Москва, первая встреча

Евгений Кимов
Моя первая встреча с Москвой состоялась в далёком 1962 году, на летних каникулах после окончания первого класса школы. Ярких впечатлений было очень много, что понятно, я жил тогда в типичном для тех лет маленьком провинциальном городке в основном с одноэтажными и двухэтажными домами. В самом начале 60х годов открыли один единственный маршрут городского автобуса, а улиц с асфальтированные дорогами и тротуарами были считанные единицы. В городе летом было много пыли, весной и осенью грязи, а зимой неубранного снега. На дорогах редкие автомобили, сплошь грузовые за редким исключением, в большом количестве велосипеды, они были основным средством передвижения. И вот я, восьмилетний мальчик из глухой провинции, попал в столицу,  она показалась мне городом с другой планеты.

***

Москва была местом пересадки, на самом деле наша семья в полном составе отправилась в гости бабушке в Новгородскую область. Это была первая дальняя семейная поездка с детьми, для меня она была сплошным праздником с массой новых впечатлений.  В Белгород мы впервые поехали на такси «Волга» (ГАЗ-21), которые тогда только что появились в нашем городке. На вокзале в Белгороде нас с братом ждал еще один приятный сюрприз, нам купили сахарную вату, которая у нас не продавалась. Пока я был ребёнком , то обожал это лакомство. До Москвы мы поехали в поезде с самой современной по тем временам тяге – электрической, железную дорогу только что электрифицировали (в 1960 году). Но электровозов было не так много, значительно больше паровозов. Станция Белгород – крупный  железнодорожный узел, поэтому на путях сновали, туда и сюда, масса всевозможных черных, с красными колесами паровозов от маленьких до огромных локомотивов, с угольными тендерами или с баками для мазута. В воздухе стоял характерный для того времени запах дыма, который шел от труб паровозов. Раздавались звуки гудков и трогающихся с места паровозов («чух-чух-чух»), шипение выпущенного пара. Вся это паровозная феерия вскоре исчезнет, к концу 60х годов паровозы заменят безликими электровозами и тепловозами. Паровозная эра, по своему красивая, закончится к концу 60х годов, от нее в Белгороде остался лишь один небольшой паровоз, стоящий на путях как памятник. Хотя в нашем городе старенькие паровозы ещё долго возили вагоны на местные предприятия и исчезли только в 80е годы.

По меркам сегодняшнего дня вокзал Белгорода был маленьким и тесным, а тогда он казался нам огромным. Был разгар лета, в те времена другого доступного междугородного транспорта, кроме железнодорожного, не было никакого. Поэтому вокзал был битком набит пассажирами, и в кассовом зале, и в зале ожидания. Кстати, та же картина тогда была на всех других советских вокзалах, по крайней мере, невообразимую толчею на Курском и Ленинградском вокзалах в Москве я наблюдал воочию. Поэтому вскоре (в основном в 70е годы) многие вокзалы нашей страны подвергли коренной реконструкции.

Следующее утро мы уже были в Москве на Курском вокзале. Тогда он выглядел совсем иначе и, по-моему, был красивей сегодняшней унылой советской стекляшки, в которую превратили вокзал при реконструкции. Старое здание вокзала как бы  сохранилось, но его фасад исчез и стал внутренней стеной нового вокзала. Конечно, здание Курского вокзала стала просторным и удобным для пассажиров, но, по моему мнению, лучше бы  реконструкцию провели не меняя внешнего облика вокзала, как это было сделано на Ленинградском или  Казанском вокзалах.

Наш путь в Новгородскую область (до станции города Боровичи) и обратно в Белгород с пересадкой дал нам возможность два дня для знакомства с Москвой.  В первый день мы перебрались на Ленинградский вокзал, купили билеты на ночной поезд до Боровичей, сдали багаж в камеру хранения и отправились на прогулку по Москве. В последний день поездки мы поступили так же, только билеты были куплены до Белгорода, а вещи мы сдали на хранение на Курском вокзале. В эти два дня мы побывали во многих популярных местах Москвы: Кремль, Красная площадь, Мавзолей, Зоопарк, ВДНХ, ГУМ, ЦУМ, Детский мир.

Главное впечатление от Москвы – суета и многолюдье  на тротуарах  города, оно было почти таким же, как и сейчас. Москва того времени была по-своему колоритна, люди тогда не стеснялись появляться в столице в своей национальной одежде. На улицах столицы  вполне можно было встретить узбека в халате и тюбетейке, или кавказца в длиннющих сапогах и папахе. Автомобильный траффик был, конечно же, не такой как сегодня, но на основных магистралях города перейти улицу, где попало, было уже опасно.  Поэтому на главных улицах Москвы были пешеходные переход, отмеченные на дорогах белой плиткой. Привычный для нас переход зебра (европейский стандарт), появился чуть позже, во второй половине 60х годов. Еще одна, характерная для того времени, особенность автомобильного движения – его разношерстность. В Москве тогда не было никаких ограничений по типу транспорта. В самом центре столицы, рядом с движущимся правительственным лимузином «Чайка» (элитный автомобиль того времени) вполне можно было увидеть самосвал с песком или грузовик с кирпичом. И, конечно же, впечатлило метро с эскалаторами, оно было почти таким, как и сейчас, только станций было существенно меньше. 

Удивило меня тогда обилие в Москве киоском и лотков, они были всюду и чего там только не продавали: сигареты, соки, мороженное, фрукты, воздушные шары. Очень понравилось эскимо за 11 копеек, небольшой цилиндрик в фольге на палочке весом пятьдесят грамм, я клянчил его у мамы при первой возможности.  В семидесятых годах я такого мороженого в Москве уже не видел, к моему большому сожалению. Повсеместно были лотки продавцов воздушных шаров, которые надували шарики огнеопасным водородом (тогда это было не запрещено). Водород – это не гелий, он намного легче, чуть зазеваешься и шарики на водороде буквально вырывались из рук, резво взмывая вверх.

Особые воспоминания об автоматах газированной воды того времени. Это были не те невзрачные автоматы грязно-серого цвета, которые в 70х годах расплодились повсеместно. В начале 60х годов в Москве в большом количестве стояли красивые, сверкающие никелем автоматы ярко красного цвета. Над окошком выдачи воды красовалась надпись «Харьков». Из таких автоматов Шурик (персонаж кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), поливал себя газировкой без сиропа после сданного экзамена. Подобные автоматы газированной воды, потом в 70е годы, я видел только в Харькове в специализированном магазине на Сумской улице. Там всегда стояла очередь желающих попить газировки за 3 копейки с обычным сиропом и за 5 копеек с двойным.

В первую очередь мы посмотрели Кремль, купив экскурсионные билеты. Осмотр Кремля провели по стандартной программе: башня Кутафья, Троицкая башня, Царь-колокол, Царь-пушка, Соборная площадь, главные соборы Кремля. Как и любому другому мальчишке моего возраста, мне больше всего понравилась Царь-пушка. Затем мы пошли на Красную площадь и встали в длиннющую очередь к Мавзолею Ленина. То было первое и последнее посещение мною Мавзолея, которое на долгие годы задало мне одну загадку: в какой одежде лежал Ленин. Дело в том, что все с кем я делился воспоминаниями о Мавзолее, утверждали, что Ленин был одет в гражданский костюм. Я же его запомнил в полувоенном френче, его он носил последние годы в Горках. Эта загадка долго не давала мне покоя, но теперь благодаря интернету я знаю ответ. Оказалось мумию переодевают каждые три года, до войны Владимир Ильич был во френче, а после войны в основном был одет в гражданский костюм. И только в короткий период с 1961 года по 1964 мумию одели в полувоенный френч, это я и видел.

В Москве мы были с мамой, поэтому не обошлось без покупок в главных московских универмагах, я запомнил только ГУМ, ЦУМ (со старым зданием) и, конечно же, Детский мир, который оставил неизгладимые впечатление от обилия игрушек. Детский мир на всю жизнь остался для меня любимым универмагом и я, уже став совсем взрослым человеком, с большим удовольствием заходил туда и покупал для себя какую-нибудь безделушку, чаще всего в отделе канцелярских товаров. Пеленки и распашонки для своих детей мы тоже приобретали именно в этом магазине. В нашем доме было много игрушек, купленных в Детском мире, например, немецкая детская железная дорога для сына или куклы для дочери.

В 1962 году я впервые попал на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), и с тех пор этот сказочный городок навсегда стал моим любимым местом в Москве. ВДНХ было зеркалом, в котором отражалось общее состояние нашей страны. В начале 60х годов Советский Союз стремительно развивался, это были лучшие годы и для ВДНХ. На территории выставки чистые и опрятные павильоны необычной, вычурной архитектуры, красивые фонтаны, вокруг толпы посетителей, масса интересных экспонатов. На центральной площади ВДНХ стоял макет ракеты-носителя Восток, на которой годом ранее Гагарин летал в космос. Рядом с ракетой павильон Космос, в самом павильоне в то время демонстрировались макеты первых советских спутников. Были там и специальные экспозиции (скафандры, личные вещи и пр.), посвященные двум первым космонавтам Юрию Гагарину и Герману Титову. Два демонстрационных киноаппарата поочередно показывали короткие фильмы  о первых двух советских космонавтах. Рядом  с павильоном Космос располагался другой, интереснейший для восьмилетнего мальчишки, каким был я, павильон Транспорт с массой макетов кораблей, поездов, самолетов и автомобилей. А совсем недалеко стояли два культовых советских пассажирских самолета начала 60х годов Ту-104 и Ил-18,  они были у всех на слуху – это были первые самолеты, которые я видел своими глазами.

ВДНХ оставил массу впечатлений и большое желание приехать сюда вновь.  Бывал я там неоднократно  и с сожалением замечал, что со временем ВДНХ постепенно ветшал, терял свой блеск, становился малолюдным. Страна в последние годы советской власти вступила в эпоху застоя и стагнации, деградация выставки советских достижений это в полной мере отражала. И понятно, что когда Россия превратилась в 90е годы в страну торгашей и лавочников, то и ВДНХ, как зеркало состояние нашей страны, соответственно трансформировалось в огромный базар.  Да, в то время смотреть там было уже нечего, зато задешево можно было чего-нибудь купить.  Наш домашний видеомагнитофон куплен где-то недалеко от павильона Космос, который был превращен в рынок семян. Продажа семян в те времена была важнее достижений космической промышленности. К счастью, к настоящему времени торгашей с ВДНХ изгнали, появилась надежда на постепенное возрождение  главной выставки страны.  Сейчас же, ВДНХ -  одно из популярных мест отдыха в Москве, не более того.
 
Второй приезд в Москву проездом случился в 1964 году, он был как продолжением первой встречи с Москвой. В этот раз нас было трое: я, брат и папа. Мы вновь посетили Кремль, но вместо Мавзолея пошли на экскурсию в Собор Василия Блаженного, который мне совсем не понравился. Внешне он красив, а внутренне убранство было убого. По крайней мере, так было в 64 году, как сейчас там — этого я не знаю. Не было на этот раз посещений московских универмагов, мамы с нами не было, а нашего папу магазины мало интересовали. Зато была экскурсия в московский зоопарк, мы там провели почти весь день. Зоопарк, конечно же, понравился, поскольку он был первым в моей жизни.  Однако кое-что неприятно удивило, а именно чрезмерный перекос в сторону птиц в ущерб всем остальным животным. Птицы меня меньше интересовали, чем медведи, слоны или бегемоты, но, обходя весь зоопарк от начала до конца, основное время мы потратили как раз на птиц.

Тот приезд в Москву был интересен путешествием на юго-запад столицы, туда мы отправились впервые, так захотел наш папа. Сначала посмотрели стадион имени Ленина в Лужниках, он был открыт, мы зашли на спортивную арену и увидели его изнутри. После прогулки по территории Лужников сели в метро и доехали до станции Университет.  Далее была пешая экскурсия по территории МГУ, которая закончилась смотровой площадкой на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. Второй раз в своей жизни я побывал здесь ровно через 50 лет, летом 2014 года. Сама смотровая площадка была почти такой же, зато вид Москвы с Воробьевых гор сильно изменился и явно в лучшую сторону.

Далее мы отправились на конечный пункт красной линии метро станцию Юго-Западную, её только что открыли в декабре 1963 года. Вышли из вестибюля и фактически оказались в чистом поле. Тогда  это была в полном смысле окраина Москвы. Мы увидели такую картину, к югу от станции метро чистое поле до самого горизонта. Вдали работал экскаватор, рядом с ним стояло  несколько грузовиков, больше ничего не было видно. Рядом с вестибюлем станции было всего несколько домов и небольшой автовокзал для городских и пригородных автобусов, это была их конечная остановка. Лично я был в полном недоумении, чего мы сюда приехали и чего здесь потеряли, о чем и спросил у папы. Ответ был таков, мол, просто захотелось посмотреть, хотя было видно, что он сам был обескуражен увиденным. Потом я понял, почему мы туда приехали. В те времена, в начале 60х годов  в газетах много писали о массовом жилищном строительстве на юго-западе столице, я так понимаю, папа надеялся там увидеть Черёмушки. А они были совсем в другом месте, а район станции метро Юго-западная начал активно застраиваться только в конце 60х годов, через насколько лет после того как мы там побывали. И был застроен быстро и успешно, чему я был свидетель, поскольку с 1976 года в том районе часто приходилось бывать. Из самой безлюдной станции в 1964 году, с конца 70х годов Юго-западная превратилась в одну из самых загруженных московских станций метро.

***

Такова была первая встреча с Москвой во времена моего детства. В конце 70х годов Южное Подмосковье стало моим родным домом, а поездки в столицу превратились в нечто обыденное, их было бессчетное количество. Центр города внутри Садового кольца исхожен мной вдоль и поперёк, такое впечатление (наверное, обманчивое), что нет там улочки, где я никогда не бывал. Сейчас для меня Москва скорее областной центр, по ощущениям это так. Восторги по отношению к нашей столице давно в прошлом, красот Москвы по обыкновению не замечаю, а вот её суетность - да, она раздражает, от неё устаешь. Но, иногда бывает так, пелена с глаз слетает, и я вновь смотрю на Москву с теми же чувствами умиления и удивления, как смотрел восьмилетним ребёнком. И тогда осознаёшь, Москва — великая столица, и я уже счастлив тем, что она рядом, что всегда без особых проблем могу приехать в этот лучший город Земли, чтобы ещё раз восхитится его великолепием.

2014
2018, нов. редакция

Иллюстрация: Здание Курского вокзала, 60е годы.