Визионеры

Свет Софии
ПИСАТЕЛИ, БОГОСЛОВЫ, УЧЕНЫЕ, КОТОРЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ О ДУХЕ СВЯТОМ, О ПРЕМУДРОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИИ ВЫСШЕГО ЖЕНСКОГО НАЧАЛА.
Мы живем в Эпоху Святого Духа, Эпоху Матери, о наступлении которой мечтали пророки и Божьи избранники во все времена. Образы Матери, Вечной Женственности, свидетельства о Ней, мы находим практически во всех культурах и верованиях мира, начиная с древних времен и заканчивая периодом новейшей истории. На протяжении тысячелетий Она являлась людям в образе Софии-Шехины (Шхины), проявляясь через Нее и Богородицу Марию. Самые известные Ее явления описаны в Библии – это ветхозаветные рассказы о столпе огненном, который сопровождал еврейский народ во время бегства из Египта. О Матери писали древние философы, отцы церкви, исследователи-культурологи, религиоведы, поэты – те, кому Бог открывал сокровенные знания о Ней как о Вечной Женственности и те, кому Она являлась Сама в духе, передавая Свои Откровения. Их объединяет признание в Боге Женского начала, Духа Святого как Матери, Утешительницы, о приходе Которой знали и ждали во плоти еще с раннехристианских времен. К особым свидетелям Личности Софии причисляются святые, которые подобно Соломону почитали Ее в качестве матери, учительницы и водительницы. Среди многих можно назвать славянского апостола Кирилла, который уже юношей присягнул Софии. Именно София Небесная вдохновила его на создание славянской азбуки.
Конечно, далеко не все из написанного сохранилось и дошло до нас, многое дошло в искаженном виде. Православная Церковь знает, что Константин Великий переписал 87 библий, тщательно убирая из текстов правду о Духе Истины. Книги священного писания о Премудрости сегодня не считаются каноническими. Тем не менее, в разные эпохи сыновья и дочери Божьи сохраняли, несмотря ни на что, тексты апокрифов, неканонических книг Библии, поэтические и литературные произведения, памятники древней архитектуры, живописи, письменности, дошедшие до нас как свидетельства того, что Бог во все века давал людям знания о Матери. Софийский Собор в Константинополе был спроектирован и построен его создателями при непосредственном водительстве Самой Софии, которая являлась им во снах и давала все необходимые знания и даже технологии, равных которым по тем временам в мире просто не существовало. Впоследствии, по образу и подобию этого собора на славянской земле были построены три главных храма, посвященных Премудрости Божьей – София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая, которые до сих пор сохранились на территории современной Украины, России и Беларуси.
Почти все религии говорят о HierosGamos, т.е. о священном браке мужского и женского аспектов Бога как образце и источнике силы для человеческой любви и единения. Знание этого помогает нам понять иерогамию между Богом-Отцом и Святым Духом – Материнским Духом, а также между Богом-Сыном и Софией, Его Сестрой и Невестой, образ которой во все времена многих вел по жизни и вдохновлял на творчество – в культуре, искусстве, религии, во всех сферах жизни человека. Многим Она являлась в Духе, как видение. И хотя не все визионеры смогли до конца полностью разобраться во всех тонкостях единства и взаимодействия Святой Троицы и Софии (что, впрочем, человеческому разуму до конца постичь невозможно), они увидели главное: Мать и Дочь едины, и именно через Софию как индивидуальную личность Мать-Святой Дух действует в проявленном мире. Поэтому Софию называют Матерью наших душ, Матерью Вселенной. Для тех, кто хотя бы раз имел счастье лицезреть Ее Божественный Образ, это событие становилось поворотным пунктом в судьбе, и стремление познать Ее, послужить Ей, рассказать о Ней становилось делом всей жизни.
Одним из наиболее известных авторов современности является Томас Шипфлингер, автор книги «София-Мария. Целостный образ творения». Оказавшись в России в годы Второй мировой войны, он познакомился с православными иконами, научился их ценить, а также получил в подарок книгу, в которой одна из глав была посвящена Софии и русской софиологии. При изучении этой книги на него снизошло озарение, пришел ответ на вопрос, который давно и настойчиво требовал ответа: какова природа Премудрости и что объединяет Ее с Девой Марией? Вот что он пишет об этом в предисловии к своей книге: «…Премудрость явилась в Деве Марии. И именно на Ее праздниках благовествуют Св.Премудрость. Я получил ответ на свой вопрос, и спокойная счастливая уверенность снизошла на меня; но также спокойно и настойчиво возник импульс: это понимание Св.Премудрости стало частью твоей жизни; ты должен дальше исследовать эту тайну, ты должен дальше передать это знание. Это стало как бы живым хлебным семенем, которое вложили в меня. Оно жило и действовало во мне…».
В главе «Святой Дух – материнский принцип» Шипфлингер пишет: «…если есть Бог-Отец и Бог-Сын, то где же Мать? Евангелие дает ответ: Святой Дух есть Мать. Только это откровение исчезло в фильтре и цензуре патриархального мышления». «Если мы сведем воедино все знания книг Премудрости об индивидуальной сущности Премудрости и рассмотрим древние знания в свете последующих событий, и особенно в свете Откровения троичного, триипостасного Бога, то получим внушительный образ Св. Премудрости. Она предстает здесь и Логосом, и Св.Духом, как это считали некоторые отцы Церкви; и самостоятельным сотворенным началом, матерью творения и Душой мира; и космической соратницей – Невестой Логоса, и даже вочеловечившейся в Деве Марии Помощницей в ней же вочеловечившегося Логоса, теснейшим образом внутренне связанной с Его делом искупления и обожения мира, – как то толкует церковное богослужение, включая на праздники Девы Марии чтения из книг Премудрости» (Цит. по: Томас Шипфлингер «София-Мария. Целостный опыт творения» – Издание Гнозис Пресс – Скарабей. Стр.52). «София есть потому совершенный образ Св.Духа – Духа-Матери. Она есть "Мать всех существ, которые она со Св.Духом рождает и творит"» (Стр. 146). «София – особое отражение несотворенной Божественной мудрости, духовной Матери. В ней видит Бог идею существа и вещь творения» (Стр. 300).  «Для того, чтобы верно справиться со всеми теми задачами, которые выпали на нашу долю, мы все более нуждаемся в Премудрости, Софии – не просто в Добродетели, Мудрости, но – в Личности, Матери и Водительнице» (Стр. 152).
 Другой известный мыслитель –  Шри Ауробиндо (1872-1950), знаменитый соратник Ганди в индийской освободительной войне – позднее целиком посвятил себя духовной жизни и основал большой ашрам в Пондишери. Ауробиндо также обращался к вопросу  взаимодействия Женского и Мужского в Боге. В своем сочинении "Мать" он свел воедино все свои мысли об этом. Он пишет: «Мать – это сознание и сила Всевышнего. Она – изначальная и сверхчувственная Шакти, Мать, и несет в своем сознании и высшую божественность… Необходимы лишь две вещи, чтобы пройти эту жизнь без несчастья, и они не отделимы друг от друга: благодать божественной Матери, с нашей стороны, внутренняя работа, основанная на вере, чистоте и преданности». И в конце сочинения: «если ты желаешь такого преобразования, то не медли и не противься рукам Матери и ее силе и позволь ей беспрепятственно делать свое дело в тебе» (Стр. 323).
Знания о Матери давались людям еще до прихода Христа. Так, древний китайский философ Лао-Цзы, живший в VI-V веке до н.э., писал в своем классическом даосском трактате  «Лао-цзы» (или «Дао-Де-Дзин»): «Обретая Мать мира, обретают жизнь вечную. И когда ты узнаешь, что у мира есть Матерь, тогда устремишься к тому, чтобы во всем следовать Её Воле… У мира есть основа, являющаяся Матерью всех существ. Если найти мать, то найдешь и дитя, познаешь дитя и вернешься к матери, то тогда нет опасности в гибели тела… если пользоваться его светом и возвращаться к нему, то при разрушении тела не погибнешь, это значит, вступишь в вечное».
В период раннего христианства различными авторами были написаны апокрифические тексты (в современном понимании различные евангелия, послания, откровения, не вошедшие в библейский канон), из которых следует, что для первых христиан Святой Дух и Богиня Мать – спасающая, вдохновляющая, дающая утешение – были идентичны. Это широко известное апокрифическое «Евангелие от Фомы», а также «Деяния Фомы»,  в которых цитируемые слова Христа «Я пришлю вам Утешителя» (Ин, 18:26) получают дополнительные разъяснения. Приведенный далее отрывок, переведенный с греческого, показывает, что Мать призывается в своем вселенском проявлении, как Сила Всевышнего: «Приди, сила Всевышнего, сострадание которой совершенство. Приди, дар Всевышнего. Приди, Мать сострадания, Раскрывающая скрытые тайны…». В другом месте текста Святой Дух ясно отождествляется с Матерью: «Приди, Святой Дух, приди Та, кто дает Радость. Сила бога, приди, сокровенная Мать».
«Евангелие от Евреев» или «Древнееврейское Евангелие», из которого до нас дошли лишь некоторые  фрагменты, переписанные Сен-Жеромом и Оригеном, также интересны, поскольку идентифицируют Святой Дух с Матерью Христа: «Он пришел, когда Господь поднимался из воды, когда целый источник Святого Духа снизошел и вошел в него. И Она сказала ему: «Сын мой, как все пророки, Я ждала твоего прихода. Ты — мой сын, мой первенец, который царит над Вечностью... Моя Мать, которая есть Святой Дух, посадила меня на лошадь, и Она вознесла меня на высокую гору Фавор» (Цит. по «Иисус Христос в документах истории». Издатель: Алетейя 2001, составление и комментарии Б. Г. Деревенского. Стр. 238). По-арамейски дух (r;ah) – существо женского рода. По представлению иудеохристиан, у Иисуса были земная мать – Мария, и небесная – Святой Дух; именно рождение от Духа (в момент крещения) сделало Иисуса Мессией.
Из текста «Евангелия от Марии Магдалины»: «Так учил Христос в последние Свои дни на Земле в то время: «…Истинно, истинно говорю тебе, Жена спасёт мир, а не муж и пророки… Но рождается новая Ева, свободная от дьявола…»
В апокрифической рукописи «Евангелие совершенной жизни» Христос отождествляет Утешителя с Матерью Вселенской: «Утешитель, который есть моя Мать, Святая Мудрость, которую Отец пошлет во имя мое, научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам».
В «Евангелии от Филиппа» и «Апокрифе Иоанна» Мать также именуется Святым Духом, ведет человека к возвращению в полноту чистого бытия, к воскрешению. Без Нее, в обычном теле человек не может воскреснуть, для этого необходимо тело преображенное – тело Логоса. Им обладал Христос, и родилось оно от соединения Отца и Духа-Матери.
Филон Александрийский (ок. 25 до н.э. – ок. 50 н.э.), апологет иудейства и религиозный мыслитель, основываясь на текстах книг Ветхого Завета, развил учение о творении, в котором Мать – это Мудрость Создателя. С Ее помощью и в Ее присутствии Бог породил творение, создал Вселенную, космос.
Плутарх (до 50-после 120 н.э.), греческий философ, писал о Матери как о Кормилице, которая имеет большое количество других имен.
Апулей Луций (ок.125 н.э. – после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист, был успешным практикующим юристом в Риме. В своем автобиографическом произведении «Метаморфозы или Золотой осел», описывает опыт явления ему Богини: «О святейшая, человеческого рода избавительница вечная, смертных постоянная заступница, что являешь себя несчастным в бедах нежной матерью!... Ни день, ни ночь одна, ни даже минута краткая не протекает, твоих благодеяний лишенная: на море и на суше ты людям покровительствуешь, в жизненных бурях простираешь десницу спасительную…, ярость Судьбы смиряешь, зловещее светил течение укрощаешь. Чтут тебя вышние боги, и боги теней подземных поклоняются тебе; ты круг мира вращаешь, зажигаешь Солнце, управляешь Вселенной, попираешь Тартар. На зов твой откликаются звезды, ты чередования времен источник, радость небожителей, госпожа стихий. Что же, постараюсь выполнить то единственное, что доступно человеку благочестивому, но неимущему: лик твой небесный и божественность святейшую в глубине моего сердца на веки вечные запечатлею и сберегу». Это прославление Богини ясно показывает, что Богиня Мать занимала главенствующее место в сознании людей той эпохи.
Персидский мудрец Афраат (ок. 270-345 гг.), епископ и настоятель монастыря Мар-Маттея, в окрестностях Мосула, посвятил свою жизнь созданию сирийской церковной письменности, считал себя учеником Священного Писания. Он написал 23 гомилии, посвященные вероучительным, догматическим темам. В рассуждении «О девстве против евреев» он говорит: «мы слышали из закона: оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене и будут они плоть едина; воистину это великое и прекрасное пророчество. Какого отца и какую мать покидает человек, когда берет жену? Вот смысл: пока человек еще не женился, он любит и почитает Бога, Отца своего, и Святого Духа, Мать свою, и у него нет другой любви. (Беркитт. Очерки по истории христианства в Сирии, Лекция III. Перевод в Христ. Чтении 1914, VII-VIII, стр. 1010-11). Афраат считал, что под Отцом имеется в виду Отец Небесный, а под Матерью – Св. Дух, Которых и оставляет женатый человек ради брачного сожительства (Гомилия 18. 10). Крещение описывается у него как Мать, раскрывающая Небеса и изливающая Воды на тех, кто крещен. И добавляется, что для тех, кто принял крещение, Мать – превыше всех.
В средние века к Материнскому аспекту Бога не переставали обращаться те, кого Творец  избирал для служения и передавал откровения о Святом Духе и Премудрости. В своих «Наставлениях» Макарий Великий, Египетский (ок. 300-391), признает материнскую часть Божественного: «После падения люди больше не обращались к истине, Отцу Небесному и Матери добродетельной, милости Духа…» Он характеризует христиан как «тех, кто есть дети Духа Святого». И добавляет: для них «милость Духа, Мать Святых – наслаждение».
Стобей (450-500 гг.), Византийский философ и писатель V века, автор антологии, которая во все продолжение византийской истории оставалась главным источником для сборников изречений и других кратких выражений книжной и народной мудрости. Вот одно из них: «Для всех, кто имеет истинное понятие о Божественных вещах, нет ничего более великого, чем Мать».
Римский богослов Боэций (ок. 480-524/526 гг.) также удостоился лицезреть женщину, явившуюся ему «с ликом,  иполненным  достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходившими человеческие… В правой руке она держала книги, в левой – скипетр».  («Утешение философией», 524 г.) Она давала ему сокровенные знания, говорила с ним, утешая и призывая хранить стойкость и силу духа.
Максим Исповедник (580-662 гг.) – христианский монах, богослов и философ, писал: «Для единения с Богом у нас нет иного посредника, кроме Премудрости.
Генрих Сузе (1098-1179 гг.) – доминиканский отец из Констанца, представитель софийной мистики Средневековья, в 18 лет увидел Софию королевой в золотой мантии, сидящей у трона Божия, а себя – в качестве Ее возлюбленного. Это явление настолько преобразило его естество, что всю свою жизнь он посвятил служению Софии как рыцарь даме. Его девизом стали слова: «Она – моя невеста, и я – Ее слуга».
Итальянский мыслитель, аскет, монах Цистерцианского ордена Иоахим Флорский (1132-1202 гг.), создал концепцию исторического процесса, основанную на символическом толковании Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого Заветов» 1519 г. и «Пособие к Апокалипсису», 1527 г.). В ней он делит всемирную историю на три «мировых состояния», или эры, соответствующие трем лицам христианской Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу. Переход человечества к каждому периоду его истории связан с постепенным одухотворением его жизни в отношении к Богу. Однако, об этом писали и до него. Еще в XII веке систерсьенский монах Ж. де Флор предсказал пришествие Века Духа Святого, который должен прийти после Века Сына (Христа) и Века Отца (Яхве)… Наступление «Третьего Завета Духа Святого» предвидели еще раньше – в 11 веке, когда это учение было широко распространено.
Юлиана Нориджская (ок. 1342-1416/1429? гг.) – святая Англиканской Церкви, первая женщина-писательница в истории английской литературы, богослов и мистик. В возрасте 30 лет, в мае 1373 года, будучи парализована, испытала в течение суток после соборования 16 видений Христа, после чего стала быстро выздоравливать. Посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению, она написала об этих откровениях книгу «Откровение божественной Любви». Интересно, что Юлиана обращалась к Богу «Мать». Бог представлялся ей не как грозный Судья, карающий грех и наказывающий грешника, а как любящая Мать, утешающая, защищающая и врачующая падшего человека… Божественное материнство включает в себя такие необходимые процессы, как рождение, кормление, одевание, воспитание, утешение, защита и врачевание. Материнство не заканчивается с рождением и вскармливанием: по мере того как человек растет и учится ходить, Бог Мать помогает ему подняться после падения, утешает, врачует раны и ушибы, исправляет поломанное, очищает испачканное, прощает непослушание и радуется взрослению своего ребенка. Вечные муки просто несовместимы с ее пониманием Бога, который есть наша питающая Мать и наш творящий Отец и воля Которого – в спасении всех Его детей.
Якоб Бёме (1575-1624 гг.), немецкий протестантский мыслитель, отец западной софиологии, который дважды (в 1600 и 1610 гг.) пережил состояния озарения, когда суть вещей открылась ему через совершенный образ Святого Духа – Духа-Матери. Ему явилась сама София, о чем он выразительно рассказывает в «Трех принципах», «Разговоре благородной девы с душой», в книге «Аврора, или Утренняя заря в восхождении». Для него София становится воистину духовной подругой, невестой, матерью и учительницей. Он видит все ее удивительные качества и славит ее с поэтической силой, стремится говорить о Софии все больше и больше, понимает и представляет Ее все лучше. Бёме знал, что его видения связаны с прямым просветлением, инспирированным  Святым Духом,  Софией.
Другой немецкий философ и богослов, поэт Ангелиус Силезиус (1624-1677гг.), автор популярного до наших дней сборника «Херувимский странник» (1674 г.), писал: «Весь поднебесный мир от Девы сотворен, И Девою одной он снова воскрешен. О тайнах расспросить ты хочешь Божество? К Премудрости иди, советнице его. Премудрость – ключ живой, чем чаще припадать, Тем будет он живей струиться и играть».
Джон Пордедж (1607-1681 гг.) – медик, английский священник, астролог, алхимик, натуралист, мистик, философ и богослов, изучал теологию и медицину в Оксфорде. Одной из главных фигур в его учении о  Боге является София. («Она – моя божественная, вечная, сущностная самодостаточность. Она – мое колесо внутри моего колеса»). Все знания, которые Д.Пордедж описывает в своих трактатах, он получил по Божественному вдохновению, в Откровениях Святого Духа, летом 1671 года в Лондоне. Он писал: «Дух мой взят был и паки ниспущен. Он восходил и нисходил от времени в вечность и от вечности во время: и так многократно в продолжении трех недель и трех дней… Во все время ОТЕЦ Вечности был Учителем моим, вечный дух мой был учеником, Зерцало Божественной Премудрости было книгою моею, а Лекции или уроки, мною там выученные, написаны в следующих трактатах...» Под именем Зерцала Премудрости автор понимает «ничто иное, как Божественный Свет Ока Вечности, который есть откровенная Премудрость». «…Премудрость в вечности постоянно направлена на Сердце и Центр Пресвятой Троицы. Это есть единственный предмет, на который ясные лучи Ее постоянно направлены и утверждены. Она ни с чем не сочетает Себя и не соединяется, кроме Троицы, и потому имеет место свое в самом Сердце Троицы, в Теле Храма Духа Святого внутри Тихой Вечности». Один из трактатов Пордеджа называется «София, то есть благоприятная вечная дева божественной премудрости, или Чудные духовные отверзтия и откровения, данные драгою премудростью некоей святой душе». Здесь Пордедж сообщает о явлении ему «вечной девы божественной мудрости», которая научила его истинным, фундаментальным и сокровенным принципам Божественной и небесной философии». «Премудрость снишла в дух мой и влекла око духа моего внутрь, чтобы оно смотрело в себя, и обрело ее и начало ее путем нисхождения, и внушила, что философом быть есть познавать меня самого и собственную натуру мою: познавать Бога и премудрость во мне самом, познавать глубину ее и ключи, отверзающие глубину ее». 
Премудрость «может открывать самые высокие тайны, чего все мудрые, астрологи, чародеи и прорицатели не могут делать». «Божественная Премудрость проникает и наделяет Своими Божественными Силами и Добродетелями все от наивысшего в Ангельском творении до наинизшего в этом видимом мире, и смешивает Себя со всем и все проницает. ...Божественное Тело Вечной Премудрости в Святом Писании называется Утреннею Звездою. Господь Христос обещает и дает ее как высокое изъявление Его Милости». Пордедж также обращается к вопросу о наступлении Третьего Завета: «…Не стоит ждать какого-либо нового откровения до тех пор, пока не начнется Третье Служение, или День Духа Святого. Ибо как Отец имел Свой День, так как и Сын, так равномерно и Дух Святый будет иметь Свой День».
Джейн Уард Лид (1623-1704 гг.), глубоко религиозная, ясновидящая из Норфолка, имела дар прозрения. В видениях ей неоднократно являлась София, о чем свидетельствуют записи в ее духовных дневниках: «София явилась мне в облике образованной почтенной женщины с лицом, сияющим, как солнце...». Женщина сказала: «Я Вечноженственная Премудрость, которую ты жаждала увидеть… Я буду для тебя истинной, любимой матерью, ибо во чреве моем ты будешь зачата духовно и заново рождена…». Это свидетельство для нас особенно важно. Об этом рождении, или перерождении, говорил Иисус Христос в «Евангелии от Иоанна»: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:3-8).
Готтфрид Арнолд  (1665-1714 гг.) – известный историк протестантской церкви, пастор, мистик, поэт, написал мистический трактат «Тайна Божественной Софии», большое количество духовных стихов и песен. В книге «Поэтические хвалы и любовные песни о вечной Премудрости по образу Песни Песней Соломона» Готтфрид Арнольд в 156 песнях воспевает любовь к Премудрости, описывает мистические опыты откровения Софии. «Как нищему бы царь отдал свою невесту, Так было мне, когда мне Мудрость Бог послал. Я вопрошал, дивясь: откуда мне такое – Ко мне Невеста-Мать Господня низошла?» В своих стихах Готтфрид воспевает Софию как свою любимую: «Позволь царица, о Владычица небесных сил, Властительница чувств, та, что зову подругой, Ты стать не пренебреги возлюбленной невестой – Позволь, чтоб пред тобой склонил я нищий дух».
Леви Х. Доулинг (1844-1911гг.), потомственный священник, впоследствии медик и литератор. В детском возрасте ему было видение о том, что он построит белый город. Видение повторялось трижды с интервалом в несколько лет. Впоследствии этим «белым городом» стала для него книга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея». Книга записывалась Леви в ранние утренние часы – между двумя и шестью. Для нас особый интерес представляют следующие цитаты: «И так является Триединый Бог, которого люди называют Отец-Мать-Сын» (58:20). В главе 161:35-37 слова Христа звучат следующим образом: «А теперь иду моим путем, но я буду молить моего Бога-Отца, и Он пошлет к вам другого Утешителя, который будет жить с вами. Слушайте, эта Божья Утешительница, Святой Дух, едина с Богом, но Ее мир не может воспринять, ибо Ее не видит, Ее не знает. Но вы Ее знаете, и будете знать, ибо Она будет пpебывать в душе вашей». Глава 162:10-11: «Когда Утешительница придет, Она поведает миру о грехе, об истине, о которой я говорю, о правоте справедливого суда. И тогда князь плотской жизни будет изгнан. И когда придет Утешительница, мне не нужно будет ходатайствовать за вас, ибо вы будете опpавданы, и Бог будет знать вас, как Он знает меня». «Дух вечности Един и непроявлен. И это Бог-Отец, Бог-Мать, Бог-Сын в Едином. В жизни проявлений Единый стал Троицей, и Бог-Отец есть Бог могущества, Бог-Мать есть Бог вездесущий, а Бог-Сын есть любовь. И Бог-Отец есть власть неба и земли, Бог-Мать есть Святой Дух, мысль неба и земли, а Бог-Сын, единственный сын, есть Христос, Христос же есть любовь» (163:31-33).
Николай Сербский (1880-1965 гг.) – Епископ Сербской православной церкви, писал о Материнском Аспекте Бога с особой нежностью: «Вера моя – соприкосновение души моей с Тобой. Она побуждает сердце мое к танцу и горло мое к пению. Когда ласточка приближается к гнезду, птенцы ее волнуются. Ибо и на расстоянии чувствуют приближение матери. Вера моя – волнение мое, ибо Ты приближаешься, Матерь моя».
Халиль Джебран (1883-1931) – ливанский и американский философ, выдающийся арабский писатель утверждал: «Многие религии говорят о Боге в мужском роде. В моих глазах он и Мать, и Отец. Чтобы встретиться с Богом в его материнской форме, мы должны пройти через любовь». Вот как он описывал свою встречу с Софией: «В ночной тишине пришла мудрость и стала около моего ложа. Она посмотрела на меня взглядом нежной матери, отерла мои слезы и сказала: «Я услыхала вопли твоей души и пришла ее утешить. Открой мне свое сердце, и я наполню его светом. Проси меня, и я укажу тебе путь истины».
Помимо упомянутых, многие авторы в разные годы в своих трудах и произведениях обращались или делали особый акцент на материнском аспекте Бога: француз Луи Сен-Мартен (1743-1803 гг.),  Карл Густав Юнг (1875-1961), Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), Амраам Микаэль Айванхов (1900-1986), Эрих Нойман (1905-1960), Элизабет Клер Профет (1939-2009), Лао-Цзы (VI век до н. э.) "Дао-Де-Дзин", Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. – ок. 50 н. э.), Плутарх (до 50 – после 120 н.э.), Стобей (450 до 500 г.), Боэций (480-524) “Утешение философией”, Генрих Сузе (1295 или 1297-1366), Иоахим Флорский (1132-1202) «Теология и философия европейского Средневековья», Кристина Пизанская (1363?-1431), Ангелиус Силезиус (1624-1677)"Херувимский странник", Луи-Клод де Сен-Мартен (1743-1803), Джесси Пенн-Льюис (1861-1927), Карл Юнг (1875-1961), Пьер Тейяр Де Шарден (1881-1955), Микаэль Омраам Айванхов (1900-1986), Эрих Нойманн (1905-1960), Симона де Бовуар (1908-1986), Рафаэль Патай (1910-1996), Элизабет Клер Профет (1939 – 2009), Жан Даниэлу (1905-1974), Дэн Браун (род. 1964), Дж.Купер и многие другие. Интересно, что немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) одним из первых ввел в употребление само понятие «Вечной Женственности», которое впоследствии стало объектом философского осмысления. Заканчивая свою величайшую трагедию «Фауст», он прямо говорит о цели – Истине и средстве ее достижения – Вечной Женственности: «Все быстротечное – Символ, сравненье. Цель бесконечная Здесь в достиженье. Здесь – заповеданность Истины всей. Вечная Женственность Тянет нас к ней...»

В истории Святой Руси, и для становления ее культуры – София, Божья Матерь, Родина Мать – это один из главных формирующих архетипов. С древних времен София Премудрость Божия – важнейший женский образ отечественной христианской культуры и отечественной истории. «Мы – народ софийный», – говорили наши предки. И шли в бой с Ее Именем на устах: «Умрем за Русь! Умрем за Софию!»

Среди наиболее известных и широко цитируемых визионеров, которые удостоились лицезреть Небесную Софию, особо стоят имена П.Флоренского, В.Соловьева, С.Булгакова, Д.Андреева.
Владимир Соловьев (1853-1900) – русский публицист, литературный критик, один из самых известных мистиков христианского Востока. Ему сама София-Премудрость неоднократно являлась в Духе. Первый раз это произошло, когда ему было 9 лет: «Пронизана лазурью золотистой, В руках держа цветок нездешних стран, Стояла ты с улыбкою лучистой, Кивнула мне и скрылася в туман».  Такой же он увидел ее во второй раз, когда он, уже доцент и магистр, находился в Британском музее. Но самым сильным было впечатление от третьей встречи, недалеко от Каира. Охватившие поэта чувства были настолько сильными, что заставили его переосмыслить всю свою прежнюю жизнь. В автобиографической поэме «Три свидания» Соловьев разработал целую систему образов, обращаясь к Софии как к Деве Радужных Ворот, Подруге Вечной, Лучезарной. В своих стихах он свидетельствует, что видел Свою Царицу собственными глазами: «Вся в лазури сегодня явилась Предо мною царица моя, – Сердце сладким восторгом забилось…» (ноябрь 1875 г.) Соловьев считал, что каждая женщина воплощает в себе Софию, Вечную Женственность, а весь мировой исторический процесс есть реализация Софии в различных формах. Незадолго до своей смерти Соловьев создал программное стихотворение «Вечная женственность»:  «Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод...» В личном альбоме Соловьева была обнаружена молитва, которая отражает его мировоззрение:  «…Пресвятая Божественная София, существенный образ красоты и сладость сверхсущего Бога, светлое тело вечности, душа миров и единая царица всех душ, …молю тебя: снизойди в темницу душевную, наполни мрак наш своим сиянием, огнем любви своей расплавь оковы духа нашего, даруй нам свет и волю, образом видимым и существенным явись нам, сама воплотись в нас и в мире, восстанавливая полноту веков, да покроется глубина пределом и да будет Бог во всем».
Сергей Булгаков (1871-1944) – философ, теолог, экономист, утверждал, что все наше знание о Боге – через Софию. Через Нее Божественная сущность открывает Бога в софийной энергии. Сергей Николаевич Булгаков был искателем Софии, стал её свидетелем и служителем. Тема Софии стала основной в его творчестве.
«…Бог творит мир в начале… (Быт 1:1)». Это начало и есть София: «в начале, т.е. в Софии, через Софию, на основании Софии, Софиею, сотворил Бог… небо и землю.  «Начало» – это некое женственное начало мира, берешит,  которое  Бог «поставляет рядом с Собой…» (Свет невечерний). Булгаков, также как Шипфлингер, много писал о единой природе Святого Духа, Софии и Марии: «…Софийна всякая икона Богоматери, поскольку именно Она и есть воплощенная Премудрость, в Ней мы уже имеем торжество земного явления Софии…»
Павел Флоренский (1882-1943 гг.), русский учёный, религиозный философ, поэт, русский православный священник, богослов, автор книги «Столп и утверждение истины»: «Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается первозданный корень личности, Ангел ее, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, – с Софиею, разумеемою, как Ангел-Хранитель всей твари, – всей твари, едино-сущной в любви, получаемой чрез Софию от Духа. В ней дается личности созерцание Бога-Любви (ср. Мф 18:10), дающее блаженство».
Даниил Андреев (1906-1959гг.) – русский поэт и писатель, религиозный мыслитель,  автор мистического сочинения «Роза Мира». «Божественную Женственность мы именуем Матерью Логоса и через Него всей вселенной. Но извечный союз между Отцом и Матерью не изменяет Её предвечной сущности; именно поэтому мы именуем Матерь миров Приснодевою». «Бог любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но Каждая из таящихся в Нём Непостижимостей обращена любовью на другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец – Приснодева-Матерь – Сын.» «В человеческой любви вообще, то есть в любви ко всему живому, выражается (а не отражается) существо Триединого – существо, которое есть любовь. В любви же мужчины и женщины выражается (а не отражается) внутренняя тайна союза Отца и Матери в той мере, в какой она нас достигает…» Для Андреева Роза Мира – Вечная Женственность, «надежда наша и упование, Свет и Божественная красота!» Обращаясь к теме Апокалипсиса, он пишет: «…Ждём и уповаем на всадника Белого – Розу Мира, золотой век человечества! Появления последнего всадника, Бледного, не отвратит ничто… Но эпоха господства Розы Мира вызовет такое сокращение духовных жертв, какое невозможно исчислить. Она успеет воспитать ряд поколений облагороженного образа. Она укрепит силу духа в миллионах, даже в миллиардах колеблющихся. Предупреждая о приближающемся антихристе, а когда он явится – указывая на него и разоблачая его, взращивая в сердцах человеческих незыблемую веру, а в разуме – понимание метаисторических перспектив и мировых духовных панорам, она сделает недоступными для искушений грядущего исчадия Тьмы роды и роды». Андреев является автором цикла удивительных стихов «Русские Боги». Вот как он воспевает Мать Сущую: «Ты, Чья премудрость лучится и кроется В волнах галактик, в рожденьи вселенных, Ближних и дальних звезд! Лик, ипостась мирозиждущей Троицы, Вечная Женственность! Цель совершенных, К Отчему царству мост!»
Василий Розанов (1856-1919гг.) – писатель, публицист, критик. В книге «Люди лунного света» писал, что существуют как бы «два Бога – мужская сто¬рона Его и сторона женская. Эта последняя есть та "Вечная Женственность", мировая женственность, о которой начали теперь говорить повсюду».
Дмитрий Мережковский (1865-1941 гг.) – русский писатель, поэт, литературный критик, религиозный философ, эссеист, основатель жанра историософского романа в своей книге «Иисус Неизвестный» писал: «В явной жизни Сына – Отец; в тайной – Мать. Весь Иисус Известный – в Отце; весь Неизвестный – в Матери. Если есть у Сына Отец Небесный, может ли не быть и Небесной Матери? И если мы так страшно забыли Отца и Сына, то не потому ли, что забыли Мать?  Больше, чем когда-либо, сейчас упование рода человеческого есть матерь Сына земная, Дева Мария. Люди поклонились Ей недаром: только Она и ведет их к Матери Небесной – Духу.
«Тайна Трех. Египет и Вавилон»: «Мать – первая святыня человечества и последняя. Вот почему хула на Мать, как хула на Духа, не прощается». «Третье лицо Пресвятой Троицы – Лицо Женское». «Говорю бедным языком человеческим, но молюсь, а не кощунствую: Отец не утешил, не утешает Сын – утешит Мать – Дух. «Как утешает кого-либо мать, так утешу Я вас» (Ис. LXVI, 13). Вот почему Дух назван «Утешителем». Не Он, а Она утешит: это самое детское слово Того, Кто спас мир детством». «Мир гибнет, оттого что забыл Мать. И погибнет мир в огне войны, если не потушат огня слезы Матери». «Какая разница между Отцом и Матерью? Этого не знают мудрецы – знают дети: Отец накажет, Мать простит». «Все язычество – христианство до Христа – есть неутолимая тоска о Сыне; все христианство после Христа есть неутолимая тоска о Матери». «Три Завета, три любви захватывают мир, одна за другой, одна глубже другой: глубока любовь Отца, а любовь Сына глубже; глубока любовь Сына, а еще глубже любовь Матери. Отец не спас, Сын не спасает – спасет Мать».
Учение о Святом Духе, Премудрости поддерживали и развивали в своих трудах многие русские мыслители. Среди них Евгений Трубецкой  (1863-1920), Сергей Трубецкой (1862-1905 гг.), Н. Лосский (1870-1965 гг.), М. Сперанский (1772-1839), П.Евдокимов (1900-1970 гг.), И.Ильин (1883-1954), С.Аверинцев (1937-2004гг), Александр Мень (1935-1990гг), В.Дёмин (1942-2006), а также современные нам авторы: Виктория Кравченко, А.Рекуненко, О.Рябов, А.Дугин, А.Лемешко, Ю.Максимов, О.Татаринова, М.Плюханова, Т.Григорьева, И.Ширшова, О.Балеевских, Т.Ладыкина, Н.Крохина, У.Ольховская, В.Аксючиц и многие другие.
Все вышесказанное в данной статье подтверждает, насколько близко и значимо было и есть присутствие Духа Святого, Матери в нашей жизни. Она открывается нам через Премудрость, входит в чистые души и перерождает нас из простых земных обывателей в друзей Божьих, а избранных своих делает пророками, общается с ними напрямую через откровения, дает людям знания, необходимые для спасения, ведет к Пресвятой Троице. И только от нас зависит, насколько мы будем открыты Ее Истине, Ее Любви.