «Теннисистка» изображена тоже Трауте. Лотта познакомилась с Роуз в начале 1920-х. Талантливая спортсменка Роуз стала сначала тренером художницы по теннису, а затем уже подругой и любимой моделью. Трауте вдохновила Лотту на некоторые из ее лучших работ, в которых художница изобразила себя рядом с моделью (В моей студии, 1928, Я и моя модель, 1929-30, В зеркале , 1930).
Женщины оставались близкими друзьями, даже после того как Трауте вышла замуж, а Лотта переехала в Скандинавию.
Самой известной работой художницы является полотно 1930 года «Вечер над Потсдамом или Сад на крыше».
На этом фризе изображены пять молодых людей, сгруппировавшихся вокруг стола и ужинающих на террасе, с которой виден город Потсдам до самого горизонта. При этом картина полна тихой задумчивости, даже тоски, и эти эмоции передаются зрителю.
Трауте Роуз вспоминала, что подготовка к работе над этой картиной была длительной и тщательной.
Холст был доставлен в Потсдам по железной дороге из Берлина, а затем на конном экипаже в дом друзей Лотты, у которых и был этот балкон с таким прекрасным видом. Когда был написан фон, Лотта продолжила работу уже в Берлине, изобразив за столом своих родных и друзей, в том числе и Роуз.
Критики пишут, что в этой работе можно проследить влияние на художницу от реалистов 19-го века Адольфа фон Менцеля и Вильгельма Лейбла до самого Гольбейна.
В 1931 году прошла первая персональная выставка Лазерштейн в галерее Фрица Гурллитта в Берлине. Стоит отметить, что художница была первой женщиной, удостоившейся персональной выставки в Берлине.

Но в 1933 году в жизнь Лотты и ее семьи громким стуком сапог вошел нацизм.
Поскольку Лазерштейны были чистокровными евреями, то и квартира матери, и многие ценности, в том числе коллекция редких плакатов Тулуз-Лотрека, были конфискованы государством.
Стало трудно найти заказы, не на что было покупать холсты и краски.
В 1935 году Лазерштейн была вынуждена закрыть свою галерею и школу искусств.

Три ее картины были представлены на Всемирной ярмарке 1937 мира в Париже, но эти работы были запрещены к показу в немецком павильоне. Это означало, что ее карьера в Германии окончена.
В этом же году художнице предложили организовать выставку в одной из галерей  Стокгольма, которая привела бы к ряду заказов на портреты.
В декабре 1937 года Лота уехала в Стокгольм, умудрившись вывезти практически всю свою коллекцию картин.
Уже в Швеции художница – еврейка по национальности, узнала о погромах в еврейских кварталах, и ей пришлось просить политического убежища. Этот шаг, безусловно, спас ей жизнь, но, как она позже заметила, "разломал мою жизнь на две части".
Для того, чтобы получить шведское гражданство Лотте в 1938 году пришлось фиктивно выйти замуж, но с мужем она никогда не жила.
Она с помощью своего «мужа» пыталась вызвать из Берлина мать с сестрой Кэти и свою подругу Розу Оллендорф, но все усилия были напрасны.
Сестре чудом удалось избежать ареста нацистами, всю войну она скрывалась в Берлине, а мать Лотты, Мета, была арестована и в 1943 году умерла в концентрационном лагере Равенсбрюк.

Во время войны и после ее окончания Лазерштейн продолжала писать и преподавать.
Ряд высокопоставленных заказов на портреты быстро создал художнице репутацию талантливого портретиста. Среди ее клиентов были камергер короля граф Эрик Тролле, аристократы Чарльз Джулин-Даннфелт и Натанаэль Бесков, Хилдинг Розенберг - и это лишь несколько имен.

Биографы пишут, что после Второй мировой, ее работам, которые состояли по-прежнему из портретов, не хватало силы ее ранних картин. В Швеции Лазерштейн обратилась и к детской теме. На ее холстах все чаще стали появляться портреты детей.
В Швеции Лотта также больше внимания стала уделять пейзажной живописи.
Лотта осталась в Швеции до конца своей жизни, в 1954 году она переехала в город Кальмар, куда позже приехала и ее сестра.
Кроме того, Лазерштейн стала почетным членом Шведской Академии художеств за свою работу в портретной живописи.
Международное признание Лазерштейн получила, правда,  только в 1987 году.
Арт-дилер и галерист Томас Эгнью организовал выставку-продажу картин Лазерштейн в галерее Белгрейв в Лондоне, и художница в возрасте 89 лет присутствовала на ней сама.
Журналистка Кэролайн Смит в газете «The Independent» писала: «Когда я в ходе подготовки выставки посетила Лазерштейн летом 1986 года, я нашла художницу в окружении ее произведений, которые покрывали каждый доступный дюйм стенного пространства в ее маленькой квартире в городе Кальмар на юге Швеции. Они стали для меня откровением».
Картины были доставлены в Лондон, а после выставки большая их часть разъехалась в частные коллекции по всему миру. Вместе с картинами Лазерштейн, на выставке были представлены работы ее учителя Эриха Вольфсфельда и ее ученика Готфрида Майера.
В этом же году картину Лазерштейн «Утренний туалет» приобрел для своей коллекции Национальный музей женщин в искусстве в Вашингтоне.
Спустя несколько лет прошла выставка художницы в городском музее искусств в Берлине. Даже в 92 года художница продолжала писать.
Художница скончалась в 1993 году в возрасте 95 лет и похоронена на кладбище в R;pplinge.
В ноябре 2003 года Берлинский городской музей провел еще одну большую ретроспективу Лазерштейн под названием «Моя единственная реальность», на которой было представлено 100 картин и 50 рисунков, собранных в частных коллекциях Швеции, Англии, Германии, Норвегии, Канады и США.
В следующем году выставка состоялась в Кальмаре (Швеция), в 2005 году прошла выставка «Погасшие звезды» в Еврейском музее, посвященная Лазерштейн и немецкой поэтессе, лауреату Нобелевской премии Нелли Закс, тоже вынужденной покинуть Германию, спасаясь от нацистов.
По общим оценкам, полное собрание произведений Лазерштейн включает 10 тысяч работ, но их полностью систематизировать не удается, поскольку большинство картин находится в частных коллекциях.
С 2010 года, Национальная галерея в Берлине, вступила во владение картиной «Вечер над Потсдамом» (1930 г.). Художница вернулась в канон искусства и в зону повышенной общественной известности. Планируется, что картина откроет в будущем выставку современного искусства в Новой национальной галерее в качестве первого изображения.