По речке Выя. Пинега от Согры до Тыраса

Николай Валентинов
Начало повествования: http://www.proza.ru/2018/05/30/1817

09 мая 2018 среда. Ночью просыпаюсь несколько раз и выглядываю в окно. Все пасмурно. На лужах видны тыпинки небольшого дождика. Спим дальше. Уже не к спеху. До запланированной ночевки на Тырасе или Выроге успеем, даже если и ближе к обеду тронемся. А до Гаврилова вудень не успеть.
Терпеливая моя супруга, Мария Николаевна, тоже готова к путешествию.
- Точно хочешь со мной?
- Конечно! Вещи собраны, продукты закуплены. Зря что ли весь год готовилась!
Мария Николаевна последнее время часто со мной путешествует. Особенно, если не пешее путешествие, а на лодке. Пеших походов она не любит. Человек почти что городской и к дальним переходам "ножками" не привычна. Ходили несколько раз, даже далеко и трудно. Не вдохновило… А вот лодкой – другое дело.
Кажется дождик закончился. Вот теперь пора. Собираемся быстро. Вещи и продукты приготовлены и выложены на видное место заранее. Только упаковать их по сумкам и рюкзакам. Рюкзаки, сумки, канистры… Все уместилось в наши три пары рук. Третья пара – Витёк, сын младший.  Помогает транспортировать вещи к причалу. Лодка в готовности на Красной Пристани. Завернулись еще до школьной кочегарки: две "десятки" с арендованным у Филатова бензином и топоры.
Вещи уложились в лодку. С ровным полом в лодке намного удобнее. Чуть свободнее, но все равно места мало. Ничего, за время дороги утрясется и можно будет плясать. Махнули рукой Витьку и отчалили. А время то сколько? Часы не забыл, а вот время не сверил. Выставляем примерное: 07.45 На него и будем ориентироваться. Нам же не точное время важно, а хронометраж расстояний, чтобы скорость определять хотя бы примерно.
Пасмурно и холодно. Временами пронзительный встречный ветер. Мария Николаевна в теплой и немного великоватой куртке, штаны-ползунки. Не очень удобно в таких бегать, зато тепло сидеть в лодке. Я одет полегче. Мало помогает каталитическая грелка в кармане куртки. Но за румпелем все таки немного двигаюсь.
Вниз по течению лодка бежит шустро. Течение сильное. На Макарах (почему так называется этот участок реки с песками, островами и летними мелями?) причаливаем к берегу. Размять ноги, вынести из под ёлки канистры с бензином. Запас 50 литров лежит там почти две недели. Затарили емкости у Брезецкого и что бы не таскать тягости домой и обратно, спрятали на берегу. Переливаем в более удобные  – "десятки" и 5-литровые бутыли. Складываем все в лодку. Резиновым жгутом пристегиваю канистры и канистрочки к бортам лодки. Между ними удобный проход. Я же говорил, что утрамбуются все вещи. Место есть еще для такого же объема. С удалением от дома груз будет понемногу уменьшаться. Продукты съедаться, бензин расходоваться и частично выгружаться на берег, для обеспечения обратной дороги.
Причал на Макарах чуть ниже избы. В прибрежных кустах прорублен узкий проход. Причаливать приходится носом в берег. И ползать через нос лодки. Неудобно. Но некуда деваться. В других местах можно выбрать место и причалить боротом. Шаг – и ты уже на берегу. Только сапогом за борт не зацепи, иначе мордой об материк стукнешься.
На реке почти никого нет. Рыбалка не очень активна, пока не пригрело солнышко. Охота… Уток мало. А просто так прокатится на лодке, как мы, в холодную и пасмурную погоду, любителей мало.
Десяток километров вниз по реке изба Чашка. На шум нашего мотора никто не выходит. Под избой приткнута лодка Леонида Ивановича. В избе тепло. Наверное ухали книзу. У них еще одна лодка, Темы Романова. Ближе к Усть-Илеше действительно встречаем ее. Нахохлившиеся пассажиры сидят спиной к ветру. Некомфортно…
Вот и Илеша. По ширине они равны, что Пинега, что Илеша. Прямо напротив устья берег расчищен от деревьев. Спиленные березы и молодые сосенки лежат вершинками в реку. На берегу виднеется стол – дверка от шкафа, укрепленная на высоких пнях берёзы. Такие же лавочки. Красивый вид на реку. Не иначе, как кто  то собрался строить тут избушку? Небольшая полянка, какие то ямы и земляные холмики. Явно каких то строений. Томский упоминает про дом лесничьего в этом месте в 1921 году. Пришвин в 1935 году описывает тут контору и пекарню. Наверное в том же доме.
Под большой ёлкой прячу наполовину заполненную пластиковую "двадцатку". На обратную дорогу. Должно хватить этого бензина до Согры. Или по крайней мере до людных мест.
Пара километров вниз и сквозь соснячек видно хозяйство Олега Молчанова. Изба у него тут. С каждым годом все улучшает фатеру. Около избы уже поставлена летняя кухня – зимнее кострище. Красным пятном издалека выделяется крыша. Металлочерепица? Красиво лесная изба отделана. Вроде бы и баню он собирался строить. Может уже построил? У берега стоит его "Неман-2". Значит Олег в избе. Отдыхает, рыбачит  и охотится. Проходим мимо. Надо бы где то остановится, попить горячего чаю, согреться, ноги размять. Но не хочется никого стеснять, да и самим стесняться. Пойдем дальше.
Для Марии Николаевны этот путь впервой. До избы Молчанова она бывала, а дальше нет. Шарчиха. Вышли на берег. Изба немного в стороне от реки. Место тёмное и холодное. Снег лежит сугробами. С трудом проходим до избы. Холодно. Ну его – поедем дальше.
 До Хмелёва от устья Илеши 10 километров. Изба на солнечной стороне реки. Светлая и чистая. Вот только сухих дров нет. В стороне от избы нашел напиленные чураки. Мелко расколол и сложил в печку. Железная, она нагреет избу быстро. Но разжечь дрова не смогли даже бензином. Налитый в пустую консервную банку бензин выгорел и печка погасла. Не судьба… Хорошо, хоть с кипятком проблем не возникает. Газовая плитка у нас с собой. Вскипятили чаю и заварили бичь-пакетов. Пообедали. Попили чаю. Пару стопок водки с бальзамом.
Отдохнули. Можно и дальше.
Вода большая. Вровень с берегами. Иногда попадаются льдины. На тенистом берегу лежит снег. Много снегу. Да и на солнечном берегу, где ельник погуще, снег лежит.
Изба Андрея Блищика. Гордо развевается над крышей российский триколор. Подарил ему флаг Томилов Илья. Специально для избы. Нужно будет сфотографировать, показать Томилову. Но на обратном пути. От холода фотоаппарат с трудом выдвигает объектив. Не любит он низких температур.
Посёлок Осяткино над высоким песчаным обрывом. Безлюдно. На Шилеге я вообще никогда людей не видел. Деревня Прость как вымерла. Нет желающих мерзнуть на берегу. Сидит народ по натопленным избам.
Ну вот наконец то и Тырас. Витина Изба. Привычно уютная. Ключ на своем обычном месте. Небольшой запас сухих дров и береста для растопки. Около избы большой запас напиленных чурок. Некоторые сложены в небольшие поленницы, некоторые в куче. Растопив печку сухими дровами, накидываю сырняка. Осиновые чурочки уже начинают подгнивать. Но жару дают достаточно, тлеют долго. Печка железная. Прогревается быстро. В избе теплеет. Уже и куртку можно снять.
Готовлю ужин на газовой плитке. Суп с мясом. Экономно чищу картошку. Специально для этого в рюкзаке у меня лежит нож-картофелечистка. Он не очень удобен в пользовании, но чистит кожуру хорошо и экономно. Для пары картофелин две минуты и все готово. Тонкие стружечки картофельной кожуры лежат на снегу. Нарезаю картошку крупно. Крупными кубиками в супе она вкуснее. Это когда то научил Граф. Небольшие картофелины и вовсе можно целиком опускать. Готовлю сам. Не женское это дело - кашеварить в лесу.
Поужинали, расстелили спальники на нарах. Есть в избушке и матрасы с одеялами. Только матрасы коротковаты. Похоже с детского садика. Еще накинул в печку сырняка. Пусть чахнет. На столе брехунок рассказывает про войну и попаданцев. Интересная аудиокнига. Точнее серия книг. Семьдесят часов звучания… Хватит на всю экспедицию. И еще останется. Подзаряжаю фотоаппарат и брехунок от аккумулятора. Power Bank. Не зря его купил. Заряжает быстро. Хорошая и нужная штука. Емкости сумасшедшей! Все зарядил и даже не заметил…

На фото: у избы на Хмелёво.


Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/02/763