ПШИК

Ирина Ефимова
В средней школе села Уварово царило праздничное возбуждение. Не в каждую школу, к тому же расположенную в такой глухомани, приезжают настоящие ученые, чуть ли не академики! Все, начиная от директрисы Веры Даниловны, и кончая тетей Настей, уборщицей, проработавшей в школе почти всю сознательную жизнь и величавшей себя «ветераном педагогического труда, метлы и тряпки», были горды удостоенной честью. Что уж говорить о ребятах, благодаря которым и завертелась такая кутерьма!
Дело в том, что еще три года тому назад старый учитель истории Иван Захарович Иванов создал со своими кружковцами школьный музей истории родного села. Увлеченные идеей активисты кружка, среди которых были Степа Пухов и Никита Перепелкин, вовсю старались снабдить экспонатами свой музей. Они тащили туда все, что попадало под руку, и что мамы и бабушки отдавали, иногда со скрипом, как например, прялку, выпрошенную у бабули Никитой. 
- Ба, - уговаривал внук, - я тебе дров наколю и хворост из лесу принесу, а ты отдай прялку, а? Все равно на ней не прядешь…
- Эх, милок, руки уж не те, да и коз теперь не держу…
- Так зачем она тебе? Место лишнее занимает!
- Да привыкла я… Стоит себе, пусть бы и стояла, авось, когда и пригодится…
Но мальчишке все же удалось уговорить старушку, и он, счастливый, притащил старую прялку в создаваемый музей, куда, соревнуясь, ребята волокли закопченные ухваты, грабли, утюги, почерневшие от времени глиняные горшки… Несли и фотографии своих предков, на плотной основе, выглядевшие куда фундаментальнее современных, где были запечатлены прадеды и прабабки, стоящие в на удивление одинаковых позах, словно аршин проглотили, еще молодые, с какими-то напряженными лицами. Причем подобные фото были почти у всех односельчан.
Приносили и фотокарточки дедов с георгиевскими крестами, участников различных войн, и очень много снимков с последней, отечественной войны.
Девочки, не пожалев, тащили из дома горшки с геранью и другими цветами, украшая музей, а умельцами на уроках труда были сделаны витрины. Короче, музей выглядел достойно и красиво, и было чем гордиться.
Но этим летом случилось непредвиденное: ушел из жизни их любимый учитель, организатор и вдохновитель своего детища... Не стало Ивана Захаровича, и с первого сентября у Степы и Никиты в их седьмом классе историю стала преподавать директор школы. О том, что она будет заниматься музеем, было смешно и думать: и без него дел у Веры Даниловны невпроворот.
В общем, музей ждала участь забвения, но преданные делу Никита и Степа дали себе слово в память о любимом педагоге не допустить гибели его музея и по мере сил продолжать начатую работу: собирать материалы, проводить раз в месяц лекцию о новинках музея, вести переписку с бывшими односельчанами и так далее, и тому подобное.
Как-то осенним днем мальчики отправились в лес по грибы. Особо грибным местом слыл овраг, проходящий по лесу. Подойдя к нему, ребята это место не узнали. Прошедший оползень оголил громадный пласт земли, из которого торчали кости неизвестных животных. Мальчишек особенно заинтересовала большущая кость, похожая на лопатку какого-то зверя.
- Послушай, Никита, как, по-твоему, не может ли это быть останками динозавра? – спросил Степа, незадолго до этого прочитавший книгу о мезозойской эре и древних обитателях земли. Динозавры своей величиной произвели на него огромное впечатление.
- А почему бы и нет? И у нас здесь бродили динозавры. Видишь, сколько здесь костей! Вон, что-то наподобие большого позвонка валяется.
- А если взять их и в нашем музее выставить? Ведь у нас, кроме того, что село принадлежало казне, ничего об его прошлом неизвестно… Пусть же все узнают, что в далекую мезозойскую эру тут бродили динозавры!
Так ребята и поступили, и, предварительно обтерев две весьма застаревшие кости, принесли их в музей. Рядом с каждым экспонатом поставили табличку, написанную тушью. Большую кость, подобную лопатке, окрестили «бронтозавром», добавив в скобках «детеныш», а другую, похожую на большой позвонок, обозвали «шейный позвонок игуанодона». Затем, дабы придать своей работе значимость и показать всем, что музей не прекратил работу, назначили лекцию о динозаврах, которую подготовил Никита, переписав и зачитав из принесенной Степой книжки самые интересные, по его мнению, места.
Их одноклассник Колька Лунин, мечтающий в будущем стать журналистом, написал небольшую заметку в местную районную газету. Там его уже знали по репортажу с посевной, и скоро по селу пронеслась радостная весть: о школе и об ее музее написали в газете! Мальчишки ликовали, а сама директор школы, Вера Даниловна не только похвалила юных музейщиков, но посоветовала всем брать пример с таких инициативных, болеющих за школу ребят.
И началось… Скоро в Уварово стали приезжать представители других районных школ, чтобы ознакомиться с работой музея. Никиту и Степана на зимних каникулах пригласили принять участие в работе учительской конференции - поделиться опытом работы школьного музея. А после освещения конференции в областной прессе, где, естественно, как пример для подражания фигурировали ученики седьмого класса, ведущие такую плодотворную работу, школу посетила корреспондент областной газеты, а следом и телевизионщики, заснявшие экспонаты и беседу с активом музея (конечно в присутствии директора школы, классного руководителя и нескольких учителей).
Ребята радовались успеху. Особенно приятно было смотреть на изумленные лица областного корреспондента и телевизионщиков, когда те увидели кости динозавров. А как горды были учителя и директриса, лицезрея себя на экране рядом с древними окаменелостями!
В областной газете вышла статья о любознательных детях из маленького села и о необычных экспонатах школьного музея, которые ребята доставили с найденного ими большого кладбища древних ящеров. Особо подчеркивалось увлечение ребят археологией и палеонтологией... «Откуда корреспондетнша это взяла? - недоумевали герои статьи. - Неужели кто-то из учителей наговорил?» Ну, археология, об этом они кое-что знают, а вот о палеонтологии вообще слышат впервые... Видом не видывали, и слыхом не слыхивали. Описочка, наверно, вышла… Но, это не испортило ребятам настроения: стать известными на всю область не всем удается, а им подфартило!
И вот результат этой славы. Сами ученые из центра заинтересовались и, как сообщили директрисе, завтра здесь будут. Вот это да, вот это слава!
Ребята были на уроке, когда гости, приехав, зашли в кабинет Веры Даниловны. Об этом мальчикам доложила сразу, как прозвенел звонок, тетя Настя:
- Ой, ребятки, какие они серьезные, неулыбчивые! Мужчина, видно, главный, небольшого росточка, в очках, очень важный, а она – высокая, худющая, с таким злым лицом, что, не поверите, страшно становится на нее смотреть. Сидят у директора уже с полчаса, в музей пока не ходили – наверно, без вас не хотят. Но, чует мое сердце, приехали эти ученые со злыми намерениями. Заберут находку к себе, в Москву, или Бог знает, откуда прибыли, и вам уже нечего будет показывать!
- Тетя Настя, да пусть забирают! Мы-то знаем, где кладбище этих динозавров.
В это время из кабинета директора вышли ученые и отчего-то очень скучная Вера Даниловна, и пошли по направлению к музею. Прозвеневший звонок заставил ребят пойти на урок, хотя они были полны любопытства - что же скажут ученые об их редчайших экспонатах? Не уговаривают ли Веру Даниловну отдать им кости, не от этого ли она так погрустнела?
Зашедшая среди урока завуч строго сказала:
- Пухов и Перепелкин, пройдите в кабинет к директору!
Такое обращение было удивительным, ведь в последнее время их практически никто, даже вызывая к доске, по фамилиям не называл, а только Степа, Степочка, Никита или Никитушка… А тут такой официоз…
Когда ребята, заранее оробев, зашли в кабинет, им сразу стало ясно, что присутствующие солидные люди настроены весьма враждебно, и вместо привычных уже хвалебных излияний их ждет хороший нагоняй. А, вот за что?..
- А, явились, закоперщики! – «представила» их Вера Даниловна. - Ученики седьмого класса.
- Как к вам попали эти кости? – спросил ученый.
- Мы их нашли! – чуть ли не в два голоса выкрикнули Никита и Степа, решив; что, быть может, их хотят уличить в краже ценных экспонатов.
- Тише, не надо так кричать. Мы не глухие, – сказала худая женщина с завивкой на голове.
- А, где именно вы подобрали эти коровьи останки? – продолжил допрос ученый.
- Это не коровьи… - хотел возразить Никита, но осекся, увидав, как ему показалось, ехидную усмешку на лице очкарика.
- Это, дорогой мой юноша, кости крупного рогатого скота, к тому же больных животных. Так, где именно вы их взяли? Расскажите точно и подробно о местонахождении пласта земли с костями.
Ребята, перебивая друг друга, рассказали и об овраге в лесу, и об оползне и грудах костей…
Очкастый ученый, выслушав их, грустно улыбнулся:
- Милые «палеонтологи», оползень разворотил известный нам могильник скота, павшего от ящура. Мы сразу заподозрили это, как только прочли статью. Сейчас приедет специальная команда, в вашем селе объявляется карантин. Будем надеяться, что все обойдется, и не вспыхнет эпидемия… Хотя все возможно. Ваши экспонаты сейчас будут изъяты, как и все, что хранилось в помещении музея… А вам, дорогие ребята, наука – не подбирать то, в безопасности чего не уверены!
Когда мальчики вышли из кабинета директора, их поджидала полная любопытства тетя Настя:
- Ну, что там? Отчего такие грустные? Неужто, ваш музей весь отбирают? Ведь велено туда не входить, опечатали его. Я знала – раз хорошая вещь нам досталась, начальство обязательно в район, а то и в область отберет!
Ребятам от ее слов стало смешно. А Степа увидав, как в тот же момент погрустнело лицо Никиты, сказал другу:
- А, все-таки, польза от наших динозавров была. Если бы не они, этот ящур мог бы расползтись повсюду! - и добавил: - Эх, жалко, музей опечатали… Я бы пошел и заменил табличку.
- Зачем?
- Вместо «Бронтозавр» написал бы «Пшик»!