Старый рояль

Евгений Иванов 42
27 февраля 2018 г.
               
                Мне грустно ... Подожди ... Рояль,
               
                Как будто торопясь и споря
               
                Приоткрывает окна в даль
               
                Грозой волнуемого моря 

               
                (Андрей Белый)   

 

                СТАРЫЙ  РОЯЛЬ  и  СЕЛЬСКИЙ  АНТУРАЖ      


      Однажды судьба забросила меня в один, ничем  непримечательный, районного значения, посёлок «N...й», Смоленской области, в народе, в таких случаях, частенько используют выражение «Богом забытое место», как, впрочем, и многие другие российские деревни и посёлки. Поселения вырождаются, молодёжь бежит в большие города, кто-то учиться, кто-то ищет работу, кто-то женится или выходит за муж, а на местах остаются старики да старухи. А что вы хотите – во многих деревнях и посёлках газа нет и поныне, дороги такие, что и врагу не пожелаешь, видать, французы и немцы нахлебались с нашими дорогами во времена прежних походов. Если посёлки ещё как-то выживают, то с деревнями дело обстоит гораздо хуже. И, если вы ненароком обмолвитесь, что у местных жителей отсутствует креативное мышление, в глазах вы увидите удивлённое непонимание, в лучшем случае, но можно и схлопотать палкой по голове, поскольку это будет приравнено к оскорбительному городскому мату. Слова: интернет, инстаграм, вотсап (WhatsApp), вайбер (Viber) и тому подобное, производят ошеломительное впечатление, и они начинают быстро креститься, дабы не навлечь нечистую силу. В современной жизни, деревенские люди подобно младенцам и тревожить их всякими иностранными словами бесчеловечно. Всё-таки нужно быть снисходительными и гуманнее относиться к людям.  Вы хотите сказать потерянное общество, да нет, просто в суматохе индустриального развития страны про них, как-то, позабыли.
      Всё, зачем пришлось приехать, было решено в течении нескольких часов, а все остальные дни пребывания проходили, в основном, в прогулках по окрестностям, рыбалке и горькой пьянке. Почему горькой? Да, потому что, когда заканчивалась водка, приходилось переключаться на самогон местного производства, а ближайший магазин находился в тридцати километрах от посёлка. Если водка тревожит нервную систему, то деревенский самогон, местного производства, её уничтожает. Все выпивающие люди хорошо усвоили неписанное правило, после первых двухсот грамм крепкого напитка контрольные функции организма резко снижаются и становится совершенно безразлично, что тебе наливают в стакан и сколько. Пробуждение после серьёзной пьянки тошнотворно-болезненное, и это если ты конечно выжил. Гадкое дело «опохмелка», но с другой стороны – хочешь жить опохмелись. А теперь на секунду задумайтесь –  ведь в таком кошмаре пребывает наша деревня. Само по себе самогоноварение не представляет особой угрозы здоровью человека, но необузданная русская натура ни в какую не хочет признавать «меру весов и потребления». Русский мужик пьёт «до усрачки», если уж встал на эти рельсы с утра, то в этот момент отвлечь его чем-нибудь, например, воздушной романтической беседой о поэзии Мандельштама, впрочем, о чём я ... «не прокатит», пошлёт сразу далеко, вместе с этим евреем. Нельзя грубо расчёсывать в такие минуты трогательно -лирическое состояние человека.
      Городской житель весьма ранимый, стакан, другой самогонки, и ищите его за околицей блюющего или смертельно спящего. Нечто подобное произошло и со мной. Сначала «деревенская прелесть» бурным потоком, сравнимым с Ниагарским водопадом, выходила из меня. Организм настойчиво требовал скорую помощь (где её найдёшь в глухомани? Да впрочем и не успеет). Оставалось терпеть и надеяться на благоприятный исход. По мере того, как жизнь возвращалась в измождённое пьянкой тело, начинали просыпаться и другие пагубные позывы (впрочем, не пагубные, а природные), потянуло к бабам.
      Женский вопрос в посёлке не стоял, достаточно было пройтись по центральной улице и вы непременно наткнётесь на глаза, наполненные страстью и страстным желанием к общению. На первый взгляд, вроде бы ничего особенного, ну стоят или сидят бабы на лавочке, лузгают семечки и что из того? Ан нет, на вас глядят сверлящими глазами, наподобие рентгеновского луча, как бы проверяя вас в состоянии вы совершить мужской поступок без промедления или нет? Со своей стороны, они своим видом норовят показать лёгкую доступность, плюс гарантию успеха. В начале было не совсем ясно, а как же мужья смотрят на такую легкомысленность. Местные старцы, перед тем как начать объяснение горько сплёвывали, при этом бранясь и всячески обзывая местных баб за их ****овитость. На самом деле, многие мужики в летний период выезжали на заработки в город. Поздней осенью возвращались измождённые, уставшие им было не до жён, затем начинался безрадостный, затяжной зимний период, сопровождающийся бесконечным возлиянием самогонки. И получалось как-то так, что бабы вновь оставались без внимания. Поэтому женское население с нетерпением ждало летнего сезона и приезда студентов из города. Уж эти шустрые ребята обязательно каждую бабёнку «уважут». В своей основе замужние деревенские бабы нетребовательны, им не нужно преподносить цветов, конфет, подарков, нет особой нужды читать им стихи при Луне, вы им только дайте лёгкий намёк на сближение и уж они заработают всеми частями тела, любовное дело они знают превосходно, делают всё, что нужно и с таким остервенением того и гляди или сломают что-то, или оторвут. Тем, кому удалось вступить в плотоядное единоборство следите за их зубами, в порыве страсти могут натворить таких «чудес» или, иначе говоря, не возвратимых потерь. Себя тоже не щадят, свою конструкцию готовы в клочья разорвать, но, чтобы партнер был доволен. Принцип один –  война так война. Всё-таки с огоньком сельские бабёнки. Сказывали, одна местная, распущенная бабёнка засовывала себе «В НЕЁ» два пальца и свистела почище Соловья- Разбойника. Вот, её бы как-нибудь в книгу Гиннесса определить, может быть и этот показатель как-то добавил мировому рейтингу России.
      Время пребывания подходило к концу, и, что меня подвигло к тому, чтобы заглянуть в местный Дом Культуры, очаг просвещения, духовного обогащения, приобщения к мировой культуре, воспитания человека нового современного общества, я по сей день объяснить не могу. У А.С. Пушкина на этот счет существует одна реплика из поэмы «Царь Никита и сорок его дочерей», произведение конечно не для юных читателей, но тем не менее «...видно вёл его сам Бес ...». Беспробудная пьянка последних дней, по всей видимости, выхолостила во мне остатки городской культуры и, если бы судьба так сложилась, и пришлось на веки веков остаться жить в тех местах, то тогда пришлось бы смотреть на этот Дом Культуры, как на место «сходки» инопланетян. Умом не растяжимо, что же там могло происходить?  Допустим, партийное, профсоюзное и комсомольское собрание – это понятно, Сельский слёт ударников коммунистического труда – из того же раздела, обсуждение тезисов ЦК КПСС – это доведение линии Партии для народа, концерт районных и местных «Звёзд» потухшей эстрады – вход свободный для всех страждущих. В целом, Дом Культуры был выполнен в классических формах социалистического реализма, при входе обязательное присутствие нескольких ионических или дорических колон с капителями, портиком, издалека даже кажущимся Большим Театром. Советская власть строго следила за развитием культурных очагов. От партийных и хозяйственных органов требовали внедрение в массы «культурного воздуха» в виде прочтения лекций на коммунистические темы, местная самодеятельность пыталась изобразить Горьковскую пьесу «На дне», а что её изображать она и так рядышком, без прикрас. Но всё-таки следует сказать, как-то слабо прививалось это направление к гражданам страны Советов. Если только выделить Праздник 1-го мая – походить хороводом вокруг сельского клуба, на подобие Крестного хода с хоругвями, то есть со знамёнами, под звуки бравурных маршей и призывов КПСС, проорать слова «Слава Партии и Советскому Правительству» и многую другую «ню-ню», (если догадались, то молчите, а то цензоры зашевелятся). Другие мероприятия, например, выборы в Верховный Совет, тоже место подходящее у клуба, из репродукторов, висящих на столбах звучат музыка, марши, патриотические и комсомольские песни (под них не потанцуешь), зато водочку привозят из района регулярно с бутербродами (конечно, не бесплатно, за деньги). И что вы думаете? Явка на выборы, на удивление,
100% -я!
      Во всех странах мира существуют праздничные дни, в том числе, и в России. У нас в стране они, в основном, подразделяются на церковные и государственные, однако помимо указанных присутствуют и забавные праздники (правда, без выходных дней) «День стоматолога», «День студента», «День химика», «День нотариуса», «День смеха» и другие. Как всегда при подсчёте праздников присутствует путаница, по одним данным (calend.ru) у нас  – 200 праздников, по данным Википедии 143! И то и другое вселяет недоумение. Если с церковными всё понятно, их всего около 20, государственных, несколько больше, около 30. Глядя на эти цифры оторопь берёт. Откуда же они всё-таки взялись? Действительно смешно. Так ведь придумали. Вот такая странная история с этими публичными мероприятиями. Если к знаковым праздникам таким как: Новый Год 1.01, День Советской Армии и Военно-морского флота 23.02, Международный женский день 8.03, День международной солидарности трудящихся 1-2.05 и другим, народ привык и отмечает их всенародно (праздник есть праздник, почему бы его не отметить), то церковные праздники – Рождество Христово 7.01, Крещение Господне 19.01, Пасха, День Святой Троицы и другие, отмечают веками и к ним готовятся заблаговременно, и идут в церковь не по принуждению (приглашению), а по доброй воле, зову сердца.
      В народе бытует устойчивое мнение, что праздник без алкоголя – это не праздник. С идеологической точки зрения – это является постепенной деградацией общества с последующими методами контроля и управления инстинктами. Вот тебе на, приехали. Пить понимая, что ты под контролем, да тебя за это мужики на куски порвут. Некоторые говоруны договорились до того, что алкоголь, табак, кокаин, героин, марихуана, ну добавьте ещё для кучи мельдоний (последнее время очень модный стимулятор) наркотические средства, разрушающие не только здоровье человека, но и его генетику. Христом Богом прошу вас, не ведите такие разговоры в деревне, ведь до беды один шаг, осерчает народ, за вилы возьмётся. Здесь вам ни КГБ, ни местные власти не помогут, придётся напалм завозить эшелонами.   
      Однако вернёмся к источнику культуры, сельскому или поселковому клубу. Место для него выбрано самое людное, красивое в центре посёлка, куда бы ты не шёл всё равно на него наткнёшься, издревле по этому принципу строили церкви. Неподалёку от него поселковый Совет с облинявшем красным флагом, местами надорванным сильными ветрами (видать давно не меняли). По какой причине разместили клуб рядом с поселковым советом, трудно сказать, то ли присматривать за культурой, чтобы она под шумок не «уплыла» в сторону Запада, то ли влиять на народ и опять же будет место, где портреты всего Правительства повесить, в смысле разместить. И, кто будет задумываться среди сельчан, что им предлагают два варианта лжи. Вы спрашиваете по какому принципу? Да куда же проще – «Выбор без выбора». Присмотритесь к нашим будням. Вам, это ничего не напоминает? 

      Какая нелёгкая качнула меня в сторону клуба, не припомню, но ясно одно, что не тяга к культуре, с похмела как-то на неё рука не поднималась и душа не взывала к возвышенному. По всей видимости, любопытство или кто-то из женского деревенского состава шмыгнул туда. Двери были открыты, похоже они не закрывались никогда, красть было нечего, кроме сценических штор, ценные вещи, включая музыкальные инструменты годные и негодные, находились под большим амбарным замком. Единственно доступным оставался одиноко стоящий концертный рояль фирмы «Стенвей», притаившийся на сцене в углу. Заброшенный, неухоженный, забытый всеми, в пыли стоял как сирота, которого давно не кормили и не ласкали человеческие руки.

                Старый рояль – мудрый волшебник
                Знает простые тайны мои.
                Верный мой друг и собеседник,
                Снова меня ты пойми.

                Мне нравятся звуки рояля,
                И эхо дрожащей струны.
                Вы слышите? Или не знали
                Ласкающей душу волны?
                (Расул Гамзатов)               

      В клубе куча негодных музыкальных инструментов – балалайки, гитары с порванными струнами, духовые инструменты согласно классификации Хорнбостеля-Заксатакие инструменты, относящиеся к группе аэрофонов (кто бы мог подумать!), в кладовке в пыли, даже где-то завалялся контрабас. Среди всего музыкального хлама, выделялся громоздкий ящик когда-то издававший чарующие звуки музыки. Нынче, притаившийся в углу сцены, поражал воображение случайно забредших в клуб посетителей – это концертный старинный рояль фирмы «Стейнвей» (Steinway&Sons), каким его ветром занесло в эти края, сказать трудно. Очевидно, в период раскулачивания барских поместий. Уникальный инструмент, по крайней мере, возрастом не менее 100 лет, чудом оказавшийся в этом захолустье. Его и по сей день называют царём музыкальных инструментов, его выразительные возможности позволяли создавать композиторам и музыкантам художественные образы сокрушительной силы, а чудотворные звуки придавали красоту любому произведению. Вы только вдумайтесь, монолитный корпус «Стейнвей» смонтирован из 12 тысяч деталей, его корпус выполнялся из красного дерева, либо горного клёна. До революции во многих русских, богатых усадьбах присутствовали рояли подобной марки. Можно только предположить, что в смутные времена его не сожгли в печке вместе с усадьбой лихие крестьянские мужики и по чье-то воле он уцелел, и его перетащили в сельский клуб. Правда, его особо не щадили, поскольку использовать его по прямому предназначению в посёлке никто не мог (музыканты только заезжие, своих нет), на гармошке сыграть некоторые парни могли, на гитаре побренчать могли, а на рояле, извините, не нашего ума дело. Добрая душа раз в полгода протирала широкую крышку рояля от следов очередной выпивки и неаккуратной закуски. Однажды летом, случайно забежавший в клуб пёс бесстыдно задрал лапу и нассал на ножку рояля, видать он ему чем-то тоже не приглянулся. Местный плотник попытался использовать крышку рояля для производство оконных рам, но председатель сельского Совета пристыдил его и выгнал из клуба. Если бы этот горе плотник знал, что из этого ящика под названием «Стейнвей» может исходить непревзойдённая по диапазону звучания музыка от трёх пиано до трёх форте! У него произошёл бы непроизвольный выкидыш вчерашней закуски.
      Можно тысячу раз удивляться тому обстоятельству, что любой музыкальный инструмент несёт в себе жизнь мастера, времени, звуков классики, которым он предназначен, иными словами он предмет одушевлённый. И, если он безмолвен, то только до тех пор, пока к нему не притронутся руки профессионала. Первоначально руки человека вдохнули в музыкальный инструмент жизнь при его рождении, другие руки вдохнули в него музыкальную композицию, и, если всё к чему прикоснулись эти руки объединить воедино, то может получиться музыкальный шедевр.   
      Со временем люди стали мягче или,, скорее всего безразличнее, страсть к уничтожению, всемирным пожарам поутихла, кровь в жилах поостыла, стали более терпимыми (нынче модно говорить, толерантны). Однако, зависть и стяжательство продолжало у народа распускаться пышным букетом. «У соседа две коровы, три поросёнка, пять коз, курей несчитанно. Мироед, курва!», а то, что этот мироед с утра да вечера сначала пашет в колхозе, а затем в огороде кверху жопой торчит, и затем со скотиной возится, это не хотят видеть. Но, это так по мелочи, на крупное подобно роялю, комбайну, трактору глаз не ложится. В хату их не запихнёшь, одна морока. А для какой им надобности знать, что некто, С.В. Рахманинов был страстным поклонником игры на рояле «Стейнвей». Портреты висящие в клубе, и то не всех узнают, иногда случается и путают Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом (однако, бородатые черти), зато В.И. Ленина со И.В. Сталиным не перепутаешь, ведь смутные годы не так давно миновали (аж по сей день помнят этих лихих ребят). А вы, с каким-то Рахманиновым пристаёте!
       Люди порой не помнят добрых, хороших времён, а вещи они вроде бы и неодушевлённые предметы, однако, как забыть прикосновение удивительных женских рук в исполнении произведений Чайковского, Шопена, Моцарта в летние вечера, когда чарующие звуки музыки разносились по всей окрестности. Музыка, это нечто сравнимое с ласками матери. В голове невольно крутится один обескураживающий вопрос, неужто классическая музыка сподвигла народные массы на революционные волнения и смуты? Всем понятно, что в свирепой драке музыке места нет.
      Конструкция рояля достаточно сложная, это вам не балалайка с тремя струнами, под крышку рояля лучше не заглядывать – струны, молоточки, рамы, колки (при игре всё приходит в движение инструмент начинает жить). Само по себе слово рояль (royal) во французской версии означает – королевский. Казалось бы всего 88 клавиш, у пишущей машинки, компьютера их чуть больше сорока, но ведь на последних всё обозначено, где какая буковка. Нажал клавишу, буковка появилась, ещё несколько раз нажал может появиться слово (иногда и недоброе), если продолжить нажимать клавиши появятся предложения, а за ними глядишь и рассказ обозначился. У клавишных инструментов всё гораздо сложнее, опять же только два цвета чёрный и белый (прямо скажем, выбор небольшой), а музыкант умудряется, можно сказать в потёмках, наощупь, создавать музыкальное произведение. Секрет прост, его научили музыкальной грамоте.
      Грустное зрелище смотреть на инструмент, который когда-то звучал, а нынче сморщился, подобно сгорбленному старику, стоит молча, наблюдая вокруг за невероятными преобразованиями ... Если отвлечься и прислушаться, то можно услышать под сводами клуба чуть слышные звуки грустной мелодии и, тогда пришелец может упомянуть добрым словом это старый рояль.
                Когда этих клавиш коснётся рука,
                Тогда улетает из сердца тоска,
                Со мной он разделит и грусть, и печаль,
                Мой старый, усталый рояль.


10 марта 2018г.