Послание полковнику Чечелю

Полковник Чечель
     "Тоска — это когда жаждешь увидеть чего-то, сам не знаешь, чего… Оно существует, это неведомое и желанное, но его не высказать словом".

        "Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит".   (Антуан де Сент Экзюпери).


       [18.05.2018 23:05] Дмитрий Выдуйкин: "Вася, однокашник мой с интересом , волнением и желанием хоть чуть- чуть тебя успокоить прочитал твои размышления. Сразу я на твоей стороне и тебя уважаю. Это не красивые слова. Таких разносторонних людей и главное офицеров, летчиков от Бога, парашютистов, разносторонних спортсменов и ещё пишущих редко встретишь. Разве, что Тимур Апакидзе, я с ним много общался. В вас много общего.

      Из описанных и названных фамилий я многих не знаю, но некоторых знал. Похожее, что прошёл в жизни ты , кое-что испытал я. Оскорблений почти не было, видимо потому, что не мое писать, как пишешь ты, не умею,  иногда хочется и есть, что рассказать.

      Несколько слов о себе, что меня трогало. Недавно один товарищ написал мне, что в разговоре с одним, знающим меня пилотом тот усомнился, летал ли я на Ту-22м3? Вася, стало обидно. Ведь по сокращённой программе (инструктор Юра Москвитин) переучился и помогал, как инструктор Николаевцам. Осенью приехал  и с командиром полка , по моему Волчков( могу ошибиться) вылетел Днём и ночью при минимуме. По моему даже написал об одном нашем взлёте ночью с выпущенными интерцепторами.

      Возвратившись на север раскатал при минимуме весь полк. На Ту-22мз научил полностью Бурачука и Витю Попова( ком дивов в разное время). О рангах ниже и не говорю. Когда напряга была с керосином , летал много на показухах. Случайно спас экипаж от гибели . Они возвращались с БС с боковой ракетой , садились при минимуме, а перед взлетом выключили и забыли включить речевой информатор. Я стоял на предварительном и вдруг в лучах прожекторов на выравнивании увидел самолёт с убранными шасси. Обалдел и в эфир заорал благим матом «на второй круг......, на второй круг». Успел уйти, а прп спал.

    Этот командир уже не летал, а экипаж до сих пор зовёт меня вторым отцом. Вася, я доволен в полном объеме освоил и научил летать многих летчиков на Бе-12; на Ту -142; Ту -16; на Ту-22м3. Поэтому звание «Заслуженного летчика России считаю достойным». А орден «Красной Звезды « получил за то, что остался жив я и экипаж, цел самолёт, падая в крутой спирали с 1-м зафлюгированным, 2-м авторотирующим двигателями с одной левой стороны с 7200м до 1500м над Кольским полуостровом.

     О многом хотелось бы ещё рассказать, когда нибудь потом. О парашютных прыжках. Гена Кустов один из моих друзей. Он начинал начальником связи нашей АЭ Бе-12 в Очакове. Я уже обслуживал парашютистов на Ан-2. Свои первые прыжки Гена выполнял с моего Ан-2.    

      Вася, завистников много, не обращай внимания. Ты прожил интересную жизнь . Здоровья тебе, и чтобы всегда был оптимизм."

     [18.05.2018 23:49] Василий Чечельницкий: "Дима, Благо Дарю за письмо. Насчёт интерцепторов ты мне писал. Мы с тобой два "везунчика у Бога", кто смог с ними выпущенными взлететь и не убиться. А насчёт шасси - ты молодец, что успел среагировать и дать единственно правильную команду.

   У нас ведь был аналогичный случай. Экипаж командира полка Тетюцкого с инструктором майором Поповым по своей вине садились с недовыпущенной передней ногой (инструктор не выдержал время 20-25 сек и сразу поставил кран шасси нейтрально.

     На предварительном старте стоял полковник Осипов Николай Иванович. Так он, видя эту картину, лишь риторический вопрос задал: "А чё у них передняя стойка не выпущена?"

     Лишь тогда ПРП капитан Лебедев проснулся и заорал: "Держи до конца. Передняя не выпущена стойка. Парашюты..."

     Всё остальное ребята сделали грамотно. Очень аккуратно положили нос самолёта на бетон. Было море искр, но повезло - самолёт не загорелся...

     С Геной мы и сейчас дружим и крайний раз встречались 12 апреля на могиле экипажа полковника Багаева, где вторым пилотом был наш с тобой однокашник Толя Полтавцев. В общем, обнимаю.  А насчёт написания своих воспоминаний  подумай ... Не Боги горшки обжигают, пиши для себя.

    Я тоже никогда не думал, что у меня что-то будет получаться, но с лёгкой руки Виталия Сундакова, генерала Виктора Николаевича Сокерина и конструктора авианосцев Валерия Бабича издал уже восемь книг и девятая на выходе. Жму твой мужественный лапоть, как говорит дружбан Голтис. Фото с Геной Кустовым прилагаю... Будем жить !!! Твой кашник Чечель.

   П.С.  [20.05.2018] Дмитрий Выдуйкин: Вася, привет. Взлёт с выпущенными интерцепторами - никакой высоты не теряли. С командиром полка Волчков( может ошибаюсь в фамилии) ночью при минимуме взлетели на второй полет, после посадки забыли убрать интерцепторы. После отрыва , уборки шасси и закрылков самолёт начал снижаться, заметили сразу и убрали интерцепторы. Особого значения этому не придал и в памяти не отложилось. Было гораздо сложнее на Ту-142 с полковником Воскресенским при уходе на второй круг и неправильном положении стабилизатора. Об этом я писал.

[20.05.2018] Дмитрий Выдуйкин: Вася, пару слов про «обалдение». Недавняя катастрофа в гражданской авиации рейс Москва-Орск и не включение обогрева ПВД перед взлетом, а затем бардачные действия летчиков. Я читал их радиообмен. Случай у Мордовалова, когда он был командиром дивизии на Севере. Я его , будучи инспектором переучивал по небольшой программе с двойки на тройку(Ту22м3). Переучил и попал на операцию, аппендицит. После вынужденного перерыва приехал в Оленегорск, за смену восстановился. А Мордовалов в эту смену полетел инструктором на маршрут с тактическими пусками ракет.

 После взлёта командир даёт ему команду «убрать шасси». Мордовалов кран шасси ставит на «выпуск» , оба пилота не замечают, что продолжают гореть «зеленые». В процессе набора обсуждают, что-то самолёт медленно набирает высоту. Командир отвечает, что на этом летаке движки видимо послабее. В полёте штурман с разрешения выпускает ракету и прицеливается по кораблям. И тут Мордовалов видит, что шасси выпущено, допускает грубейшую ошибку, решив втихаря убрать шасси. Во время уборки створки шасси мнут крылья ракеты, деформируются. Наконец - то доходит. Прекращает уборку, выпускает, убирают ракету и возвращаются на аэродром. Через год , копаясь в приказах командующего, случайно нахожу приказ о моем наказании за плохой контроль подготовки мной Мордовалова. Пришлось выступать на партсобрании управления. Извинились.

      Вася, стараюсь сразу не загружать тебя, тем не менее добавлю. Общаюсь со своим летчиком Женей Акимовым. Он в 55 лет продолжает летать в гражданской авиации . С его слов и с выступлении Магомета Толбоева вот где сегодня бардак. Ты тоже видимо следишь и знаешь? Об Орском рейсе, как убили хоккейную команду в Ярославле, как «всосало» в грозовое облако самолёт Донецк-Пулково, как в Иркутске летчики на пробеге не смогли погасить скорость( заело РУДы) , выкатились и врубились в гаражи . А ведь случай несложный- закрой СТОП-КРАНы, убери в конце-концов шасси.

    Вася, не хвастаюсь, но анализируя эти случаи , я бы их ошибок не допустил. Со слов Жени Акимова в гражданской авиации причины катастроф: 1. Кадровый голод, праваками назначают без лётного образования стюардов, штурманов, техников. С удовольствием берут молодых военных летчиков. С ним летал бывший стюард( прошёл курсы пилотов), а сейчас командир отряда Ту-22м3. 2. Управление самолетом, как компьютером, в ручном управлении на посадку заходят редко. Женя говорит , как военный лётчик для тренировки стараюсь чаще садиться в ручном управлении. 3. На первое место вышло « срубить бабла» даже в ущерб безопасности полетов. 4. В управлении ГА стоят не компетентные в авиации люди. У нас в России сейчас в новом правительстве даже нет Министерства ГА . А в СССР было. И ряд других причин.

   П.С. Однокашник по Оренбургскому ВВАКУЛ им. И.С.Полбина, Дмитрий Выдуйкин ушёл из жизни полтора года назад, помянем...