24. Рейд на Казань

Валерий Горелик
Со времен Емельяна Пугачева до 1918 года Казань никто не штурмовал. Оставаясь важным транспортным, торговым и научным центром России, город пребывал в провинциальной тишине, изредка нарушаемой политическими демонстрациями.

После начала мятежа Чехословацкого корпуса в Казани разместился штаб Восточного фронта. Муравьёв, организовавший заговор против Советской власти, не решился выступить в Казани, где он находился под присмотром членов Реввоенсовета.

Однако даже неуклюжая измена главкома оказала на войска Восточного фронта деморализующее воздействие.  Неудивительно, что первый же серьезный прорыв армии Комуча привел к паническому бегству советских войск.

Части Каппеля обошли Сенгилей и захватили село Тереньга, отрезав Сенгилеевскую группу под командованием Гая от главных сил Восточного фронта. В 9.00 22 июля Симбирск был занят белочехами. По итогам этих боев Комуч назначил подполковника В.О.Каппеля командующим действующими войсками Народной армии.

Разбирая причины падения Симбирска, И.Вацетис и Данишевский 25 июля 1918 года докладывали Высшему военному совету:

"Симбирск был захвачен конницей белогвардейцев обходом с тыла с запада, причем, бывшие в Симбирске войска наши сопротивлялись очень слабо. У белогвардейцев было 300 коней и четыре орудия, наши же силы были гораздо многочисленнее, но без дисциплины и привыкшие к произволу и трусости. Наши солдаты выбирались из Симбирска заблаговременно вместе с комиссарами и членами губисполкома.

Симбирская группа войск вместе с губисполкомом бежала сначала в Буинск. Члены губисполкома приехали в Казань, ко мне с докладом, как они говорят. Войска же Симбирской группы потянулись за ними тоже в Казань по дороге Буинск-Казань.

Депутация губисполкома отправлена мною обратно под Симбирск для сбора войск, а против бродяг, идущих в Казань, мною приняты строгие меры организации. Отдан приказ взять обратно Симбирск."

Однако категорический приказ не был исполнен. 1 августа отряд Народной армии Комуча, насчитывавший 3 тысячи штыков, 300 сабель при 14 орудиях, под командованием подполковника В.О.Каппеля и капитана А.П.Степанова начал продвижение к Казани.

Группу Каппеля поддерживала небольшая флотилия. Попытка советских вооруженных судов "Братство", "Лев" и "Ольга" остановить противника в районе деревни Бадтымиры (южнее Тетюшей) закончились неудачей. 3 августа отряд Комуча захватил Спасск.

4 августа группа Каппеля разбила сборный отряд 5-й армии у деревни Епанчин и заняла Богородское (Камское устье). В этот же день разведка армии Комуча заняла Тетюши, сообщив об этом по работающему телеграфу в Казань в расчете на психологический эффект.

5 августа командир каппелевской флотилии мичман Мейрер высадил на правом берегу Волги белочехов во главе с прапорщиком Карлом Кутлвашером.

После непродолжительного боя они захватили высоту в районе села Верхний Услон, откуда просматривалась и простреливалась Казань и ее окрестности. В руки белочехов попали два орудия, из которых они тут же начали обстреливать железнодорожный путь, ведущий в сторону Москвы.

5 августа около 18.00 флотилия Комуча высадила в устье реки Казанки десант, однако тот был атакован силами трех рот и двух броневиков и вынужден был отступить. В связи с ухудшением обстановки Совнарком приказал эвакуировать находившийся в Казани золотой запас России.

В ночь на 6 августа Казанский губком РКП(б) начал мобилизацию рабочих. Было роздано 3 тысячи винтовок и 100 тысяч патронов. За счет этой мобилизации проводилось формирование Казанской стрелковой дивизии, однако желание воевать у новых бойцов сочеталось со слабой подготовкой. Рано утром Каппель высадил еще один десант в районе деревень Большие и Малые Отары и начал теснить советские войска в Суконной и Новотатарской слободах.

На некоторое время продвижение войск Комуча было задержано 1-м татаро-башкирским батальоном, в котором после боя осталось 25 человек из 240. В ночь на 6 августа началась эвакуация золотого запаса. Для этой операции помощник комиссара по вывозу ценностей Сергей Измайлов имел всего четыре автомобиля.

После долгих препирательства директор казанского отделения Народного банка Марьин выдал 54 мешка с банкнотами на 95 миллионов рублей, из них 44 мешка с 65 миллионами наличных и 100 ящиков золота на сумму 6 миллионов рублей. В банке осталось 698 ящиков с золотыми слитками.

В связи с наступлением противника 6 августа приказом командующего Восточным фронтом И.И.Вацетиса Казань и ее пригороды были объявлены на осадном положении. Чрезвычайным комендантом города и пригородов был назначен губернский военный комиссар И.Межлаук. Но время для обороны было уже упущено.

В течение дня шел бой нескольких рот 5-го латышского полка под руководством комфронта И.И.Вацетиса против наступающего к центру города противника. Интернациональный сербский батальон, занимавший Казанский кремль, перешел на сторону Каппеля.

В 14.00 6 августа в городе выступили члены подпольной савинковской организации, которая ударила в спину советским войскам. Поздно вечером И.И.Вацетис с остатками своего отряда покинул город.

Участница отступления из Казани Лариса Рейснер отметила: "Во время бегства, особенно в первые его часы, многое зависит от смутного чутья, заставляющего из трех деревень выбрать одну, из нескольких дорог — единственную."

Видимо, именно благодаря этой интуиции, автомобили с частью золотого запаса России сумели проехать в Арск и далее на станцию Вятские Поляны.

То, что не было эвакуировано, попало в руки Комуча или мародеров, наведавшихся в банк за время междувластия. Утром 7 августа Казань была захвачена Народной армией Комуча.

9 августа В.О.Каппель доложил в Самару: "После двухдневного боя, 7-го августа частями Самарского отряда Народной армии и чехословаками совместно с нашей боевой флотилией Казань взята. Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России 650 миллионов. Потери моего отряда — 25 человек, войска вели себя прекрасно."

В числе трофеев армии Комуча была и эвакуированная в Казань Академия Генерального штаба, восполнившая дефицит военных кадров в войсках Каппеля. Помимо боевых потерь, многие большевики погибли в результате последующих расправ.

Среди них были А.П.Комлев, М.И.Межлаук, Я.С.Шейнкман, С.Гассар, Х.Хатаевич, братья Петряевы и др. Определенной вехой для Комуча стал расстрел его представителями члена Учредительного собрания Мулланура Вахитова. Уцелевшие красноармейцы отступили к Свияжску и Паратску (Зеленодольску). Теперь им предстояло вернуть Казань.


1. Пучковский, Тычкин. Чехо-эсеровский набег. Борьба за Казань. Сборник материалов о чехо-учредиловской интервенции. Казань. 1924. С. 215-217.

2. В.Архангельский. Волжский фронт Учредительного собрания в 1918 г. Гражданская война на Волге в 1918 г. Сборник пер­вый. Praha. Издание общества участников Волжского движения. 1930. С. 5-37.

3. И.Колбин. Борьба за Волгу и Каму в 1918 г. М.-Л. Молодая гвардия. 1931. 72 с.

4. А.Константинов. Чехи в Казани. Борьба за Казань. Казань. 1924. С. 182-189.

5. А.Кузнецов. Казань под властью чехо-учредиловцев (5 августа - сентября 1918 г.). Пролетарская революция. 1922. № 8.

6. Я.Звирбуль. Оборона Симбирска. Симбирская губерния в 1918-1920 гг. Ульяновск. Ульяновское книжное издательство. 1958.

7. Борьба за Казань. Сборник материалов о чехо-учредиловской интервенции в 1918 г. № 1. Казань. Истпарт. 1924. 258 с.

8. М.К.Мухарямов. Гражданская война в Татарии (1918–1919 гг.). Казань. 1969.

9. Ф.Клепиков. Воспоминания о событиях при занятии Казани чехо-словаками. Наш путь. Чита. 1923. № 8. С. 50–52.

10. А.А.Федорович. Генерал Капель. Мельбурн. 1967.

11. В.В.Каминский. Некоторые обстоятельства "путешествия" Николаевской Академии Генерального Штаба из Екатеринбурга в Казань 23–24 июля 1918 г. (часть I). Новейшая история России. 2012. № 1.

12. А.Л.Литвин. Воспоминания о борьбе за Казань в 1918 году как исторический источник. Из истории Татарии: Сборник научных работ Госмузея Татарской АССР. Вып. 2. Казань. Издательство Казанского университета, 1966. С. 73-102.

13. За власть Советов: сборник воспоминаний участников революционных событий в Татарии. В 2-х частях. Казань. Таткнигоиздат. 1960. 319 с.

14. Г.А.Мейрер. Война на Волге. 1918 год. Флот в Белой борьбе. М. ЗАО Центрполиграф. 2002.