Городище Бланты. Поиски городища Гривы р. Званка

Алла Алексеева
Древнее городище Бланты.
13.05.2018г.  Мы поехали от города Остров в сторону озера Гороховое. Когда проезжали мимо озера, планировали искупаться на обратном пути. Майский день был жарким, как и весь май 2018 года.  Сергей нашёл информацию о двух древних городищах, которые мы планировали найти в этот день. Ещё узнали, что в дер. Боросково раньше стоял каменный крест XIV - XVI вв., крест украли.
   Проехали дер. Боровские и свернули направо к дер. Бланты, Синерецкой волости. Деревня Бланты находится в 14 км к югу от города Остров. На карте трёхверстовке Шуберта такой деревни не нашла. Есть там сельцо Лисинское и дер. Погорелка, озеро Вязовня.
    Местные жители - молодые парни, рассказали, что городище находится около дороги с левой стороны, не доезжая немного до дер. Бланты. Называется место - Крутая гора.  Сказали, что приезжали туда археологи с разведкой.
     Вскоре мы нашли городище. Доехали до деревни, убедились, что высоких холмов больше нет, и вернулись  к холму,  склоны которого  были крутыми.  Информация о городище небольшая - существовало оно  в I тыс. н. э., расположено в 0,5км от деревни.  Недалеко от городища протекает приток реки Утроя, которая впадает в реку Великая. Ещё местные жители показали дорогу к  лесному озеру, на которое ходят купаться.
  Мы поднялись по крутому склону на площадку городища.  Площадка имела округлую форму.  Хорошо были видны остатки валов, на которых раньше стояли оборонительные укрепления. Ещё была заметна дорога на гору, которая огибала её. Сейчас дорога заросла деревьями, кустами и сорной травой, была перегорожена поваленными деревьями и большими сучьями.
  Подъём был не лёгким. Было очень жарко для середины мая. На наше счастье ещё не было комаров, слепней, мух. Никто не гонялся за нами, весёлыми стаями и не кусался. Лес был наполнен птичьим пением и запахом цветущей черёмухи. Это был первый год на моей памяти, когда цвела черёмуха и было жарко.
   Этой весной почти не было дождей. Всё было очень сухим. Трещали под ногами ветки и пересохшая прошлогодняя листва.
   Сергей показал место, где был подземный ход к воде.  Сейчас на месте хода осталась небольшая впадина.
   Это покорение было самым простым. Городище находится рядом с дорогой и поиск его оказался лёгким. Мы немного перекусили и отправились на поиски второго городища.
   Увы, я не читала Фридриха Ницше.  Но здесь, на городище Бланты, я очень сильно осознавала природу человека. Если что-то, пусть самое желанное и дорогое, даётся нам легко, оно не приносит счастливых минут и собственно, состояния счастья. Счастливым человек бывает только тогда, когда у него есть цель и он к цели стремится. Именно работа для достижения цели и путь, который человек проходит, двигаясь к цели, приносит нам счастье.
     Городище, которое нашли и покорили легко, почти не запечатлелось в памяти. Самое интересное - это поиск, а когда поиск труден, он   представляется уму  как  захватывающее необыкновенное  приключение.
   Хотели искупаться в озере около дер. Бланты. Но заехали не в тот поворот. Озеро мы увидели сквозь стволы сосен. Подхода к берегу в этом месте не было. Несколько метров тянулось до озера подтопленное место, заваленное упавшими деревьями. От жары я быстро устала. Хотя сильно хотелось искупаться, искать хороший берег не стали. Как всегда "поджимало" время. 
   
   Деревни Заборовье и Гривы. Церковь Преображения Господня.
   Мы заехали в дер. Заборовье, искали часовню Ильинскую. Сергей расспрашивал местных жителей. О часовне никто ничего не знал. Сказали нам, что есть в деревне графские могилы, что находятся они за водонапорной башней. Мы походили там, но могил не нашли.  Так доехали до конца деревни. Оказалось, что стоит деревня на большом холме, откуда открывается вид на окрестности.
   Через деревни Демешкино, Лебедево, Изъядиново, мы ехали в дер. Гривы.   Насчитала в этом месте на старой карте 20 деревень (сейчас деревень осталось мало и жителей почти нет). В деревне Гривы зашли на погост. Кладбище было новым. Издалека увидели церковь Преображения Господня. Храм был построен в XVII веке, был деревянным, в годы ВО войны был разрушен. В августе 2002 года храм был восстановлен. Восстановлением храма занимался местный предприниматель Алексей Котельников.
   Церковь стоит на холме, раньше стояла между двух озёр. Сейчас одно озеро заросло, постепенно превращается в заросшее тростником болотце.  В небольших окошках  воды плавали лебеди. Они, вероятно, находились около своего гнезда. По полю важно ходили аисты.  Лягушки пели брачные песни.
    Церковь Преображения Господня – одноглавая, с луковичной главой, глухим барабаном, с четырёхскатной крышей, прямоугольная в плане, с звонницей на которой  небольшая луковичная главка и выступающей алтарной частью (одноапсидная), оштукатуренная, белого цвета.    По виду очень простая, похожа на Псковские церкви.
    Около церкви нашли два захоронения.  На памятнике была надпись: "Здесь покоится священник Василий Прокопиевич  Успенский и супруга его Александра Петровна, дочь Наталья".
   
    Поиск древнего городища у дер. Гривы около реки Званка.
    Сергей нашёл информацию, что городище находилось в трёх км от дер. Гривы, около реки Званка. Он решил начать поиски от деревни Званка. Река Званка приток реки Лжа, которая впадает в реку Утроя.
   До  деревни Званка была на удивление хорошая дорога. Самой деревни уже не было. Стояли развалившиеся дома, столбы со снятыми проводами. Цвели яблоневые сады.  Раньше в том месте, где закончилась дорога, был мостик через реку. Мы оставили машину в тени берёз и смело пошли на поиски.
  В месте, где была переправа через реку, лежала большая труба.  Мы залезли искупаться около этой трубы. Заходили в реку по острым сучкам. Было ощущение, что кто-то скосил прибрежные  кусты.  Купание принесло облегчение. Жара была сильной.
   Решили идти вдоль реки.
 Река Званка была узкой и извилистой. Было удивительно видеть, что река не пересохла, а была достаточно полноводной для такого небольшого рукава.  В реке была рыба. Стоило нам появиться и на воде стали расходиться круги.
  Итак, мы шагали вдоль реки, наблюдая, как "ходит" рыба  и взлетают утки. Сергей захватил с собой топор и отвёртку. Сказал, что отвёртка - хорошее оружие, если нападёт кабан.
  На невысоких холмах взошла сорная трава. Скоро она пойдёт в рост и будет к лету выше роста человека.
Место было открытым. Нигде не было видно холма, формой похожего на городище. Место мне нравилось – был в нём простор, ширина, было, где разгуляться глазу. Я думала о том, что мы вернёмся сюда когда-нибудь  и половим рыбу.
   Вскоре начался лиственный лес, в реке стали появляться заводи. Около воды мы увидели обточенные как карандаши пеньки деревьев. И тут увидели бобровые хатки. Это было поселение бобров - город бобров.  Местами река была перегорожена плотинами. Так вот, кто поддерживает уровень воды в реке! Вот кто "скосил" кусты, оставив острые пеньки.
    Было видно, что около реки раньше жили люди. Мы нашли фундамент дома и цветущие яблони.
  На пути нам встретился ручей. Перешли через него, просто переступив. Воды в ручье почти не было. Потом, дома, нашли этот ручей на карте. Около реки были следы кабанов и лосей. Но диких животных мы не увидели. Наверное, они боялись отвёртки, которую нёс Сергей.
     Чуть дальше бобровые хатки стали попадаться чаще. Я слышала, как охотники советовали не наступать на хатки, потому, что можно провалиться вниз на три метра и никто тебя уже оттуда не достанет. Это были места, где бобры обустроились с большим комфортом.  Место, где не было людей. Место, где бобры живут своей счастливой жизнью.
 Так мы шагали вперёд, а городище всё не появлялось. С надеждой мы осматривали далёкие деревья, хотели увидеть знакомые приметы древнего города. Солнце пекло нещадно.  Деревья давали незначительную тень. Лимонад, который взяли с собой в качестве питья, казался приторно сладким. Вскоре наш путь стали пересекать ручьи. Местность была сравнительно равнинной.
  Мы ушли от машины далеко, прошли километра три, четыре.  Вскоре наши шаги замедлились. Стала видна тщетность наших усилий. Нигде не было видно холмов.
Сергей решил возвращаться.   Если бы не поджимало время, мы бы ушли намного дальше. Не хотелось возвращаться ни с чем.
 Вдруг увидели несколько деревьев, возвышающихся над общей лесной массой и повернули назад, прошли, убедились, что это не городище и опять стали возвращаться к машине.
   Теперь, зная как идёт русло реки, мы срезали расстояние между петлями, которые делала река и путь назад был несколько короче.
  На ручье увидели большую плотину, которую соорудили бобры.  Эта плотина сдерживала воду и образовывала заводь.
   Нам осталось преодолеть  невысокий  холм. Сергей шёл далеко впереди. Я отдыхала через несколько шагов. Очень тяжёлым был этот последний подъём. Пока я шла, Сергей ещё раз искупался в реке Званке.
   Дома, когда Сергей рассматривал карту, он решил, что мы были ещё далеко от городища.  Он сказал, что нужно было идти в сторону урочища Гривы. Если бы мы продолжали движение по своему маршруту, то нам бы пришлось пересекать множество ручьёв. 
   Итак, это место не отдало своей тайны, оттого, наверное, оно приобрело в моём воображении притягательную силу. Вот это путешествие и приключение! Египет и Турция, да и все остальные страны отдыхают и молча курят в сторонке.
    Интересно то, что от урочища Гривы раньше была дорога  в деревню Боросково (откуда украли каменный крест) и деревню  Хворостово, а оттуда в деревню Пустое Воскресение, где стоит легендарная церковь Воскресения Христова 1496 года постройки. Возможно, что раньше на этом месте был монастырь.  Про эту церковь известно, что нашёл её пастух, когда пас коней. Произошло это в середине XVIII века.   
     Место было пустым, безлюдным, стоял только в чаще леса одинокий храм, оттого и назвали потом деревню - Пустое Воскресение.  От урочища Гривы до деревни Пустое Воскресение можно дойти пешком. Вероятно, что эти места были выжжены и опустошены после Ливонской войны (нападения польского войска Стефана Батория). Сейчас в тех местах такое же запустение. Скоро церковь, не имея прихожан, снова затеряется в лесах. Видимо, история повторяется...