Порука и залог Охота на слова

Александр Ерошкин
Четыре года я учился в институте на учителя русского языка и все эти годы жил в общежитии. Два года - в смежной комнате на девять человек, два года в комнате на пять человек. При мне в комнате ни разу не было драки. Ни разу. И это не потому, что я такой крутой или в комнате у нас такие были. Просто ещё в первые дни совместного проживания мы договорились, что никто не будет у нас играть  в карты на деньги. Играли просто так, но никогда на интерес. Были предложения не играть ни на щелбаны, ни на  фофаны. Бить за проигрыш картами по носу тоже отказались и никогда не вспоминали об этом. Мы сделали совершенно правильно. Драки были в тех комнатах, где играли в карты на деньги, а ещё там, где занимались фарцовкой. Эти требования я соблюдаю всю жизнь.

Был случай. Челябинский облоно организовал курсы организаторов школьной краеведческой работы. Сперва это было в Челябинске, потом в Свердловске. Жили без претензий, сперва в большой комнате дома учителя, а потом в большой комнате человек на десять в общежитии городка чекистов. В свободное время играли в карты, колоды были почти у каждого. Один из курсантов-краеведов из Магнитогорска с первого дня предлагал играть на деньги. Я забирал свою колоду и уходил. И вот так ушёл однажды гулять по Свердловску, пришёл поздно, в комнате напряжение, в разных углах  сидят учителя предпенсионного возраста, разбили друг другу носы. Ещё курсы были три или четыре дня, но в карты никто больше не играл.

В первый год учёбы в институте на октябрьские праздники я поехал домой, чтобы отвезти купленные книги и резиновые сапоги с «колхозной» одеждой, а привезти зимнюю одежду. Возвращаюсь после праздников в общежитие рано утром, и вахтёр мне сообщает о страшной драке: чтобы разнять дерущихся её сменщица вызвала милицию. Приехали быстро, разняли, составили акт. Один из драчунов жил в нашей комнате, учился на нашем факультете и даже в одной группе со мною. Нарушили табу – играли в карты на деньги, правда, в милицейском акте про деньги не было ни слова, иначе могла быть уголовная статья. Из милиции на имя ректора пришло предписание: принять меры и доложить. Мы отреагировали. На курсе провели общее собрание, проводить его пришли декан и несколько преподавателей, стоял вопрос об исключении. Главным обвинителем выступила декан, гневно говорили активисты курса.

Мне так жалко стало моего соседа по кроватям. Он был на пять или шесть лет старше, он обладал способностью разыграть человека, выставить на смех, унизить. Я вспомнил о нём и его способностях, когда Дональд Трамп таскал за собою по Белому Дому Эмманюэля Макрона. Его страсть – доминировать. При одной из первых встреч он пытался разыграть меня, я просто спросил: «Ты что, хочешь из меня дурака сделать?», и он ко мне больше никогда не прицеплялся, и я не мешал ему разводить других, но никогда и не подыгрывал. Друзьями мы не были и не могли быть, иногда ходили в магазин выбирать одежду, при мне он как-то купил гитару. Отчислят его – группа лишится классного гитариста, организатора розыгрышей. Ещё неизвестно, кто займёт его койку…

В общем, я встал, долго и витиевато говорил,  говорил с использованием образов античной мифологии, которых мы ещё не изучали по курсу античной литературы, но которую я знал и любил. В общем, представил себя курсу и преподавателям, а в конце по законам жанра трижды сказал, что мы возьмём драчуна на поруки: комнатой возьмём на поруки, группой возьмём на поруки и курсом возьмём на поруки.  В тот момент я прекрасно осознавал, что особенно повлиять  мы не сможем, он старше почти каждого из нас, он опытнее нас, мы в городе новички, а у него масса знакомых, многие из них уже побывали в нашей комнате. Для них он был авторитет, через него и на нас его гости «с гортеатра» смотрели, как папуасы на белых людей.

Моё выступление изменило ход собрания. Словосочетание «дамоклов меч отчисления», высказанное мною, повторили многие. Я утвердил себя на все четыре года учёбы как очень серьёзный человек, а однокурсника-драчуна взяли всем курсом на поруки. Это позволило ему вместе с нами пройти обучение до выпускных экзаменов.

Я считал, что брать на поруки – изобретение советских времён. В 60-е годы прошлого века была мода брать на поруки отстающих, сомневающихся, колеблющихся, неподдающихся и так далее. Это был эффективный метод воспитания в коллективе, он подтягивал человека, заставлял его если не менять в корне образ жизни, то хотя бы делать вид.

Пока писал эту растолковку, интересный пример поступил из родного Кыштыма. Разговаривал по телефону с Крыловой Ниной Михайловной,  мы коллеги по работе в школе, учили детей одним и тем же предметам. Вместе  занимались художественной самодеятельностью. Вместе водили детей в походы по родному краю. А первого июня проводили главный письменный экзамен советской эпохи – сочинение по литературе. И вот недавно к ней в гости пришли два её ученика, за разговорами время летит незаметно. И мать одного из них звонит сыну, потом во второй раз. И Нина Михайловна попросила трубку, чтобы успокоить мать ученика, которую когда-то очень хорошо знала. И ученик выдал после их разговора:
- Вот не ожидал, что через сорок с лишним лет моя классная руководительница будет брать меня на поруки, чтобы успокоить моих родителей.

Сегодня слово ПОРУКА  почти не употребляется, а ведь ещё во времена Пушкина было распространено.

Помните письмо Татьяны Лариной?

Письмо
Татьяны к Онегину
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была ЗАЛОГОМ
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне ПОРУКОЙ ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Удивительно, но оба слова ПОРУКА и ЗАЛОГ  в этом письме использованы. Это слова-синонимы, их спокойно можно поменять местами, правда, рифма будет нарушена.

В юриспруденции в основном используется понятие КРУГОВАЯ ПОРУКА.  Согласно Юридическому словарю, под круговой порукой следует понимать ответственность всех членов общины (коллектива) за действия или выполнение обязанности каждым из её членов.  Круговая порука означает согласие членов группы с действиями любого из своих членов, а также его поддержка, пассивная или активная. Часто употребляется с негативным оттенком. Девиз мушкетёров или гальдемаринов  «один за всех  и все за одного» - яркое свидетельство как раз этого принципа.
 
Считается, что первое упоминание круговой поруки встречается в «Русской правде» о договоре князя Олега с греками 911 года, где он определяет уровень дани. В заведомо искажённом изображении прошлого трудно сыскать истину, но вот что достоверно известно, так это указ Екатерины Второй в связи с приглашением иностранцев на постоянное жительство в малонаселённых районах страны. Чтобы они вели себя достойно, введена была круговая порука, община отвечала за преступления  отдельных переселенцев. В правобережных немецких поселениях на Волге Мессер и Сарепта, например, были попытки сопротивления этому указу. Зачинщиков выявили и публично наказали прутьями.

В Википедии отмечено, что в Российской империи институт круговой поруки сохранился лишь в области фиска: жители определенной территории обязаны были уплачивать определенную сумму податей. Раскладка податей внутри территории осуществлялась общиной.
 
Вот что рассказывает Википедия об этой практике.

После крестьянской реформы 1861 года взимание с крестьян податей, а также казенных, земских и мирских сборов было возложено на выборных сельских старост и сборщиков, состоявших под наблюдением волостного старшины. Они не имели права прибегать по отношению к неплательщикам к каким-либо понудительным мерам взыскания, за исключением кратковременного ареста и небольшого штрафа. Большими полномочиями были наделены сами сельские общества. В частности, согласно законодательству они имели право по отношению к неплательщикам прибегать к более серьёзным мерам: продажа принадлежащего недоимщику недвижимого имущества с целью погашения недоимки, отдача недоимщика или кого-либо из членов его семьи в посторонние заработки, с изъятием заработанных денег в общинную кассу, определение к недоимщику опекуна или назначение вместо неисправного хозяина старшим в доме другого члена той же семьи. В крайних случаях сельское общество с целью воздействия на недоимщика имело право прибегать к более строгим мерам: продажа принадлежащего недоимщику лично недвижимого имущества (за исключением выкупленной усадьбы), продажа той части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве, изъятие у недоимщика всего или части отведенного ему земельного надела. Если же, несмотря на все принятые меры, крестьянин не мог к 1 октябрю года расплатиться по своим долгам, то долг делился сельским сходом на других крестьян общества, которые должны были погасить его к 15 января следующего года. Если же сельское общество не справлялось с выплатой долга. то оно принуждалось к уплате недоимок через местную полицию, а в случае безуспешности и этих мер понуждения, недоимка гасилась полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества.
На практике же порядок взыскания податей и применение круговой поруки протекало несколько иначе. Так, меры понуждения к неплательщикам, которые согласно закону, имело право применять лишь сельская община, как правило, особенно в местностях, где преобладало подворное владение землей, применялись сельским и волостным начальством и даже полицией. Когда же к ним под сильным давлением со стороны полиции прибегало общество, то в большинстве случаев оно ограничивалось мерами, указанными в законе как крайние: продажа движимого имущества недоимщика или временное отобрание у него надела, для сдачи в аренду на погашение недоимки, минуя более лёгкие меры, как неприложимые в крестьянском быту. Очень редко применялась разделение долга отдельных крестьян между всеми членами общества. Если эта мера и применялась, то спорадически, по требованию полиции. В этих случаях доля платежа, выпадавшая на зажиточных крестьян, доходила иногда до 100 рублей и больше.

Похоже, что и в новой России придётся вводить круговую поруку, поскольку в резонансных делах с крупными взятками стали исчезать в карманах неизвестных огромные средства. СМИ сообщили о потери крупных сумм, которые не дошли до госказны. Борьба с воровством и взятками одних стала возможностью для незаконного обогащения других. На каком этапе деньги исчезли: у следователей, инкассаторов или банкиров? Цель круговой поруки в том и состоит, чтобы поставить заслон от воровства перед теми, кто имеет дело с большими суммами.

В Толковом словаре Ожегова есть уточнение, связанное со словом ПОРУКА. Это ручательство: отдать, взять на поруки кого-н. (на чью-н. ответственность). Круговая п. (ответственность всех за каждого и каждого за всех; теперь обычно служит для обозначения взаимного укрывательства в неблаговидных делах).
То есть со временем слово потеряло былое значение, стало использоваться для характеристики неблагоприятных дел. И хуже всего, что это сделалось явлением политической жизни планеты.

Тут без примеров не обойтись.

Министры иностранных дел Франции, Германии и Польши дали гарантии президенту Украины Виктору Януковичу, а на следующий день в Киеве произошёл государственный переворот. Гарантии не сработали.  Это февраль 2014 года. Агрессором называют Россию, а не фашистский режим на Украине. Ясно, что это порука на крови.

2 мая 2014 года. Одесса. Мирные протесты на Куликовом поле завершились большой кровью. Запад не заметил. Не захотел заметить, поскольку повязан с бандеровским режимом Украины кровью.   Я уверен, что такая ситуация завершится Нюрнбергом 2. Порок будет наказан. События развиваются стремительно, и мы увидим преступников на скамье подсудимых. Ждать недолго.

На пустом месте власти Великобритании в лице Терезы Мэй и Бориса Джонсона обвинили Россию в отравлении Скрипалей и тут же повязали порукой на лжи множество стран, которые отозвали своих послов из России. Ложь развеялась. Извинений не последовало.  Я уверен, что те, кто принимал активное участие в такой акции, понесут столь сокрушительные потери для себя, что не рады будут. Премьеру Испании уже выражено недоверие. 

Те, кто выступил против России не учли, что наша страна управляется самим Богом.


Порука на крови не удалась  коалиции трёх поистине агрессивных стран (США, Великобритании и Франции), которые в ночь на 14 апреля нанесли мощный  ракетный удар по аэродромам воюющей с террористами Сирии. Удар был отбит войсками Сирии.  Агрессоров не поддержало мировое общественное мнение, как это было при отзыве  российских дипломатов по требованию ВеликоВРИтании, хотя давление на них было мощное.

 России не дают спокойно заниматься своими делами, её постоянно зовут или на войну, создавая провокации, или заставляют оправдываться. Организаторы этого забывают, что ложь многовариантна, а истина одна.

На этом я хотел закончить, но факты с Украины расшатывают ту круговую поруку, которая создана Западом против России, но западные политики их пытаются не замечать. Напомню.

В Киеве арестован журналист, работающий в РИА «Новости. Украина» Кирилл Вышинский. Я видел в новостях, как фрау Меркель пообещала Путину поговорить по этому поводу с Порошенко. Вышинского оставили под арестом на 60 дней. Апелляционный суд, похоже, проведён со множеством нарушений.

А вскоре был условно убит журналист Аркадий Бабченко. А я дурак, после первого же сообщения выразил сочувствие в Одноклассниках. Поверил. А меня и весь мир обманули. Теперь ложь формируется в прямом эфире. Чем он, Бабченко,  повязан со спецслужбами Украины, что плохое сделал, чему страшно жуткому был свидетелем, если согласился стать участником столь  глупой провокации против России? Я, допустим, ни за какие коврижки в таком спектакле с переодеванием, с заливанием носа свиной кровью, с гримированием участвовать не стану. На чём его подловили и где?

Полистал биографию журналиста Бабченко, он родился 18 марта 1977 года в Москве, за месяц до нашей свадьбы. Семья-то его кажется очень порядочной. Его дед  Лаврентий Петрович Бабченко из запорожских казаков, танкист, воевал на Халхин-Голе, был трижды контужен.  Его бабушка  Елена Петровна Купцова  работала в бойлерной. Его отец  Аркадий Лаврентьевич Бабченко был инженером-конструктором, проектировал кабель-мачты для космических ракет. Мать  Юлия Александровна Бабченко учила детей  русскому языку и литературе. В общем, предал он память своих предков. И не сейчас, а значительно раньше.

В марте 2012 года призывал к массовым беспорядкам и  возможной тактике митингующих «за честные выборы».

В 2014 году оказался  в оппозиции к действующей власти в России в связи с событиями в Крыму, поддержал  вооружённые силы Украины в войне на Донбассе.

В декабре 2016 года после катастрофы Ту-154 над Чёрным морем, когда погибли артисты, летевшие в Сирию для выступления перед российскими военными, публично заявил, что равнодушен к их судьбе. Уж лучше бы промолчал.

А в этом году поиздевался опять же публично над отцом, потерявшим троих детей в «Зимней вишне» в Кемерово.
Бог ему судия.

И ещё одно мнение из сети.  Без купюр.

К убийству журналиста Аркадия Бабченко в Киеве, скорее всего, причастен режим российского президента Владимира Путина. Во-первых, это могла быть провокация властей РФ, направленная против Украины, во-вторых, Бабченко был опасен для пропаганды Кремля.

Такое мнение "Апострофу" высказал российский финансист и блогер Слава Рабинович.
Во-первых, Аркадий Бабченко не являлся каким-то бизнесменом-рейдером, и мы прекрасно видим, какие были угрозы в его адрес через публичные средства массовой информации.
Во-вторых, судя по провокационному, подлому и мерзкому заявлению российского МИДа (который обвинил в преступлении украинскую власть, традиционно назвав ее "киевским режимом", - "Апостроф"), мне кажется, что это преступная провокация так называемых российских властей, а на самом деле путинской ОПГ, которая напоминает мне другую ситуацию, о которой раньше я даже не мог позволить себе подумать, - о сбитом на Донбассе малайзийском Boeing. Это тот сценарий, в который все отказывались верить и отказываются верить до сих пор: суть в том, что российские военные целились не в украинский транспортный самолет, а перепутали и попали в малайзийский пассажирский Boeing, а в том, что российские военные метили в российский пассажирский Boeing, а перепутали и попали в малайзийский. Это следует из заявления МИДа, которое появилось после убийства Бабченко. Я такие параллели провожу.
Убийство Немцова, теперь Бабченко – это все смесь фашистского путинского режима с методами гэбухи. Собственно говоря, фашистские режимы второй половины 30-х и начала 40-х годов ХХ века в Европе заимствовали много из опыта НКВД. Именно НКВД был первопроходцем. В этом отношении Путин и его ОПГ установили фашистский режим в России, пользуются методами НКВД, наследниками которого они являются. Это самая отмороженная организованная преступная группировка в истории мира.
Бабченко был опасен для Путина, потому что он писал так, что у людей открывались глаза. И это очень опасно для путинской ОПГ, которая вкалывает останкинской иглой усыпляющее средство так называемому российскому народонаселению - и глаза закрываются. А Бабченко имел в своем пере сильное противоядие.
А в том, что Бабченко находился в Украине, кроется второй мотив Кремля: произвести провокацию против Украины. В заявлении российского МИД все ведь ясно написано.
Слава Рабинович, российский блогер и финансист, специально для "Апострофа."