Три тополя

Виктор Гранин
     Эта история как колобок: с какого боку ни укуси - всё тот же вкус тебе будет.Однако же начинать всё-таки с чего-то надо. Так вот вам и начало.
     Одна бабуся, ветеран отечественной войны, умудрилась дожить до наших дней. А уж какие они, эти дни, сами знаете - не мне их вам расписывать. Однако, место проживания боевой той ветеранши, видимо, действительно было настолько благодатное, что вот вам и  результат: долгожительство отдельно взятого персонажа нашей истории.  Место это - городок-спутник не бедного областного центра. Всё как у людей. Дома-новостройки, обустройство территории; одним словом -успехи в выполнении программы "Комфортная среда". Правда, надо признать, что с комфортом у бабуси не то что бы уж очень... В стареньком домишке проживает ветеранша, надо полагать без удобств; зато собственный дворик имеет. Как говориться по другому поводу - маленький, да свой. Такой, что на нём свободно доживают свой век раскидистые три тополя, изрядной вышины. И время их жизни подошло к такому рубежу, при котором  и малого  воздействия со стороны неосторожных сил может оказаться достаточно для того чтобы  тополя эти принуждены будут валиться кто куда. А валиться-то и некуда: вездесущие провода воздушных линий электропередач развесились здесь в изобилии; со свободной от проводов стороны устремился по своим делам - воздушный же - трубопровод бытового газа, немало веселящего жителей наших просторов своими взрывными чудесами; там, где не было газопровода там и притулился домишко с нашей бабулькой внутри. Так что в какую сторону ни падай дереву, всё веселуха будет одна другой чудесней.

    Да, живём-то мы в такое время, что человек способен на такие чудеса, что не в сказке сказать, ни пером описать. Это ли проблема - помочь состарившимся деревьям достойно освободить место для нового слоя жизни? Оказывается да! В нормальный процесс самообрушения, вмешалась зловредная сила в лице некоего Гражданина.
    Видимо из глубоко законспирированных корыстных побуждений, он демонстрирует нам активную жизненную позицию. И всех уж буквально этим достал. Ну ладно там - простых жильцов городка (они-то прикидывают для себя: а в друг да и им от этой активности будет польза). Но вот уж точно кому будет не польза, а даже вред в виде возбуждаемого Гражданином беспокойства. А ведь  ему же ясно показали те,  кто надо и где надо, что, дескать, не надо. Не надо людей будировать, а то знаешь ведь как бывает, чай, не маленький. И всё равно ему неймётся: все будирует, будирует. Да не выбудирует никак. Потому что те, кто надо - это чиновники. А уж они-то крепкие орешки. Их на понт не возьмёшь, а вот неприятностей себе добавишь.
     Короче, не нормально всё получается,с этаким Гражданином, не лепо.
     А ведь будь всё без этих вот гражданских заморочек, глядишь, и убрали бы эти деревья по-тихому. Ну, не по-тихому, так и это не в диковинку. Пусть бы этот газ рванул так, что видеокартинка разлетелась бы по интернету на весь мир. Вот и узнал бы мир, что и здесь, в провинции люди живут такие, что умело действуют в чрезвычайных обстоятельствах.
     А бабулька? Ну так что - в девку-то развесёлую ей уж никак не обернуться.
     Всё одно - конец один.
     Нас ли этим удивить!
     Так нет же, этот, с позволения сказать , Гражданин, он что учудил. Он отыскал специалистов по валке деревьев в стеснённых условиях и  ввёл их в курс обстановки.

-Что за дела? Уберём запросто! Только вот, понимаешь, мы же бригада, предприятие по нынешнему, малого бизнеса. А за нами надзор со всех сторон: налоговая, технадзор, МЧС - да всех не сосчитать. Так что сначала надо оформить договор - ну и оплата, как полагается, по-белому, чтоб налоги и отчисления разошлись по всему региональному и федеральному уровню, наполняя бюджеты и украшая отчизну ростом валового продукта.
- Ну так и ладно, правда сумма великовата, да только и тут проблема - источник средств ведь должен быть легитимен.

    И что, вы думаете, такого учудил неуёмный Гражданин?
    А он ранним утром выставил собой несанкционированный одиночный пикет по сбору добровольных пожертвований для оплаты спецработ в усадьбе бабульки. И вот спешат себе ранёшенько труженики городской администрации на рабочие места и видят на ступенях, как на паперти - побирушку. Срамота! И куда гвардия смотрит?
    Пришёл черёд и ответственного работника взойти в свой кабинет, и  уж ему-то никак не обойти проходимца. Тогда он что делает? Он приглашает того возмутителя спокойствия в свой кабинет и внимательно выслушивает существо проблемы.
Задумывается. Да изрекает делово: - К концу дня вопрос будет решён!

     А Гражданину ничего другого не остаётся, как вернуться на паперть к плакату и коробке для пожертвований.  И что же он видит? А видит он несколько человек, озабоченных проблемой - куда же вложить скромные свои суммы на доброе дело.
-Не надо никаких денег! Обещали что вопрос администрация решит.

    Но не решила.
    А, наоборот, активизировала свои действия по пресечению всяких попыток сорганизовать общественность на самовольное доброе дело. И находки управленцев на этой стезе поражают изобретательностью. Так замаячили активисту перспективы разработки проекта и плана производства работ, технологической карты, плана ликвидации возможных аварий, согласования работ с лесниками, энергетиками, газовиками; и наконец, сметы и её экспертизы. Нормального человека всё это обилие условий однозначно поставит в тупик.

- Всё равно я добьюсь! - однако делится со мной своими планами Гражданин.

     Драматизм этой ситуации можно развеять разве что шуткой.
      И в свойственной мне манере, ёрнически, я , типа , шутю ему одну шутку:

-Смотри, когда вы уберёте, всё-таки,  эти  злосчастные тополя - готовьтесь держать ответ за самовольную рубку зелёных насаждений. Известно ведь что они - лёгкие города.

      И тут мой товарищ Гражданин воодушевился и молвил слово,о том, что, дескать было, было уже с ним такое. Да, штраф был наложен – даже квитанция об оплате где-то в бумагах хранится вот уже лет тридцать.

       И, уловив моё удивление, товарищ начал мне свой обстоятельный рассказ, уж который я адаптирую для своего читателя.

***

     Наша с упомянутым Гражданином молодость бурлила примерно в 210 километрах юго-западней Анадыря, в отрогах Тамватнейских гор Корякского нагорья, в долине ручья Ягодный  откуда расстояние до ближайшего населённого пункта с. Хатырка составляет 165 км.
     Там в 1967 году геологоразведочной партией под руководством Силкина было обнаружено одно из крупнейших в России ртутно-вольфрамовое месторождение. Вскоре после этого был построен сопутствующий посёлок геологов Тамватней.
     Жилой фонд посёлка состоял из двух благоустроенных двухэтажных капитальных домов и нескольких индивидуальных каркасных домиков (балко;в) без удобств. Имелись детский сад, мед. пункт, столовая, баня, клуб. Действовали котельная, гараж, мастерские, дробильный цех и многое другое,хоть и мелкое по масштабам, но жизненно необходимое для работы в автономных условиях.
Потому что транспортная связь с посёлком осуществлялась автотранспортом по сезонному зимнику и воздушным путём с помощью вертолётов.
      В связи с нерентабельностью дальнейшей разработки месторождения Тамватней был покинут и законсервирован в 1984 году. А до начала 1990-х гг. в посёлке проживал сторож.
      Так вот , говорил не раз и не один только наш Гражданин, более удивительной атмосферы в коллективе, в сочетании со своеобразным миром природы, не встречалось во многочисленных скитаниях по иным диким - и не очень - уголкам страны.

      И вот – консервация. Все разъехались кто куда, а Гражданин нашёл себе временное пристанище в нефтеразведке здешних мест. Однажды так достала его ностальгия по Тамватнею, что он решился совершить поход в благословенные эти места.  Для этого нужно было преодолеть по реке полторы сотни километров диких мест, население которых представлено едва ли  полусотней человек на территории, сопоставимой с площадью неслабых европейских стран. Тут могли ещё встретиться люди с метеостанции Фактория (это со времён американского здесь предпринимательского присутствия) были на карте ещё обозначены такие пункты как Землянка Соболькова, Землянка Бисекера  – в общем, экзотика.

Цитата 1

"Великая или Большая, вторая по протяженности река Чукотки. Берет свое начало в Корякском нагорье и несет свои воды на расстояние в 540 км. в Анадырский лиман, а если точнее в залив Онемен. На Великой нет населенных пунктов. В начале 20 века, примерно в 100 км. от устья американский коммерсант Свенсон основал факторию, которая действовала до 30-х годов 20 века. В советское время, на Великой, активно проводились геолого-разведочные работы, которые сохранили для потомков буровые вышки, перевал базу (поселок нефтяников), метеостанцию и заброшенный поселок Тамватней, в одноименном притоке Великой. Но, несмотря на отсутствие населенных пунктов, Великая – живая река."
https://basov-chukotka.livejournal.com/4135.html   

Цитата 2
"Фарватер  затруднителен для плавания.
Он проходит среди отмелей, зачастую в непосредственной близости от их бровок. Местами отмели, пересекая фарватер, образуют гребни перекатов.  Кое-где  в
непосредственной  близости  от  оси  фарватера  лежат  подводные  и  осыхающие  осередки.  На некоторых из них разбросаны карчи.
Ширина  фарватера  уменьшается  от  устья  к  истоку  реки  Великая. 
Глубины на фарватере распределяются неравномерно, хотя в общем
они уменьшаются от устья к истоку реки. Грунт на фарватере ил, илистый песок и песок, местами глина, вязкий ил, галька и валуны, а у возвышенных берегов встречается камень."
Лоция....     Главное управление навигации и океанографии МО СССР. 1987

       Гражданин к поездке подготовился с присущей ему креативностью и достаточно основательно.
       И тронулся. На моторной лодке  в верх течению  меандрирующей реке Великой.
Лето в тот год было необычайно сухим и жарким и Великая эта река обратилась в  непрерывную цепь обсыхающих перекатов, новых отмелей и едва уловимого фарватера, труднопроходимого даже для невеликой его лодки. Так что приходилось всё время стоять, высматривая себе курс, да то и дело менять его поворотом румпеля – в данном случае рукоятки подвесного мотора.
      Ну и доуправлял. Ручка эта возьми да обломись. Приехали!
Остановившись на косе наш шкипер стал размышлять над тем, как же на коленке осуществить ремонт узла управления.
      Надо сказать, что жаркое это лето благоприятствовало размножению комарья. Тучами они набросились на теплокровную свою добычу, спеша испить этой его кровушки, может быть в последний раз в  их разнесчастной жизни.
     Но человек не собирался жертвовать собой, а, напротив предпринял ряд мер превентивного характера. Во-первых он разжёг на косе жаркий костёр. Во-вторых наломал из прирусловых кустарников большую кучу сырых, обильно олиственных веток. В-третьих развёл из них обильный дымокур. И, в-четвёртых, принялся в клубах дыма творить осмысленную металлообработку.

     Вдруг с небес на землю подле нашего мастера спикировала большая стальная винтокрылая птица. Из неё на белый свет явилась не малочисленная группа добрых молодцев и прямиком направилась к удивлённому шкиперу-металлисту.

- Что, браконьерим? – в манере, выдающей в пришельцах представителей того, что мы называем словом Органы, вопрошали добрые молодцы, ожидающие для себя разминку от утомительного перелёта к месту обнаружения, ясен пень, правонарушения.
- Нет! – простодушно ответствовал задержаный.
- Давай, давай показывай орудия лова!
- Да нет же – вон хоть лодку обыщите.
        Действительно, вырисовывался облом. Ну, так не пройдёт. Думай сотрудник, думай!
- А это что? – радостно вопрошает товарищ, указывая на охотничье ружъё.
-Ружьё – отвечает недотёпа.
- Вижу, что не кочерга, а по какому праву?
- А вот охотничий билет; и ружьё там вписано.
- А вот и, гражданин, ваше нарушеньице, сезон-то охотничий ещё не открыт.
- Да вы посмотрите места-то дикие, нельзя одному без оружия.
   Хоть и не убедительно, но всё-же логично!
- А документики-то покажите.
- Да вот. Паспорт с анадырской пропиской и штамп погранзоны имеется. А вот документ на лодку от Регистра. А это маршрутный лист.
       Это что же получается – зря, значит, совершали посадку  - читает хитрожопый шкипер некоторое замешательство в лицах добрых молодцев. А дело, напомню, было в годы когда вся страна сходила с ума  от постоянных реформ, среди которых возникали всплески борьбы со злоупотреблениями не столько служебным положением ( до этого ещё было далековато) сколько  с чем-то таким, что и самим не понять, но бороться надо.
        Короче. Надо было найти зацепку, чтобы этого хитреца насадить на кукан.
И тут один молодец радостно указал на кучу не сгоревших ещё веток.

- Самовольная заготовка древесины! Безусловное правонарушение. Так и быть, обойдёмся на первый случай административным штрафом. И выписывает протокол о нарушении  на сумму двадцать пять рублей.

         За сим молодцы откланялись и, поднявшись на борт, отдали свои довольные тела на волю птицевертолёта. А уж она легко оторвалась от земли, испытавшей на себе всю силу закона об охране природных ресурсов,  оторвалась и, с набором высоты, довольно звеня лопастями винтов, направилась к месту, где браконьеры бродят косяками.
         А есть ли такие места в нашей сторонушке?
         На этот вопрос автор не может дать достоверный ответ, ибо его знание конкретики настолько фрагментарно, что больше походит на вымысел. Такой опубликован им по адресу
http://www.proza.ru/2015/11/16/280  в следующей редакции отрывка.

          «Реальность же была представлена  согбенной фигуркой, скрытой звериными шкурами в отделке традиционного орнамента.
          Скорее всего – это была старуха. С трубкой,  дымящейся в темных зубах, словно высеченных из тех же скал, разбросанных неподалеку.
          Лицо старухи - темная древняя медь, испещренная глубокими морщинами - оживлялось  взглядом, сохранившим природную остроту.  Неподвижный взор   был направлен в сторону моря. И, кто знает?  что отражалось в этот час в ее  душе: ломаная ли линия дальних хребтов, всплывающих за горизонтом из размытой дымкой расстояния зыбкой границы пучины вод с безбрежностью небес; или распростертая в их обрамлении сама ли водная гладь, нежащаяся  под щедрым теплом развернувшегося, наконец, лета.
          Старуха нашла себе опору в виде источенного волнами и камнем обломка бревна, занесенного невесть откуда, возможно и из темных лесов Прикамья, где вечнозеленые ели возносятся своими вершинами в поднебесье, скрывая в своих чащах многое из того, от чего Отечество стесняется не только пред всем миром, но и даже своими чадами. Старуха же прожила свой век не отягощенная знаниями об этих укровах. Единственное, что ей нужно теперь - это пища. Не та, которая добывается очередями в  поселковом магазине, а всего лишь еда предков, приходящая из тундры и моря извечно, без участия какого-либо начальства.
           Покуривая, она бесстрастно смотрит да смотрит на игру волн, чаек и белеющих на воде поплавков.
           Между тем в пространстве моря возникает нарастающий механических гул, и вскоре над старухой проносится вертолет рыбоохраны, растворяясь в направлении береговой линии там, где в горле большой реки встречаются хищные интересы человека, дикой природы и государства.
           Пролет железной птицы производит на старуху магическое действие - словно воспрянув от вековечной спячки, она в несколько стремительных шагов  оказывается у воды и ловкими движениям вытягивает на хрусткие окатыши камней  сеть, всю в серебристой пляске крупных рыбин. Улов извлекается  и прячется под куском рубероида,  якобы случайно оказавшегося среди прибрежного мусора.
          Урон рыбным запасам великой державы растет.
          А тем временем вертолет возвращается и, пролетев над дремлющей старухой, уходит виражом налево,  на крохотный островок  и далее - к длинной песчаной косе противоположного берега, чтобы по-самолетному, экономя в глазах командования остатки горючего, приземлиться с краю широкой и протяженной полосы стратегического аэродрома  - для дозаправки и подготовки к следующему вылету.
           Весь этот спектакль длиться долго -во всё время путины, радуя участников постановочных сцен благополучными исходом: старуха остается с добычей; вертолетчики  обеспечены часами наработки по планам использования авиации в интересах народного хозяйства - а это, прежде всего, существенный заработок;  рыбоохрана  же имеет сверхплановое снижение показателей браконьерства по сравнению с отчетным периодом прошлого года.
         Как говорится – все довольны и все смеются.

       И сказал мне Гражданин, завершая наш разговор:

- Штраф этот я демонстративно тогда оплатил копейка в копейку, а квитанцию храню вот уже три десятка лет. Так что и нынешним штрафом нас не запугать.

        Не волнуйся и ты незнакомая мне ветеран войны, проживающая в своём доме под тремя тополями.  Пусть чиновники изведутся в своих изощрённых игрищах, мы не дадим тебе нелепо погибнуть в наши дни от падения старого дерева,
      Живи ещё долго-долго, пока не надоест.

28.05.2018  23:37