Советский художник-авангардист Натан Альтман

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В пол-оборота, о, печаль!
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложно-классическая шаль.

Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера.

НАТАН АЛЬТМАН родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в семье еврейского торговца.
Ему было 4 года, когда от туберкулеза умер отец, а вскоре и дед, возглавлявший семью после смерти отца.
Его несчастная мать, не выдержав житейских неурядиц, устав от страха погромов и вечных забот о куске хлеба, сбежала за границу. Маленький Натан остался с бабушкой. Он с детства мечтал стать художником.
В октябре 1902 года Натан приезжает в Одессу и вскоре поступает в Одесское художественное училище, в котором учился до 1907 года.
До 1910 года Альтман живет в Одессе, а потом едет в Париж, чтобы продолжить там свое образование.
В Париже художник познакомился с коллегами – выходцами из России: М. Шагалом из Витебска, А. Архипенко из Киева, О. Цадкиным из Смоленска, Д. Штеренбергом из Житомира.
Примкнув к "монпарнасской школе", Альтман продолжил учиться в парижской "Свободной русской Академии" М.Васильевой. В 1911 году в Париже Альтман познакомился с Анной Ахматовой. В этот период он испытал влияние модернизма, в частности кубизма.
В 1911 году Альтман вернулся в Винницу, но сразу начинает думать о переезде в Петербург. Чтобы еврею получить "вид на жительство" в столице, нужно было иметь профессию. Альтман едет в Бердичев и там, в ремесленной управе  сдает  экзамен  на живописца вывесок.
С дипломом ремесленника 23-летний художник в конце 1912 года приезжает в Петербург и работает подмастерьем в витражной мастерской.
С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище.
В 1910 г. он решает продолжить образование в Париже. Там он знакомится с молодыми художниками-авангардистами. Большинство из них — выходцы из России: Шагал, Цадкин, Штеренберг, Сутин. Его работы выставляют в парижском Cалоне.
Однако Альтмана влечет в Петербург, в гущу художественной жизни России. Чтобы получить «вид на жительство» в Петербурге, ему приходится сдать в бердичевской ремесленной управе экзамен на живописца вывесок, и в конце 1912 г. «ремесленник» Натан Альтман приезжает в Петербург.
Став одним из основателей "Еврейского общества поощрения художеств", художник стремился применить принципы модерна к осмыслению древних символов и орнаментов еврейского религиозного искусства.
Со временем искусство Альтмана становится все более интернационально-авангардным, близким кубизму и футуризму.
Изысканной кристалличностью форм выделяется его «Портрет Анны Ахматовой» (1914, Русский музей, Петербург), который считается едва ли не лучшим портретом поэтессы.
Он познакомился с Ахматовой в известном в Петербурге поэтическом кафе «Бродячая собака». Им было тогда по 24 года. С портрета Н. Альтмана предстает глубокий и далеко не открытый для легкого прочтения психологический характер поэта. Портрет стал сенсацией на одной из выставок в Петербурге в 1915 г.
В любом портрете скрыт свой подтекст. Портрет Ахматовой создавался Альтманом, когда Анна Андреевна была одна, покинув Царское Село и дом Гумилева. Наступил ее окончательный разрыв с супругом, и впереди ждала неизвестность. Вот ахматовские строки об этом портрете:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…

Известный критик Л. Бруни писал, что «это не вещь, а веха в искусстве».

В те же годы Натан выступает и как скульптор, и здесь обнаруживая свой экспрессивный, чуткий ко внутренней ритмике форм талант (Автопортрет, или Молодой еврей, 1913, бронза, там же).
После революции Альтман редактирует первую советскую газету по вопросам искусства, руководит музеем, даже проявил себя как «придворный художник», он делает скульптурный портрет Ленина, который через пять лет на парижской выставке завоевал Золотую медаль.
9 апреля 1922 года в ГОСЕТе прошла премьера драмы К. Гуцкова «Уриэль Акоста». Это был первый спектакль Еврейского Камерного театра в новом здании на Малой Бронной. Конструктивистское оформление Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала, соответствовало барельефности мизансцен Алексея Грановского, которые напоминали «живые картины».
В 1922 году вместе с Д. Штеренбергом, М. Шагалом, режиссером ГОСЕТа (Еврейского театра) А. Грановским и актером С. Михоэлсом они снимают фильм «Еврейское счастье» по сценарию Шолом-Алейхема.
Он продолжает работать в театре, а в 1928 г. вместе с труппой выезжает на гастроли по Западной Европе и остается в Париже на 7 лет. Таким увидел его там Илья Эренбург.
Вернувшись в СССР, Альтман попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошел от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, издание 1937г.
После войны он сделал превосходные иллюстрации к Шолом-Алейхему. Вместе с Г. Козинцевым Натан Альтман создает спектакль «Гамлет» (1954), а в 1955 г. ставит с ним фильм «Дон Кихот» по сценарию Е. Шварца.
Это был его последний публичный успех.

Натан Альтман похоронен (1970г.) на маленьком кладбище в поселке Комарово под Петербургом — волею судьбы, рядом с могилой Анны Ахматовой, которую пережил на 4 года.
Художнику  установлена мемориальная доска на доме 61 по Лесному проспекту.
Еще небольшое ироничное стихотворение О. Мандельштама, которое он посвятил Альтману. Мандельштам читал эти стихи сотни раз, давясь от смеха, но с напускной важностью и с сильным немецким акцентом -  "ошэн стари шэловэк":
Это есть художник Альтман,
Очень старый человек.
По-немецки значит Альтман -
Очень старый человек.
Он художник старой школы,
Целый свой трудился век,
Оттого он невеселый,
Очень старый человек.