Спасутся ли мусульмане?

Анатолий Пеньшин
- Ищущий. Мусульманство относится к авраамическим религиям наряду с христианством и иудейством.
11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
14 Посему источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. (Быт. 16)

Итак Измаил является духовным родоначальником мусульман. Через него мы видим ещё в Ветхом Завете предзнаменование о появлении мусульманства, хотя оно и появилось через 500 примерно лет после христианства.

В чем тут Промысл? Почему кроме Торы и Евангения, еще появляется и Коран, который по сути есть видоизмененная форма Ветхого Завета?

Есть какие-то соображения?

Ольга - Искажений Ветхого Завета, Нового Завета множество (стоит взглянуть на некоторые современные переводы Библии, используемые сектантами). Бог попускает и их существование. Почему?

Думаю, из уважения к свободе воле человека (но не уверена, возможно, ошибаюсь). Люди создают себе для поклонения образ Бога по похотям своим.

Относительно ислама читала версию, что это как бы созданное Господом подспорье для тех народов, которые неспособны принять Христа. Мне эта версия категорически не нравится, расизм какой-то - будто бы кто-то "второсортный", неспособный принять Истину. История распространения христианства показывает, что самые "дикие" язычники способны принять Христа.  Другое дело, что под именем христианства проповедовались и всевозможные ереси, либо проповедники христианства не были настолько чистыми и верными, чтобы донести истинный образ Христа. Протодиакон Андрей Кураев, если мне память не изменяет, говорил о том, что Мухаммед изначально интересовался различными религиями, в том числе, общался с гностиками, которые называли себя христианами и под видом христианского учения излагали дикие вещи. Поэтому его реакция на образ Бога у христиан (как он о них думал) была понятна.

Вопрос о том, спасутся ли мусульмане, для меня из того же разряда, что и "спасутся ли иудеи? католики? протестанты? кришнаиты? индуисты? буддисты?" и т.п.

Если не ошибаюсь, свт. Филарет Московский сказал: «Я не знаю, спасутся ли католики, я у них точно не спасусь».

Мне этого достаточно.  Господь Сам управит по милости Своей.

- Ищущий. Мне не очень нравится это высказывание святителя. Тут тоже сквозит некое высокомерие по отношению к братьям во Христе.
И ещё. Если Господь провозвестил нам мусульманство в Ветхом Завете и попустил его после Христа, то для нас это наверное чем-то должно быть полезным. Вот в чем эта польза наверное и надо нам понять.
Что касается искажений Ветхого Завета, то я об Измаиле ничего такого не встречал. Если есть информация, то поделитесь пожалуйста Ольга.

- Ольга  Я не вижу высокомерия в словах святителя.
   В смысле, искажения ветхозаветного повествования об Измаиле? Не помню такого. Если встретится, поделюсь.

Есть в закладках такая книга, но в ее содержание не вникала:

Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений http://azbyka.ru/religii/islam/hristianstvo_i_islam-all.shtml .

- Ищущий. И все-таки мусульмане не кришнаиты. Их прародитель сын Авраама. Благословение Бога на нём. "И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ."
Так что для чего-то нам это дано Богом и мы должны это понять наверное.

 Ольга В словах святителя нет утверждения того, что он,  православный и потому точно спасется. Но вот, будучи не православным, он точно не спасется. Это восприятие мне очень подходит.

Ваше мнение какое? Почему попущен ислам?

- Ищущий. У Христа есть такие слова: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь." (Ин. 10:16)
Они заставляют задуматься. Не только о евреях Христос заботится.

 - Ольга Думаю, эти слова ко всем нехристианам относятся. Т.е., и к мусульманам тоже.

Ищущий. Овцы все-таки слышат голос своего пастыря. Мусульмане тоже слышат голос Христа, хотя и принимают его только за пророка. И в этом они наверное Его овцы. О кришнаитах, например, мы такого сказать не можем.

 - Ольга  В толкованиях отцы единодушно относят эти слова (Ин. 10:16) к язычникам: http://azbyka.ru/biblia/?Jn.10:16 .

Есть даже такое:святитель Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна
   «... Он будет водительствовать не одними только иудеями, но и распространит свет Своей славы по всей земле и повсюду будет призывать народ к Богопознанию, не довольствуясь быть признанным в одной только Иудее, как вначале, но всей поднебесной предлагая для усвоения науку истинного Боговедения. А что Христос явился для язычников руководителем в религии, это легко узнать каждому. Богодухновенное Писание полно свидетельств об этом, и можно, кажется, опустить их, предоставив любознательным исследование об этом. Однако ж, предложив два или три места из пророков об этом, буду говорить потом о том, что следует по порядку. Итак, Бог и Отец в одном месте говорит о Нем: «Вот, в свидетельство народам Я дал Его, начальником и повелителем народам» (Ис.55:4).
 И действительно, Христос засвидетельствовал учение народам, дав спасение и неприкровенно сказав то, чрез что надлежало получать спасение. И божественный Псалмопевец, как бы призывая живущих повсюду в одно собрание и повелевая вселенной собираться на небесный праздник, говорит: «Все народы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радости» (Пс.46:2).
 А если кому угодно будет исследовать причину столь светлого и достославного торжества, тот найдет ясные слова об этом: «Потому что царь всей земли – Бог, пойте разумно, воцарился Бог над всеми народами» (Пс.46:8–9).
 И в одном месте приводит Самого Господа Своими собственными словами возвещающим всем вместе народам евангельскую проповедь, именно в сорок восьмом псалме говорит: «Услышьте, все народы, внушитесь, все населяющие вселенную, земнородные и сыны человеческие, вместе богач и бедняк! И уста Мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего – разум» (Пс.48:2–4). ... Итак, так как знал, что им известны были писания Моисея и предуказания пророков, а у пророков имеются многочисленные и обширные речи о том, что Христос привлечет язычников к Богопознанию, то поэтому, предлагая им в качестве очевиднейшего знамения то обстоятельство, что Он ясно уже предвозвещен, утверждает открыто, что призовет и таких овец, которые не от двора иудеев, чтобы наконец, как мы сейчас говорили, они уверовали, что Он есть действительно Тот, о Ком предвозвещал хор святых мужей».

- Ищущий. Вот как-то во время прогулки я понял, что меня смущало в словах святителя. Ведь он по сути произвел суд над собой. А это не в его праве. Сие компетенция Христа.

 - Ольга Суд? Не чувствую этого. Например, если я, будучи православной, имея все наилучшие, возможности для спасения (вера наша без искажений, отцы указывают верный духовный путь, есть Таинства), нахожусь в весьма бедственном положении, то, переменив ее (перейдя в католичество, где есть искажения духовного пути, или, тем более, в ислам), точно погибну. И это ощущение уже суд?

 
- Ищущий.  Иное ощущение и иное утверждение. Вот утверждение это и есть суд.

 
- Ольга    Утверждение, в данном случае, есть выражение в словах имеющегося ощущения. Т.е., выражение в словесном образе имеющегося ощущения - это суд?

- Ищущий. Если утверждение это окончательное суждение, то это да, действительно суд.
Иное, если человек предполагает, говорит, что наверное, скорее всего, с большой долей вероятности...... Тогда это не суд а рассуждение, предположение.

 
- Ольга  Понятно.

- Ищущий.  12 Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя;
13 и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое.
14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;
15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом
16 и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала;
17 и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;
18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.
19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.
20 И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.

Итак колодезь с водою это что?
Источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои (источник Живого, видящего меня).
Значит Измаил напился Духа Святого? И как при этом не спастись?

 
- Никодим.  Слова сапожника Василию Великому: "Все спасутся, один я погибну..." Тоже вроде самоосуждение... Однако именно к нему был послан Ангелом Василий Великий.
 
- Ищущий.  По виду да. Вроде и самоосуждение. Но скорее всего это всего лишь фигура речи была.
Нам не стоит этому подражать торопиться.
 
- Никодим.Тут скорее всего не самоосуждение, а осуждение других.
 
- Ищущий.  И такое возможно. Тогда зачем Он ангела послал?

 
- Никодим. Бог хотел показать Василию Великому, какова может быть доля смирения.

 
- Ищущий. Я такой степенью смирения не обладаю. Что решит Христос, то пусть и будет. Ни себе, ни другим судьбу не предскажу.

- Никодим. Тогда к чему вопрос о мусульманах?
 
- Ищущий.  Хочу познать Истину.