Тень

Дария Кошка
На слякотной улице под фонарями, спеша на троллейбус, упал человек. Две неловких женщины помогли ему подняться, довели до двери, усадили на сидение. Тень его так и осталась лежать на земле, скомканная, дрожащая. Наутро ее не нашли. Потому что падать здесь нельзя: слишком уж здесь рады падающим и всему, что сыплется у людей из карманов и глоток. Упадет монетка – подберут, не вернут, потратят, упадет слово – подхватят, вывернут наизнанку, перешьют…

Вы только никому не говорите: на самом деле это я забрала его тень. Я не такая, как те – падкие на все, что на улицах растет, под ногами валяется, на витринах светится, – мне просто хотелось ей помочь... Моросил дождь, и все, кто стоял под козырьком на остановке, мечтали скорее попасть домой. Я нерешительно приблизилась и тронула тень за плечо – она отозвалась, посмотрела на меня своими глазами-провалами, медленно поднялась и побрела за мной, спотыкаясь без ног своего хозяина, служивших ей верной опорой. Кто он был – я не знаю, а тень не помнит, потому что она тень, у нее нет и не может быть мозгов. Ей всего лишь нравилось всюду ходить за ним, может быть, она даже его любила. А может быть, его тенью стала душа его умершего друга или родителя.

Любит ли меня – моя тень? Неважно, ведь это не имеет к истории никакого отношения.

Я привела тень к себе домой, вымыла, вычистила ее хорошенько, повесила на тремпель сушиться.

Тень обрадовалась теплу человеческого жилища, затрепетала у меня в шкафу, думала обратиться ко мне – но не тут-то было. Я знала, что она всего лишь тень и ей надо знать свое место. Если она и хотела бы стать человеком, она слишком медлила с самоопределением, и поэтому оставалась тенью.

Но мне нужно было с ней что-то делать! Куда девать чужую тень, подобранную то ли из жалости, то ли из собственной прихоти, забавы ради?

Закрыв шкаф, я стала думать. И сделала вот что. Эта идея пришла ко мне совершенно внезапно, точно так же, как к Архимеду пришло его решение. Я открыла ноутбук и стала искать... Африка. Там жарко, там растет мало деревьев. Но моя тень не могла быть тенью дерева. Она была человеческой тенью. А среди теней быть тенями людей – большая честь, этого статуса нельзя просто так лишиться. Поэтому я написала в соцслужбу одной из стран южной Африки о том, что могу выслать им почтой тень и что если добавить эту тень к тени какого-нибудь высокого воспитателя детей, то его тень станет в два раза больше, тем самым давая детям в два раза больше укрытия от палящего солнца. Я отправила письмо почтой и перед тем, как лечь спать, еще раз заглянула в шкаф – тень была в полном порядке. Она разве только чуть-чуть погрустнела без своего хозяина. Или возлюбленного, или кем он ей там приходился. Тень ведь не помнит ни о чем – у нее нет памяти.

Выключив свет – это было около полуночи, – я легла спать, однако, стоило мне закрыть глаза, я услышала страшный, душераздирающий крик. Открыв глаза, я обнаружила тень того незнакомца, нависающую надо мной. Она слилась с темнотой в комнате, просочившись через щель в шкафу, и теперь глядела на меня отовсюду, заполнив собой всю комнату. Я оказалась внутри тени. А крик был – сообразила я – криком темноты моей комнаты, которую захватила та тень.

– Что тебе нужно? – спросила я. Но тень не отвечала. Она по-прежнему глядела на меня – ни благодарно, ни обиженно. Наконец меня сморил сон… Глаза у меня уже закрывались, и в голове мелькнула догадка: если под утро тень не отделится от темноты комнаты, она смешается с нею и растворится в тенях предметов навечно. Единственная возможность ее спасти – включить сейчас свет и дать тени присоединиться ко мне, удвоив мою собственную. Но мне не нужна была такая длинная тень, тем более что она так просто отпала от своего предыдущего хозяина. Ни души-защитницы, ни влюбленные, ни тем более нормальные тени не отваливаются от своего протеже, возлюбленного или хозяина просто так. «Слишком уж с ней много проблем…» – заключила я, и это были последние мои мысли перед тем, как я заснула.

И солнечным утром действительно не было у меня в комнате той тени. Можно было бы предположить, что она просочилась в окно или в дверь, но окна в моей комнате хорошие, пластиковые, да и двери мои ее бы не пропустили. А что поделать? Сама виновата… Да и в конце то концов: кто она? Всего лишь тень. Ну повисела в шкафу у меня среди платьев, подумаешь. А что с тем человеком? Он упал там, на остановке… Может быть, он был пьян или очень устал. «Как он теперь без тени? – встревожилась я, но тут же остановила себя, сказав: – Да какое мне до него дело! Я ведь его совсем не знаю».