Гвоздь

Девяткин Вячеслав Георгиевич
      

В голодноватые перестроечные дни многие мои  товарищи, лишившиеся работы, ушли в охранники, в торговлю, подрабатывали на плодоовощных базах...

А мы с Мишей всё лето мотались по Подмосковью ища любую теплотехническую работу по своей профессии.
 
Надо было кормить семьи — вот мы и забредали от отчаяния в глухие уголки посёлков  и даже в прокопчённые  промзоны городов.

Заявились неожиданно на трубный завод. Начальство в панике — вагон труб пришёл. Срочно надо теплоизоляционное покрытие наносить, а печи не работают. Заказчик дал два дня на изоляцию.

А мы с Мишей, как назло с договорами приехали, с зонтами и бутербродами, но без приборов и инструментов!

        - Ваша фирма — конечно, известная. Но нам надо за пару дней автоматику печи запустить! Тогда заказы посыпятся! Мы вас,  мужики,  не обидим. Только запустите сегодня, хоть одну печь!

        - А схемы автоматики-то у вас есть? - спросили мы почти одновременно!

        - Тут были одни наладчики — ничего не сделали и сбежали со схемами.
 
        Мы почесали затылки, и в жутком настроении пошли в цех.
 
        Тишина. Рабочих послали на разгрузку труб — никаких инструментов, хоть в Москву уезжай за ними! Нашёл несколько обрывков электрических схем. И говорю с ужасом:

        - Даже отвёртки нет, чтобы хоть блок розжига подключить!

        И тут Миша поднял с пола большой  гвоздь и вдруг стал с ожесточением бить по нему молотком в тисках, пока не расплющил. Он, оказывается, до Перестройки работал механиком — и с тех пор всё металлическое не было для него секретом. Потом он заточил гвоздь на наждаке. Стало похоже на отвёртку. Раскалил его газовой горелкой, и окунул красный гвоздь в воду, а кончик забил в деревяшку. И передал мне прекрасную отвёртку!Чудеса!
        По памяти и по обрывкам схем стал восстанавливать автоматику розжига печи. А неутомимый Миша побрёл  по пустым цехам и вскоре нашёл ржавый разводной ключ 14Х17.
 
        И дело у нас потихоньку сдвинулось.

        Отвинтили и сняли тяжёлый фартук горелки, отладили газовый запальник с контрольным электродом. Шибера и датчики настроили. Не поймём — всё само-собой как-то получается, даже боязно немного...

        Втихаря запустили дымосос и вентилятор. И гладко, в автоматическом режиме, разожгли печь! Приборов никаких нет - Мише, по соломенному цвету пламени, приходится выставлять заслонки. Когда стало расти давление пара — мы с облегчением всё отключили.

        Потом зажгли ещё два раза — всё чётко работает! Довольные пошли к директору,  главному инженеру и механику завода.
 
        - Наш договор остаётся в силе? - спрашиваем.

        - Ребята, здесь никто не собирается шутить!
 
        - Мы сейчас, без 72-х часового опробования, запустим Вам первую печь! Можно теплоизоляцию уже сейчас наносить!

        Не поверили. Ну что можно за пять часов сделать, если бывшие наладчики целый месяц колупались!?.

        Целой делегацией пришли смотреть. А я уже инструкцию для операторов "на коленке" пишу. Показываем всем как нужно разжигать топку и на режим выходить... Ещё и ещё операторы опробовали автоматический розжиг. И тут директор как закричит:

        - Всех рабочих  вернуть в цеха! Ночную смену срочно организовать! - И нам, ласково так:

        - Пошли договора подписывать!

        В бухгалтерии нам тут же подписи и печати проставили!  И тут чувствую -
 мне кто-то сзади в ладошку трубочку бумажную вложил. Посмотрел незаметно — да, это они, купюры! И Миша смотрю в карман трубочку засунул.
        - Мужики, об одном прошу, - взмолился главный инженер. - Завтра чтобы, как огурцы были! Нам запасные печи необходимы!

        - Мы не поэтому делу! - говорим. - Завтра утром, если можно, машину пригоните к станции в восемь. А то до вас жутко долго  добираться.

И отвезли нас на станцию.

        Мы и наши домочадцы так соскучились по вкусному, что мы с Мишей накупили  в окрестных магазинах рис, сосиски, ножки свиные с совхозной фермы, пряники, самодельную колбасу и, дефицитные  в Перестройку, рыбные котлеты! И бабулькам,  просящим милостыню в электричке, на радостях  мелочи не пожалели...


Долго ещё мы с Мишей работали вместе — и чудесно находила нас дефицитная работа. Но потом он набрал много объектов... И не выдержало нервотрёпки сердце сорока пятилетнего, неунывающего Миши!

        Да и я тоже не смог выдержать жесточайшей конкуренции на рынке труда — на моё место пришли зубастые, молодые ребята.

       Но отвёртка из гвоздя, давшая нам возможность приступить к такой долгожданной работе -  до сих пор перед глазами!