Мультфильм Садко или старая сказка на новый лад

Нина Ватрушкина 2
Мы пришли из кино, ходили на мультфильм «Садко».

Внучка рассказывает дедушке:
- Фильм про мальчика, который влюбился в русалку.
- Какого мальчика? Садко – взрослый мужчина, гусляр.
- Нет, мальчика. У него мурашки из-за любви…

Этот маленький диалог говорит о многом. Новый мультипликационный фильм, поставленный, казалось бы, по известной русской былине новгородского цикла о купце Садко, имеет с первоисточником весьма сомнительное сходство.

Слава Богу, что «мальчик» Садко проживает по-прежнему в Новгороде, продолжает играть на гуслях и в морском царстве побывал. Все остальное - «наговоры» на известную личность.

Авторы сценария Александр Архипов, Дмитрий Новоселов, Слава Сэ и режиссеры Максим Волков, Виталий Мухаметзянов создали фильм веселый, юмористический, верней в этом ключе работали. И некоторые сцены действительно оказались таковыми.

Например, морская ведьма Баракуда, увидев себя в зеркале, утешается: «Да, некоторые плохо выглядят без макияжа". Известная интернетная байка «У женщины два возраста, до и после макияжа» здесь обыграна удачно.

 
Но в целом новый мультфильм «Садко» из замечательной и поучительной русской былины представил еще один вариант бессмысленного, беспощадного, клишированного экшена (action – действие, игра на ловкость).

Мультфильм «Садко» динамичный, и я не могу сказать, что смотрела без интереса. Внучка просто в восторге. Но о чем фильм, зачем, не поняла.

Выделяется идея любви. Пример любви беззаветно любящих друг друга родителей Садко впечатляет. Отец учит сына главному признаку любви – мурашкам по телу. Наивно и смешно? Но пусть так, можно принять.               

Главное достоинство мультфильма «Садко» - желание прочитать былину. Мы прочитали один из первоисточников (есть 9 вариантов былины), посмотрели иллюстрации разных художников и фильм 1952 года, созданный признанным мэтром детского кино Александром Птушко.

В фильме Птушко тоже много вымысла: поиски птицы счастья в заморских странах, не очень-то лестная характеристика варягов и индусов. Но образ патриота своей страны, человека, способного критически осмыслить свою жизнь, принять на себя ответственность, звучит в исполнении Сергея Столярова убедительно, четко. И любовь настоящая, земная. Без мурашек, зато верная, истинная.

И последнее, что невозможно не отметить в отзыве. Как можно было создавать мультфильм о гусляре Садко на фоне «никакой» музыки. То есть где-то слащавые мелодии звучат, гусли в кадре, а великой русской музыкальной культуры нет. Ждешь в конце заключительных аккордов (вот сейчас! вот сейчас!). Но…Увы!

Когда в основе произведения великая русская культура, так и хочется сказать кинематографистам словами Жванецкого: «тщательнее» надо, ребята, «тщательнее».