Вспоминая Всеволода Андреевича Левченко

Валерий Короневский
Прочитал последний рассказ Томаса Памиеса и вдруг вспомнил моего доброго знакомого  Всеволода Андреевича  Левченко.  Я в 65 году приехал в Ригу организовывать сейсмическую партию для поисков здесь нефти, впервые обнаруженной в скважине у города Кулдига в кембрийских отложениях. И, знакомясь в геологических фондах с не особенно большим объемом  исследований на нефть в регионе,  прочитал отчет  В.А. Левченко о проведенных московским НИИ региональных геофизических работах.

Потом на каком-то совещании встретился с ним и проникся симпатией, а узнав его историю и глубоким уважением. Оказывается до Войны он учился в институте в Тбилиси и перед защитой готового диплома в 37 году загремел, как сказано в обвинении, за участие в контрреволюционной правотроцкистской организации, в лагерь где-то в районе Ухты. Там он   работал в геологической партии на поисках нефти и через восемь лет вышел на свободу уже сложившимся специалистом. К моменту нашей встречи он работал в московском НИИ и руководил первыми региональными работами в Прибалтике. Сначала его отчет, потом он сам произвели очень приятное впечатление,  симпатичный, по настоящему интеллигентный человек, умница, эрудит, как-то заметно нестандартный. Признаться не раз удивлял меня своей непосредственностью,  способностью на неожиданные решения.

 Перед нашей встречей он несколько лет работал на Кубе, освоил испанский язык и пользовался поразительным уважением геологов Кубы, помнивших его много лет, думаю до конца жизни, чему я был много раз свидетелем, слушая рассказы о нем кубинцев на Кубе и в других местах на всяких встречах и совещаниях. И он сохранил о Кубе и кубинцах удивительно теплые воспоминания, которые я тоже не раз имел удовольствие слышать.

В 1972 году в Риге министрами геологии стран-членов СЭВ было подписано соглашение о сотрудничестве в поисках нефти в Балтийском море и принято решение о создании Координационного центра по морской геологии и геофизике ИНТЕРМОРГЕО, исполнять функции которого было поручено рижскому институту ВНИИморгео. Подписание соглашения проходило в ресторане «Юрас перле» (морская жемчужина) в Юрмале, замечательном ресторане в виде стеклянной консоли над пляжем с великолепным видом на море. В этом ресторане в начале карьеры выступала сегодня знаменитая Лайма Вайкуле.

Я с Всеволодом Андреевичем долгое время общался в рамках этого Координационного центра, функции которого сначала выполнял наш институт, а потом московский  НИИ, где работал В.А., перенявший у меня функции руководителя аппарата этого Центра. По этой работе нам часто приходилось встречаться в разных странах и там случалось всякое. Однажды на каком-то заседании Совета Уполномоченных  стран-участниц, проходившем в Берлине, вечером после работы Всеволод Андреевич необычно долго не появлялся в гостинице и руководитель Советской делегации Николай Павлович Будников, тоже отличный мужик, по тогдашним правилам отвечавший за делегацию, был этим очень встревожен, я из солидарности не уходил отдыхать и пытался успокоить Н.П., хотя честно признаться тоже удивлялся что В.А. так задерживается, не предупредив никого, и когда заполночь он наконец появился, был согласен с возмущением Будникова, реакция Всеволода Андреевича меня удивила и почти восхитила: он просто не понял отчего такие переживания и стал увлеченно рассказывать, как неожиданно попал на какой-то концерт современной музыки  и получил от него большое удовольствие, делился с нами впечатлениями,  абсолютно не понимая почему надо было беспокоиться за взрослого человека. Это не соответствовало принятым тогда обычаям, и эту его нормальную реакцию я оценил (хотя в душе конечно не одобрил), и уважение мое еще выросло.

 Чувствую, что я как-то неинтересно разболтался. Закругляюсь, и под занавес последнее воспоминание. Он в 70 лет, тогда мне это казалось глубокой старостью, интенсивно работал над докторской диссертацией, на хрена ему это было нужно большинство не понимало, но он все же к юбилею ее защитил. Я почему-то на защиту и торжество не смог приехать и приехал позже, уже к нему домой поздравить от себя и всего коллектива бывшего Интерморгео. И у него дома встретил трех человек из Ухтинской геологии, прибывших поздравить его от бывших сослуживцев. Какие воспоминания о лагерной жизни и работе я услышал! И ничего, напоминающего Шаламова или ходивших слухов. Интересно полноценно жили и трудились, еще на несколько лет оставшись там в Ухте уже свободными.

И нельзя не вспомнить его супругу, симпатичную полненькую немолодую женщину, тоже без комплексов, очень забавно рассказывавшую о своей полной впечатлений жизни, особенно о пребывании на Кубе, в том числе, как она раскрыла секрет кубинских красавиц, оказалось этот  секрет в очень облегающем платье, подчеркивающем фигуру, и тут же демонстрировала это очень похоже.

Удивительно интересный был человек  Всеволод Андреевич Левченко, человек  богатой интересной судьбы и оптимизма.  А я так неинтересно о нем рассказал, стыдно, простите, Всеволод Андреевич.