Осведомитель из меня не получился

Анатолий Комаристов
                Из цикла «Маленькие истории»

Вспомнил, как в конце 50-х годов, во время службы в городе Шимановск Амурской области сотрудник КГБ хотел завербовать меня в «органы». Он приезжал из Белогорска два или три раза в месяц и работал в топографическом отряде несколько дней. Беседовал с офицерами и сверхсрочниками, членами их семей, солдатами. Часто приходил ко мне в медицинский пункт.   
 
В беседе со мной интересовался состоянием здоровья личного состава, обстановкой в штабе, казарме, настроением солдат и офицеров. Тщательно изучал медицинские книжки солдат с эмоционально-волевой неустойчивостью, которые находились у меня на учете.

Вел разговоры на отвлеченные темы, расспрашивал более детально о здоровье отдельных офицеров, сержантов и даже жен офицеров и сверхсрочников.

Иногда просто сидел, молча у меня в кабинете во время приема мною солдат и офицеров. А однажды после окончания приема пациентов вдруг сказал мне:
— Доктор! Вы сможете, сегодня вечером приехать в город по адресу …? – и подробно пояснил мне, как найти этот дом.

Я попытался отказаться от встречи, ссылаясь на семейные дела (болел младший сын), но он был настойчив, и почти в приказном тоне сказал:
— Мне надо поговорить с Вами по очень важному вопросу.

Зная, с кем я имею дело и что отказываться от встречи бесполезно, я пообещал приехать. Вечером перед уходом из дому сказал жене, что меня пригласил на беседу сотрудник КГБ.
— Что ему нужно от тебя?- поинтересовалась она.
— Пока точно не знаю, но догадываюсь… - ответил я.

В невзрачном домике, куда я пришел, жили дедушка и бабушка. Сразу после моего прихода они ушли к соседям. Я понял, что это была конспиративная квартира.
 
Идя на встречу, я примерно догадывался о содержании предстоящей беседы, и не ошибся. Он предложил мне сотрудничать с органами и стать осведомителем.

Пытался убедить меня в необходимости принятия такого решения.
Доводы у него были довольно убедительные:
— Вы постоянно общаетесь с личным составом, дружите с офицерами, бываете у них дома, во время полевых работ проверяете все команды и т.д. и т.п.

Предложил мне написать письменное согласие о сотрудничестве, взять псевдоним и в необходимых случаях информировать его устно, а в «особых случаях» — даже письменно.
 
Я категорически отверг его предложение, сославшись, на домашние и служебные проблемы. Как ни странно, но он терпеливо выслушал мои доводы и не стал настаивать. Предупредил, чтобы я об этой встрече и его предложении никому не рассказывал.

После этого в медпункт отряда он больше не приходил.

Осведомитель КГБ из меня не получился… и, Слава Богу!
* * *
Фото из интернета