Что от БОГА, а что от людей в ВЗ? Антропоморфизмы

Славен Любомиров 3
1. Писавшие Ветхий Завет Пророки делали это не в бессознательном состоянии, не под гипнозом, и не под диктовку. Святой Дух сообщал им информацию о БОГЕ, о людях, о событиях. Как? В Библии указано как  - через озарение, прозрение, видения,  сны, «слышание» голоса БОЖЬЕГО в громе молний, в шуме ветра и т.п. Пророки записывали так, как запомнили, как поняли, как сумели осмыслить и объяснить эти Сверхъестественные Откровения.

 Поэтому кроме Божественных Истин в Библии присутствует  характерные для каждого автора особенности стиля и понимания, их точка зрения на события. При этом Главное  не может быть искажено, а во второстепенном присутствует человеческая интерпретация.

Так в Евангелии одни и те же эпизоды  описаны апостолами по-разному. Главное, конечно, неизменно, но каждый из апостолов запомнил какие-то для него важные детали, обратил внимание  на что-то, что его взволновало, высказал своё отношение к событиям, своё понимание. И это только подтверждает достоверность евангельских событий.

2. В древности люди очеловечивали всё – камни, животных, растения, солнце, явления природы, стихии, созвездия, «богов»-идолов, злых духов, и т.п.
Тем более, когда человек сталкивается, и входит в общение  с Неизвестным, со Сверхъестественным, то не умея описать происходящее и не находя слов для описания Неизвестного, он наделяет его человеческими качествами и объясняет его действия человеческой мотивацией. Он представляет  похожими на человеческие - мысли, чувства и даже  внешний вид, вступившего в контакт с ним Невидимого Непостижимого.

Поэтому, ничего удивительного, что четыре тысячи лет назад, встретившись с Необычным и Сверхъестественным БОГОМ, войдя с НИМ в контакт и общение, Пророки не философскими терминами (которых тогда ещё не было), а живым, образным языком, через антропоморфизмы,  описывали то, что не поддавалось описанию. (Антропоморфизм – это наделение кого-либо, чего-либо человеческими свойствами).

Но в наше время, когда человек способен абстрактно, а не только конкретно мыслить, нелепо наделять БОГА (Духа) человеческими свойствами, качествами, действиями и мотивацией. И уж совсем кощунственно приписывать БОГУ человеческие слабости, недостатки и страсти.

3. Нет в БОГЕ (Духе) ничего того, что есть в человеке. То, что есть в БОГЕ (Духе) - Сверхъестественно и недоступно пониманию Человека. ОН – Всемогущ и Выше Всех Определений и Имён. Те слабые образы – Всевидящий, Всемогущий, Всеблагой и др. показывают лишь  границы, дальше которых человеческое мышление не может перейти на Пути к БОГУ, и ОН остаётся бесконечно далёк  от нашего понимания. И как бы мы не пытались ЕГО определить, всё будет не то. Нет Слов и нет способностей у человеческого мозга - постичь Сущности БОГА.

Но что самое удивительное, человек может через Божественные энергии-действия, каким-то чудесным образом, не разумом, а сердцем ощущать близость БОГА! Он может слышать Голос БОЖИЙ как голос совести своей. Непостижимый и всемогущий  БОГ беседует с человеком, и тот иногда даже возражает Своему ТВОРЦУ! Мыслимо ли это?! Кажется, невозможно. Тем ни менее опыт БОГОобщения многократно описан в Ветхом Завете, а в Новом Завете БОГОобщение и даже Единение христиан с БОГОМ происходит  реально и постоянно. И каждый верующий имеет этот опыт.
 
Есть различия в познании БОГА  в ВЗ и НЗ и в ЕГО описании. В Новом Завете мы познаём БОГА, воплощённого в человеке – БОГОчеловека Иисуса ХРИСТА, в отличие от непознаваемого БОГА (Духа) Ветхого Завета.

4. Если мы не осознаем роли антропоморфизмов Ветхого Завета в качестве аллегорий, с целью упростить восприятие Непостижимого, мы никогда и ничего не поймём в Ветхом Завете – ни Божественных действий, ни Самого БОГА, ни ЕГО Откровений.
Только грубый, необразованный и невежественный человек может буквально понимать антропоморфизмы, тем более в стихах Библии.

Для справки:
1.Антропоморфизм (греч. anthropos человек и morphe вид, форма) – иносказательные описания свойств и деяний Бога человеческими чертами, для упрощения их восприятия.

1) Библия учит о Боге как совершенно духовном Существе: «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). Вместе с тем Божественное Откровение написано  так, как человек может доступно объяснить другому человеку таинственный опыт Богообщения, мысленного диалога с БОГОМ как с Личностью, Его действий.. Именно поэтому в Библии присутствуют антропоморфизмы, то есть иносказательное придание Богу присущих человеку состояний и способностей. Эти антроморфизмы есть аллегории для лучшего понимания нами Божественных действий, Богоприсутствия и Богообщения.

Свт. Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых»

В божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, – то должно знать, что нам, людям невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий символический смысл, так как Божество просто и не имеет формы.

2) Начиная с глубокой древности антропоморфизм был особенностью человеческого мировосприятия. Считалось, что боги, вся природа – животные, растения, предметы, явления – наделены душой и характером. («небо хмурится», «дождь льет, как сумасшедший» и т.п.)

Антропоморфизм в литературе можно встретить где угодно — от древнейших легенд до современных постмодернистских произведений. Так в рассказе Татьяны Толстой  - «время сбилось с пути, завязло на полдороге, где-то под Курском, споткнулось над соловьиными речками, заблудилось, слепое, на подсолнуховых равнинах».
Физики говорят о «продолжительности жизни» элементарных частиц, очарованные частицы, усталость металла, а гуманитарии – о старости и смерти западной культуры. Особенно распространён антропоморфизм в технических науках – там к компьютерам постоянно применяют слова, более соответствующие человеку: память, интеллект, «решать задачи».

Антропоморфизм придаёт произведению живость, динамику, энергичность. Он обостряет чувства, усиливает впечатления, точнее передаёт оттенки настроения. И, главное,  он упрощает понимание Непостижимого, именно поэтому он широко используется в Ветхом Завете.