Ч. 136 Спаситель британской армии

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/05/19/925

2-го мая 1855 года Алексис Сойер и Флоренс Найтингейл отправились на военном транспорте из Скутари в Крым. И вот здесь ему пришлось, как и его соратнице, всласть повоевать с поставщиками, инженерами и военными начальниками.

Все планы кулинара высшее начальство охотно одобряло, но как только доходило до дела, начинались проблемы с материалами и исполнителями. Разработанные им печи удалось довести до ума только в августе.

И вот тогда-то в войсках их сразу оценили. Экономия топлива, времени и сил оказалась просто ошеломляющей. При старой системе готовки в маленьких лагерных котлах один батальон расходовал в день 800 кг топлива на один котёл, при этом готовкой пищи занимались шестнадцать солдат.

После внедрения конструкции Сойера топлива потребовалось в 37 раз меньше, пищу готовили только два человека! Вкус приготовленной еды тоже отличался в лучшую сторону.

Помимо этого, вместе с Флоренс Найтингейл и медицинским персоналом госпиталей он реформировал питание в госпиталях по примеру ранее введённого в Скутари.

Когда писал эти строчки, вспомнил, как во время службы лейтенантом в ракетных войсках стратегического назначения, однажды получил задание привезти из ближайшего города полевую кухню.

В последний момент на эту командировку напросился капитан, начальник ветеринарной службы. По дороге полевая кухня отцепилась, а капитан и солдат водитель этого не заметили.

Можно представить их физиономии, когда, приехав в часть, они не обнаружили кухни. Зато, какая радость была в том колхозе, куда эту беспризорную кухню, одиноко стоявшую на шоссе, доставил колхозный водитель.

Во время пребывания в Крыму Алексис Сойер даже сам готовил еду для Четвёртой английской дивизии, чтобы обучить армейских поваров.

Ещё в 1849 году он сконструировал «волшебную печь», прообраз керосинки или примуса, которая позволяла готовить и разогревать пищу в походных условиях.
Такими печами охотно пользовались британские офицеры.

Добавим, что за поездку в Крым Сойеру никто никаких командировочных не платил, он совершил её полностью за свой счёт, а всю работу по организации армейского питания выполнил бесплатно, не получив от правительства ни пенса.

В результате его трудов каждый полк в английской армии получил походную кухню, а поваров обучил он сам. С того времени солдаты и офицеры стали получать нормальную пищу, прекратились болезни и даже смерти от пищевых отравлений.

Британские корреспонденты, весьма нелицеприятно отзывавшиеся о питании английских солдат и проводившие сравнения с французами не в пользу своих соотечественников, наконец-то смогли написать, что англичане питаются лучше всех союзников.

Благодаря хорошему питанию быстрее заживали раны, прекратилась цинга – бич всех военных в девятнадцатом веке. Алексис Сойер вернулся в Лондон в мае 1857 года. В Скутари и в Балаклаве он несколько раз тяжело переболел дизентерией и малярией.

Остаться здоровым, не заразиться в условиях, в каких ему пришлось жить, оказалось невозможно. Здоровье его было полностью подорвано.  После возвращения в Англию Алексис издал книгу «Кулинарный поход Сойера», в которой рассказал о своей деятельности в Крыму.

Он лично продемонстрировал в Лондоне высшим армейским чинам свою полевую кухню, уже блестяще прошедшую полевые испытания в боевой обстановке. Разработанная им конструкция полевых кухонь без особых изменений сохранялась в британской армии даже в двадцатом веке.

Через неделю после той демонстрации Алексис Сойер скончался. Это случилось в 1858 году. «Его смерть – большое несчастье», - написала Флоренс Найтингейл.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/21/959