Каждому по потребностям

Лев Ольшанский
Во многих своих работах Маркс и Энгельс обращают большое внимание процессу включения человека в машинное производство.

Если ремесленник использует инструмент для создания какого-либо изделия, то есть, заставляет инструмент служить себе, то на фабрике, в условиях крупного производства, работник сам служит машине. Теперь он является уже живым придатком существующего независимо от него мертвого механизма, и поэтому такое производство правильнее называть человеко-машинным.

Работник насильственно отчуждён от творческого труда, теперь он вынужден на протяжение всего рабочего дня выполнять множество однообразных механических движений, изнуряющих человека как физически, так и морально.

Он физически калечится непрерывной и односторонней мускульной работой, изнемогает от дурного воздуха и оглушающего шума во время работы, выматывается морально от длительной монотонной работы.

Но, согласно законам диалектики, если однажды произошло включение человека в машинное производство, то в какое-то время обязательно должен наступить и момент выхода работника из машинного производства, и человек в этом случае должен «встать рядом с производством».

То есть, у человека должны остаться только функции управления и совершенствования производства, что возможно только при полностью автоматизированном производстве. Такое состояние общества и было признано классиками марксизма коммунистическим обществом.

Естественно понимать, что тот уровень развития производительных сил, который позволяет человеку встать рядом с машинным производством, необходимо признать материально-технической базой коммунизма.

Такое определение материальной базы коммунизма начисто отсутствует во всех материалах партийных съездов, как застойного периода, так и периода «перестройки».

Единственное, на что отважились последователи Маркса и Энгельса, так это на туманное определение материальной базы коммунизма «как очень высокого уровня производительности труда, когда все материальные блага польются как из «рога изобилия».

Может показаться, что это в общем - то мелочь, какая может быть разница что понимать под определением коммунизма? Увы, эта «мелочь» предопределила глобальное отставание СССР в области информатики и компьютерных технологий.

Эта область однажды была объявлена не соответствующей теории марксизма, хотя если бы КПСС следовала этой теории и имела бы на вооружении приведённое выше определение материальной базы коммунизма, то было бы очевидно, что поставить человека рядом с производством без использования возможностей вычислительных машин задача просто абсурдная.

Зададимся вопросом: если при коммунизме человек должен встать рядом с машинным производством, то какой формой деятельности он должен заниматься?

Ответ очевиден - творчеством. Творчеством в области науки, искусства и совершенствования производства. И только в этом случае наполняется реальным смыслом лозунг "труд должен стать при коммунизме первой жизненной потребностью".

Можно сказать и сильнее: только творческая деятельность может стать жизненной потребностью человека и, с другой стороны, никогда труд станочника или уборщицы, направленный на зарабатывание денег, такой потребностью стать не сможет.

Для многих людей творческая деятельность гораздо важнее получаемого за эту деятельность вознаграждения. Только человек, занятый захватывающим творческим трудом, будет стремиться как можно быстрее приступить к работе и будет продолжать её, не глядя на часы.

Но если человек будет поставлен рядом с машинным производством, то основной закон капитализма - закон прибавочной стоимости - явно окажется нефункционирующим.

Ведь до сих пор прибавочная стоимость при капитализме создается пусть и сверхвооруженным, но трудом рабочих. Если не будет этого труда - не будет и прибавочной стоимости, а следовательно и прибыли.

Таким образом, капитализм всем ходом своего развития неизбежно создаёт условия для своей гибели и перехода к более высшей стадии - коммунизму.

Разумеется, этот процесс будет происходить не одномоментно, а в течение длительного времени и, скорее всего, довольно болезненно. Но это будет происходить не путём физического насилия и уничтожения миллионов людей, а вполне мирно, хотя и не без сопротивления буржуазии в той или иной форме.

И тогда сбудется пророчество Маркса, высказанно им в «Критике Готской программы»:

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Опять же, под потребностями Маркс понимал отнюдь не личные дворцы и яхты, не собственный экипаж из шестерых лошадей или целые острова на Тихом океане, а вполне скромные потребности в жилье, пище, медицинском обслуживании и т. п.

При коммунизме труд будет являться не только правом, но и обязанностью каждого человека; при этом Маркс не исключал и детский труд, что в его время считалось вполне нормальным явлением.