Анна Маньяни 1908 1973 всемирная слава

Григорий Аванесов
Анна Маньяни или Anna Magnani (1908 — 1973) — знаменитая итальянская актриса. Всего фильмов: 74 (1928 — 1972).

Настоящее имя Анна Мария Магнани.

Происхождение и место рождения Магнани точно не известны. Ее матерью была Марина Магнани, итальянская еврейка.

Родилсь вне брака, Маньяни никогда не знала своего отца и была покинута своей матерью. Ее воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии в римских трущобах.

Супруг (1935-1950) - режиссер Гоффредо Алессандрини (1904—1978). У Маньяни была любовная связь с актером Массимо Серато, от которого у нее был ее единственный ребенок, сын по имени Лука (1942). Ее единственный ребенок был поражен полиомиелитом, когда ему было всего 18 месяцев, и он остался инвалидом. Сын никогда не восстановил использование своих ног.

В 1945 году она влюбилась в аристократичного режиссера Роберто Росселлини. Их роман был бурным. Они разошлись, когда Росселлини влюбился в красавицу Ингрид Бергман и женился на ней.

Как артистка в ночных клубах Рима, она специализировалась на непристойных уличных песнях и на традиционных римских народных песнях.

Она дебютировала в кино в «La cieca di Sorrento» или «Слепая женщина Сорренто» (1934).

Она достигла мировой славы благодаря органичному исполнению трагикомических ролей женщин из низших слоёв общества в фильмах режиссёров-неореалистов. Первая итальянская актриса, удостоенная «Оскара» за лучшую женскую роль.

Маньяни не была красавицей, да и камера не была к ней благосклонна: крупные черты лица, темные круги под глазами становились еще более отчетливыми на черно-белой пленке (про цветную даже упоминать не стоит).

Маньяни была экспрессивной, громкой, слишком серьезной и прямолинейной - настоящей римлянкой. Маньяни умеет ждать: первую крупную роль в кино она получила, когда ей было под сорок. В сорок восемь лет актриса стала обладательницей высшей награды американской киноакадемии - премии "Оскар".

Покинутая на произвол судьбы сначала отцом, а потом и матерью, Анна Маньяни была воспитана родителями матери в трущобах Рима. Она привлекла внимание кинорежиссёра Гоффредо Алессандрини, разглядевшего в Маньяни итальянскую Эдит Пиаф.

С французской шансонье Маньяни сближал не только взрывной темперамент, но и отсутствие традиционных задатков актёрской красивости — она была полноватой и невысокого роста.

В 1938 году Маньяни сыграла княжну Тараканову в одноимённом фильме Марио Сольдати. Появления в кино были эпизодическими; свою самую яркую довоенную роль она сыграла в «Терезе-Пятнице» начинающего Витторио де Сика (1941).

"Рим, открытый город" или "Roma cittа aperta" (1945)
Рейтинг фильма киноПоиска 7.796, рейтинг фильма IMDb: 8.10.
В главных ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни - роль Pina, Марчелло Пальеро.
Рим в последние месяцы оккупации. Умирающая немецкая армия отчаянно хранит последние свои оплоты и жестоко расправляется с мятежниками. Близок конец войны...

В 1945 году на Маньяни неожиданно обрушилась всемирная слава. В эпохальном фильме Роберто Росселлини «Рим, открытый город» она сыграла беременную вдову, трагически заканчивающую свою жизнь в занятом фашистами Риме.

Фильм Росселлини "Рим – открытый город" стал для Маньяни звездным. Позже эту картину назвали "знаменем неореализма".

Сцена смерти её героини остаётся одним из величайших достижений в истории кинематографа. Зарубежных критиков в Маньяни особенно поразило отсутствие гламурности при вулканическом актёрском темпераменте.

Её стали наперебой приглашать в неореалистические кинопроекты, и вскоре она стала лицом итальянского кинематографа. Много споров вызвала её роль в «Любви» Росселлини (1948), где она сыграла простодушную крестьянку, ставшую жертвой насилия со стороны проходимца, принятого ею за святого (его сыграл сам Феллини).

В фильмах конца 1940-х и начала 1950-х годов Анне Маньяни удалось воплотить широчайший спектр человеческих эмоций — от душевной муки и глубочайшего горя до бесшабашной комедии.

С 1940 года по 1944 год выступает в театрах-кабаре вместе со знаменитым итальянским комиком Тото, и это, по утверждению историков театра, были важнейшие страницы итальянской театральной эстрады.

Она добилась международной известности благодаря классическому неореалистскому фильму Роберто Росселлини «Рома читта аперта» или «Рим открытый город»(1945).

Грандиозным успехом Маньяни обязана Роберто Росселини, у которого сыграла главную роль в фильме "Рим — открытый город" (1945). Появление этого фильма ознаменовало рождение неореализма в послевоенном итальянском кино, а Маньяни оказалась актрисой, способной наиболее полно выразить идейные и эстетические принципы неореализма.

Лучшие работы Маньяни — трагикомические роли, её глубоко реалистическое творчество отличали патетика и ирония, накал чувств. Итальянский неореализм невозможно представить без Анны Маньяни.

"Самая красивая" или "Bellissima" (1951)
Рейтинг фильма киноПоиска 7.928, рейтинг фильма IMDb: 7.80.
В главных ролях: Анна Маньяни - роль Maddalena Cecconi, Вальтер Кьяри, Тина Апичелла.
Маддалена Чеккони узнав, что на киностудии объявлен конкурс среди девочек 6-8 лет на главную роль, приводит туда свою обожаемую дочь Марию и всеми правдами и неправдами добивается кинопробы...

"Мама Рома" или "Mamma Roma" (1962)
Рейтинг фильма киноПоиска 7.980, рейтинг фильма IMDb: 7.80.
В главных ролях: Анна Маньяни - роль Mamma Roma, Этторе Гарофоло, Франко Читти. Режиссёр Паоло Пазолини.
Среди поздних работ Анны Маньяни особняком стоит остросоциальная роль в «Маме Роме» режиссера Пазолини, которая прославила её в СССР. Крупнейшая работа актрисы в 1960-е годы — роль римской проститутки в фильме "Мама Рома".
Анна Маньяни пыталась ради любви к сыну стать на честный путь. И это была не просто ещё одна главная роль Анны Маньяни — это вершина творчества актрисы, её последняя работа.
Это история матери, «руками которой общество убивает её собственного сына». Фильм основан на личных драматических переживаниях кинорежиссёра, прибывшего в Рим. В вечном городе его поразила жестокие нравы обитателей окраин, в которых и развивается действие фильма. Главной героиней стала проститутка по прозвищу «мама Рома».

Лучшие фильмы: Мама Рома, Самая красивая, Рим, открытый город, Из породы беглецов, Рим.

Она появилась в первом же фильме этой волны - "Рим, открытый город" (1946) Роберто Росселини. Лента, получившая  Гран-при в Канне, повествует о последних месяцах фашисткой оккупации Рима.

На экране появилась не только новая реальность без прикрас, но и новая героиня - символ народа. Роль Пины, невесты рабочего Франческо, сделала Маньяни мировой знаменитостью, а сцена расстрела стала классикой кинематографа.

Росселини вспоминал, что перед тем, как снимать сцену смерти Пины, Анна боялась ушибиться. Но когда начали снимать, забыла все свои страхи - бросилась на землю и сильно поранилась, ободрала колени.

Зачастую этот переход совершается в рамках одного фильма, как, например, в «Депутатке Анджелине» Луиджи Дзампы (1947). За главную роль в этой ленте она была удостоена первой премии Венецианского фестиваля.

После разрыва отношений с Росселлини (который увлёкся Ингрид Бергман) актриса с успехом снималась у Висконти («Самая красивая», 1951) и Жана Ренуара («Золотая карета», 1953), причём последний провозгласил её величайшей актрисой, с которой ему довелось работать.

В середине 1950-х драматург Теннесси Уильямс написал для неё пьесу «Татуированная роза». Она согласилась сыграть в киноверсии пьесы, и эта работа принесла ей «Оскар» за лучшую женскую роль. Она не смогла приехать и получить приз. Итальянские поклонники решили не оставлять любимую актрису без праздника и изготовили в Риме увеличенную копию награды.

В 1957 году Маньяни приняла предложение Джорджа Кьюкора и вернулась в Голливуд для съёмок в кинодраме «Дикий ветер», за которую вновь была номинирована на «Оскар».

Крупнейшая работа актрисы в 1960-е годы — роль римской проститутки в фильме "Мама Рома" (1962, режиссёр Паоло Пазолини), пытающейся ради любви к сыну стать на честный путь. И это была не просто ещё одна главная роль Анны Маньяни — это вершина творчества актрисы, её последняя работа.

Среди поздних работ Анны Маньяни особняком стоит остросоциальная роль в «Маме Роме» (1962) Пазолини, которая прославила её в СССР. В нашей стране она гастролировала в 1965 году, а четыре года спустя снялась у Дзефирелли в «Волчице».

С начала семидесятых годов актриса снималась в основном на телевидении; бесспорной удачей явилась великолепно сыгранная главная роль в драме «Певичка» Альфредо Джанетти (1971). Её последним фильмом стал «Рим» Феллини (1972).

В первой новелле фильма Р. Росселлини "Любовь" зритель следит за разговором по телефону стареющей женщины с любовником, решившим покинуть ее. Актриса столкнулась с труднейшей задачей - сорок минут экранного времени держать зрителя в неослабном напряжении, не дать ему заскучать, не утомить однообразием.

Этот монолог - удивительный пример актерской техники, богатейшая вариация на тему "покинутой женщины", и последний крик героини "Я люблю тебя!", исторгнутый из неведомых глубин отчаявшейся души, - потрясает.

Маньяни кончает сцену на самой высокой ноте безмерного и саморазрушительного отчаяния. У нее было такое выразительное лицо, что костюм не имел значения. Она брала своей эмоциональной динамикой, увлекала…

Этот монолог я смотрел на итальянском не все фразы понял, но чувства брошенной женщины просто захватывают и держат в напряжении. Хочется плакать и как-то проявить сочувствие. Я был так потрясен, что помню эту новеллу вот уже 35 лет. Итальянцы называют ее Нанареллой. Итальянцы так ее любили!

Лучшие фильмы: Мама Рома (1962), Самая красивая (1955), Рим, открытый город (1945), Из породы беглецов (1960), Рим (1972).

Фильм «Мама Рома». Режиссер - Пьер Паоло Пазолини, сценарий - Пьер Паоло Пазолини.

Фильм «Самая красивая». Режиссер - Лукино Висконти, сценарий - Сузо Чекки Д’Амико, Франческо Рози, Лукино Висконти.

Фильм «Рим, открытый город». Режиссер - Роберто Росселлини, сценарий: Серджо Амидеи, Федерико Феллини, Роберто Росселлини.

В эпоху героинь - миниатюрных блондинок со вздернутыми носиками взрослая коренастая женщина с взлохмаченной головой, с резким голосом и горящими глазами - такой появилась Анна Маньяни на мировом экране и стала для миллионов зрителей символом настоящей женщины и квинтэссенцией страстного итальянского характера.

Включена в десятку самых выдающихся актрис XX века британской энциклопедии «Who is Who». Еще в 1950 году журнал «Life» уже писал, что Маньяни была «одной из самых впечатляющих актрис со времен Гарбо».

Анна Маньяни скончалась 26 сентября 1973 году на 66 году жизни. Её похороны прошли при огромном стечении народа и стали событием национальной жизни. Есть хроника похорон. Гигантское море голов. Все лавки закрыты. Ее вышел хоронить буквально весь город - небывалое дело.

Обычно веселые циничные римляне идут по проезжей части опустив головы. Весь Рим вышел на траурную процессию. В день похорон Маньяни все государственные учреждения и общественные заведения Рима были закрыты, почти никто не работал.
 
«Ее похороны были невероятными. На улицах, возле церкви, собрались толпы людей – и все они плакали. Эта толпа не смогла вместиться в церковь. А когда гроб вынесли, они разразились аплодисментами. Мне это кажется очень трогательным» из мемуаров Ингрид Бергман.

Похоронена она была в семейной княжеской усыпальнице Росселлини, с которым примирилась за несколько лет до смерти. С 1935 по 1950 год Маньяни была замужем за кинорежиссёром Гоффредо Алессандрини.

Оливия Маньяни (1975) Всего фильмов: 11 (1997 — 2017). Внучка Анны Маньяни и Массимо Серато.

Рост 160 см.