9. Связь для маршала

Александр Жданов 2
        из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."


                Военная связь - как воздух, не замечают, пока не испортится!

                армейский афоризм


     На 14-м  ордена Красной звезды 14 Полевом узле связи генерального штаба, куда я попал служить после окончания Киевского высшего военного  инженерного училища связи курьезные случаи происходили часто.
Особенно во время многочисленных  учений, когда мы предоставляли связь высшему руководству Вооруженными силами СССР. Ходило много баек, в которых возможно правда перемешивалась с вымыслом, например, рассказывали, что как то на одном из учений дежуривший ночью на коммутаторе открытой связи видимо уже старослужащий солдат решил часа в два ночи позвонить  дежурившему на  соседней телефонной станции  молодому,  чтобы проверить его бдительность, а может просто поболтать. Но по ошибке при плохом освещении не заметил, что вставил штепсель в вызывное гнездо маршала связи А.И. Белова и не догадываясь об этом, спросил:
- Не спишь, зёма*, а который там у нас уже час? У меня часы встали.   
Что сделал на следующий день маршал, и насколько эта байка правдива, история умалчивает.

  Но вот один случай действительно имел место в начале второй половины 70-х где-то на учениях то ли в Верблянах  под Львовом, то ли в Нестерове* под Калининградом, Естественно главным абонентом тогда для нас был маршал Советского Союза Куликов, начальник Генерального штаба ВС СССР.
    
    Как-то через пару дней после начала мероприятия*, у аппаратной дежурного по телефонному центру собралось все наше узловое начальство. : начальник ПУС*, главный инженер, начальник центра, инженеры центра и отделений, Они долго что-то энергично обсуждали.  Оказалось, что накануне ночью маршал Куликов  то ли забыл положить, то ли плохо положил трубку на телефонный аппарат ЗАС*. При этом на коммутатор  шел  постоянный вызов, горела вызывная лампа и звучал зуммер. При получении вызова, телефонистка должна была в течение строго определенного нормативного времени, ответить абоненту, называя позывной узла связи и свой личный номер. В данном случае на ответы телефонистки  абонент молчал.  Что же делать?  Зуммер можно конечно выключить, но как узнать, если маршал действительно захочет вызвать коммутатор?  Если бы это был обычный абонент, генерал или старший офицер, проще простого можно было бы зайти в помещение и положить, или поправить трубку. Но о крутом нраве маршала ходили легенды и, судя по разговорам, любой кто попытался позволить себе  войти к нему в кабинет и  попросить положить трубку,  мог получить крупные неприятности. Так это было, или нет, я не знал, но  факт оставался фактом - никто из  руководства узла идти в кабинет маршала категорически не соглашался. Это меня тогда, мягко говоря,  очень сильно удивило.

      Инженеры отделений, выпускники Киевского инженерного училища в то время старшие лейтенанты Л. и Ш.    предложили вывести  абонентскую линию маршала на пульт громкой связи на коммутаторе,  при  этом установив предельную громкость динамика. Предполагалось, что как только, маршал поднесет трубку ко рту, телефонистка, услышав его дыхание, немедленно ответит на вызов.  Эту идею реализовали технически, сделав нужные подключения. Но, тем не менее,  наши начальники  не испытывали должной уверенности, что все пройдет нормально. Могли быть и случайности, например, если телефонистка прозевает или не услышит дыхание маршала.  Спас положение самый «старый» и на мой взгляд самый уважаемый офицер,  ветеран нашего телефонного центра,   майор Поляков  Ему  было уже за сорок  пять, может быть и больше,  он отслужил свое, и в том  же году  собирался в запас.  Для него говорить о новых должностях или званиях  не приходилось.  Мне, тогда молодому  лейтенанту  майор казался очень старым дедушкой, ветераном чуть ли не Гражданской. Он вызвался пойти в кабинет к маршалу и положить трубку на место. 

      Я был дежурным по центру и ночью он рассказал мне в аппаратной подробности. Кабинет и спальня Куликова  были покрыты коврами и, сняв сапоги, он постучавшись, и не получив  ответа, медленно открыв дверь. зашел в помещение маршала в толстых домашней вязки шерстяных носках.   К счастью маршала  не оказалось на месте  и майор, подойдя к телефону,  положил трубку на рычаги, проверив прохождение вызова и убедившись,  что все работает нормально, покинул кабинет.

  Все закончилось благополучно,  и можно было только догадываться,  что сделал бы  все-таки  маршал,  войдя в кабинет и  увидев  у своего стола  майора в толстых шерстяных  носках, с   обычной полевой сумкой через плечо, из которой как обычно торчала телефонная трубка с приделанным к ней номеронабирателем и крокодилами* на концах  проводов для подключения в линию.

На фото: телефонный аппарат ЗАС П-170, для обеспечения засекреченной связи гарантированной стойкости на пунктах управления ВС СССР в 70-е годы прошлого века. Сзади ручка упорника, которым фиксируется трубка, чтобы не слетала во время движения (видно на фото справа в углу) Телефон тяжелый (почти 2,5 кг.), устойчивый. Фото из интернета.
 ___________________________________   
* Нестеров - город в Калининградской области России, расположен недалеко от границы с Литвой, в 140 км от Калининграда,
Вербляны  -  село в Яворовском районе Львовской области Украины  -
населённые пункты в которых в СССР были военные полигоны.
* - мероприятие - обиходное в нашей среде в те годы название военного учения в масштабах ВС СССР. 
* - ПУС  - полевой узел связи
* -  Зёма, земеля – (жаргонное, фамильярное)  общепринятое в армии среди солдат срочной службы в те годы обращение  к земляку.
*- ЗАС - сокр. "засекреченная связь". Телефон ЗАС - телеф. аппарат по которому обеспечивались разговоры защищённые аппаратурой засекречивания телефонных переговоров от перехвата и прослушивания противником.
* -  телефонная трубка с номеронабирателем - использовалась для прозвонки (операция по определению целостности электрической цепи или его участка) абонентской проводки перед ее подключением к телефонным аппаратам.