Выдающийся сибирский художник – монументалист А.С.Чернобровцев всегда тяготел к масштабным проектам. Автор Монумента Славы, грандиозного мемориального ансамбля (более 2 гектаров!),самого известного памятника Новосибирска, воздвигнутого в честь героизма сибиряков- участников Великой отечественной войны; автор гигантского панно в Сквере Героев революции,- много лет был занят разработкой проекта для Михайловской набережной Новосибирска -"Крылья Сибири".
Тридцатиметровые "Крылья" должны были стать по его замыслу символом Новосибирска, быстроразвивающегося "крылатого" мегаполиса. Вокруг крыльев художник придумал сделать групповой памятник из семи фигур- первому рабочему, первому учёному,первому строителю, первому учителю и тд- основателям города.
Уже и проект был создан, на набережной поставили информационный щит, на котором изображены были крылья и великолепная семёрка...
Но увы, "что-то не заладилось", по словам Александра Сергеевича, и возведение памятника остановилось.
Опускать руки художник не привык. Искал спасения от уныния в работе.
Кстати пришлись новые планы. К нему обратились ветераны моряки-подводники. Они рассказали, что есть подводная лодка "Новосибирск", над которой много лет шефствовал наш город, и недавно-де её списали. Есть идея получить подлодку в распоряжение города для создания музея боевой славы.
Чернобровцева увлекла эта патриотическая идея. Он горячо взялся за проработку проекта. Огромная лодка (длиной почти 80 м, высотой в пять этажей) должна была быть помещена в стометровый док, чтобы оставаться в своей стихии,на просторной площади возле дока в центре- многометровая Роза ветров, по бокам колонна а-la Растрелли, барельеф Петра Великого, плиты с названиями флотов России.
Уверенности художнику придавало то, что подобный музей из подводной лодки недавно был создан в Москве.
«Новосибирский комсомолец» — советская дизель-электрическая подводная лодка Б-396 проекта 641Б «Сом», была установлена 26 июля 2006 года в музее ВМФ в парке «Северное Тушино» на берегу Химкинского водохранилища в Москве.
Тогда общественность упрекала новосибирские власти в бездействии, ветераны пеняли начальству, что "Новосибирский комсомолец" оказался в Москве.
На этот раз и мэр ездил на Северный флот, и замгубернатора проводил совещания по передислокации ПЛ "Новосибирск".Сам комплекс под названием "Флотская слава" был даже включён в Генплан перспективного развития Новосибирска.
Но всё упёрлось в финансовую сторону.
Возможности столицы Сибири много меньше финансовой мощи столицы России.
Бюджет Новосибирска в послекризисные годы не мог позволить такие траты ( 100 млн руб на реализацию проекта Чернобровцева, и 70 млн на доставку лодки на понтонах через три моря и великую Обь).
Не нашлось и внебюджетных источников...
Устав ждать новосибирских мечтателей,Минобороны РФ объявило о том, что подводная лодка «Новосибирск» будет утилизирована.
Министерство обороны выделило 67 миллионов на полное уничтожение дизель-электрического «Новосибирска» — его разберут на металлолом и взамен построят новый "Новосибирск" за 40 миллиардов. Атомоход последнего поколения.
Художник Чернобровцев стоически перенёс очередную неудачу.
Только иногда недобрым словом поминал пресловутые рыночные преобразования и проклятых реформаторов. Странно было слышать из уст обычно сдержанного Александра Сергеевича крепкие "нехудожественные" выражения.
Финансовая цензура оказалась куда как жёстче прежней, совкультовской.
( Монумент Славы был построен несмотря на отрицательные отзывы тогдашнего Министерства Культуры, вопреки приказам всемогущей Екатерины Фурцевой).
На фото: подлодка "Новосибирск" в Полярном, на базе Северного флота.