Чуваши-янычарская версия происхождения названия

Николай Мефодьев
   Ученые до си пор не могут определиться с историей происхождения названия народа чуваши. Разные версии,но ни одна не дает четкого ответа.  Известо то ,что сословие или народ под именем  чуваши появляется только в начале 16 века. Довольно крупный народ и нет ни одного упоминания до этого времени.  И в это же время народ известный под именем болгары исчезает . Можно предположить что раньше чуваши были известны под именем болгары. Исчезли болгары появились чуваши.  Что же изменилось с тех пор как болгары перестают упоминаться в летописях? Появляется Казанское Ханство. Основателями ханства можно считать крымских ханов. Они привнесли много нового в жизнь казанского края и в первую очередь передовую организацию военного дела. Дружины ханов не были многочисленными и основную массу казанского войска составили чуваши и черемисы , "лучшие стрелки и со знанием судоходства",так их отметил Герберштейн.

В Ремезовских летописях упоминаются "вои-чуваши" в войске хана Кучума,которых он вывез из Казани. Первые упоминания чуваш говорят исключительно об их воинственном характере.  В Крыму есть гора Чуваш-кой,что переводится как страж-гора. Субаш -веначальник,наместник. В Чувашии можно найти много схожих с Крымом названий.Таких например как Крымсарайкассы. Шупашкар (Чебоксары) тоже удивительно напоминает субаш. Он мог получить свое название по той причине,что был ставкой наместника хана-субаша.  Мы знаем что Крымское ханство был вассалом Турции. Там стояли гарнизоны турецких войск,и были их наместники. Чавуши в Турции были личной гвардией турецкого султана и гвардией его наместников.

Через династию крымских ханов термин чавуш, в смысле воинского сословия, проникает и в Казанское ханство. Здесь он в несколько искаженном виде зазвучит как ч;ваш. Первоначально он обозначал только воинское сословие. Первыми чавушами( ч;ваш) возможно были только пришлые дружинники крымского хана. Для упрочнения своей позиции казанские ханы на местах начинают ВОЕННУЮ РЕФОРМУ КРАЯ. Слой местного населения тоже становится чавуш( ч;ваш). Чуваши становятся привилегированной прослойкой болгарского народа и постепенно  название болгар  вытеснятся названием чуваши.


  Ранее пытались доказывать что название чуваш от слова сувар ,искали чуваш в записках Фодлана,Ковалевский почти  нашел их под именем  суваз,но все тщетно.  Ученый мир до сих пор не принял ни одной версии по причине их недоработки и отсутствия прямых фактов. Возможно что у Фодлана в «записках» действительно надо переводить как «сувазы»,возможно что они действительно отказались пиринимать ислам и возможно что их потомки как то связаны  с современными чувашами,но возможно и другое.  Возможно и то, что племя «сувазы»  в записках это поздняя редакция  с дописками и домыслами,цель которых поставить точку в этногенезе чувашского народа. Мы вправе тогда поставить вопрос перед исследователями. Почему же народ известный арабам в 9 веке  появляется в истрических источниках только в 16 веке ?  Почему в течении многих веков чуваши оставались в тени истории, хотя все соседние народы не раз упоминались в разных источниках ? Не упоминали о сувазах и о чувашах  готский историк Иордан (6в),отметивший и мордву и черемисс,не написал о них и хазарский правитель Иосиф и другие писатели и географи средних веков.  Даже после присоединения  Чувашского края  (Горной Стороны) чуваш часто путали то с татарами то с черемиссами. Откуда ,откуда такое «недопонимание»  соседей и  «скрытность» чуваш?  Почему все так усложнили,и запутали,запутали так что многие и многие исследователи так и не смогли приблизиться к ответу?

 
  К какому только ранее упомянутому в истории народу не умудрялись причислить чувашский народ, то к буртасам,то к хазарам,то к черемиссам и даже к печенегам. Возможно что все эти перечисленные народы скорее всего участвовали в этногенезе ,в становлении чувашского народа и даже более ранние народы скифы ,сарматы,аланы и гунны как то  были причастны,но не на это мы пытаемся найти ответ.  Наша цель найти объяснение названию народа чуваши и понять ее истинное значение .

 Понятно то ,что  до получения наименования «чуваши» предки народа ходили под другим именем . Каким ?  Первым на этот вопрос дал ответ историк Татищев.Он считал чуваш потомками волжских болгар. Он пишет- «Вниз по Волге,чуваши,древние болгары,наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Этническая общность чуваш и болгар доказана многими и многими учеными и признана научным миром.  Язык волжских болгар наиболлее близок чувашскому языку. Об этом тоже много написано.   Чуваши- прямые потомки волжских болгар по какой то причине, довольно стремительно,по историческим меркам ,меняют свое самоназвание.  Это произошло в начале 16 века.         

В летописях  внезапно     перестают писать  «болгары»,а начинают употреблять термин «казанцы» и «вся земля казанская».  Это не случайность,это результат деятельности редакторов летописей. После присоединения Казанского ханства    болгары должны были   быть забыты. Казанское ханство должно было выглядеть  только как   продолжение Золотой Орды .     Болгарам было «приказано долго жить» и только позднее  , благодаря     историкам таким как Татищев, можно сказать,что их «вернули» в историю.    Вместо прежнего  самоназвания болгары жители казанского края все чаще и чаще стали называть себя чувашами.   Большинство предков казанских татар так себя называли  и такое самоназвание приветствлвалось властями.    Такое благоприятствование для развития чувашского народа и чувашского языка продожалось  довольно долго. Изменилось  все с началом русско-турецких войн

      По каким то причинам ,до настоящего времени до конца не изученным, начинается целенаправленное «отатаривание» большей части чувашского народа. Мы это видим по результатам переписей, «ревизионных сказок»,когда процент татар по отношению к проценту чуваш начинает стремительно расти.   Скорее всего это было сделано целенаправленно. Менятся геополитика Российского государства.   Стране понадобилось большое количество мусульман. Возможно для того чтобы более успешно освоить Крымское ханство и   часть бывшей Византийской империи?  Внутренние мусульмане должны были быть в состоянии    «ассимилировать» или хотя бы сгладить процесс адаптации   мусульман с присоединившихся земель.     Можно сказать и то ,что процесс отатаривания чуваш мусульман носил насильственный характер,так как все мусульмане из числа тех кто себя называл чувашами записывали уже татарами.  Судя по тому что  большинство чувашских дохристианских имен исламские  возможно   процент мусульман среди чуваш был довольно большим, чуваши не сильно сопротивлялись отатариванию.   Отатаривание начинает принимать для властей в дальнейшем угрожающий характер  и уже  переход чуваш в татары было запрещено законом.  Только тем которые уже были записаны  татарми разрешалось исповедывать ислам

 Были примеры, когда чуваши сами строили мечети ,без разрешения властей,но их за это наказывали а мечети разрушали.  Вопрос отатаривания чувашского народа до сих пор в должной мере  не изучен , все исследования  носили только поверхностный характер.Среди предков чуваш было довольно большое количество мусульман ,да и «языческая религия» только на первый взгляд «языческая». Чувашские Киремети несомненно  имеют  сходство со священными местами мусульман,а большие Киремети анологичны Мусалла . Позднее на местах Киреметей и Мусалла были поставлены церкви ,а название село так и сохранялось как дополнительное.  Схожее,дополнительное назвавние «село» мы видим и в Крыму, где село уже с мечетями. Немножко отклонились от темы ,но не на столько чтобы забыть с чего начали. Как болгары чувашами стали ?

 Начало 16 века. Казань становится центром торговли в Восточной Европе.  Подрайская землица ,так пишут в летописях о ханстве. Край становится привлекательным для купцов ,для ремесленников и воинского люда. Множество людей из разных земель подтянулись в край,в "край где множество зверей,рыбы и хлеба". Как и во времена Волжской Болгарии торговля становится основным занятием казанцев. Казанская аристократия  следуя традициям того ваременеи приглашала на престол Чингизидов.Они часто приводили с собой свою дружину. Не всегда ладили между собой казанцы и призванные ханы. Их часто убивали или смещали,и каждый раз отправляли  новых послов за новым ханом.  Не зря наверное слово «хан» на чувашском языке созвучно с «х;на»,что означает «гость». Часто ханы были только приглашенными гостями и не долго гостили в Казани. Казанская аристократия была очень своеообразна и капризна. Не каждому хану удавалось найти с ними общий язык.

   Все изменилось когда престол занял энергичный  хан,хан-реформатор  из династии Гиреев. Сахиб Гирей решил объединить все земли Золотой Орды и начал укреплять армию ханства. Судя по тому как он проводил военную реформу в Крыму можно предположить ,что то же самое он попытался сделать в Казанском ханстве. Турецкая пехота по тем временам считалась самой передовой. Многие пытались скопировать янычарскую пехоту.  Это было сделано в армии Речи Посполитой и то же самое пытались повторить и в Москве,уже после заключения военного союза между Горной Стороной  и Московией в 1547 году,когда часть чувш поступила на службу  Московскому  царю. Не зря в первое время часто писали стрельцы –енычеры,и Петр Великий их «ругал» янычарами.  Во время осады Казани в 1552 году отличился Дмитрий- чюваш,первый из династии Державиных ,от которых пошла мода на фамильные гербы и среди первых стрелецких  командиров упоминается фамилие Черемисинов.Часть войск расквартированных на Горной Стороне в 1547 году перешла на сторону Москвы,

 Казна потратила огромные деньги на это и было заверено что казанский престол займет  касимовский царь Шик-Али. По сути речь шла только об этом. Ни о каком добровольном вхожднении переговоры не велись. Казанское ханство было в состоянии гражданской войны. Горная Сторона не пожелала подчиняться казанским ханам ,где усилились проногайскиие и прокрымские группировки. Пошли слухи о том что в ответ на помощь н  Казани  Горная Сторона перейдет к ногайцам. Союз с Москвой для Горной Стороны стал единственным вариантом.  Это решило исход всей военной компании.

 Река Волга наконец то стала безопасной для Московской флотилии,что позволило быстрыми темпами возвести Свияжск. На Горной Стороне до этого времени были сосредоточены основные военные силы Казанского Ханства. И все они ,за небольшим исключением,оказались на стороне Москвы. Курбский пишет о том,что «чувашские селения стоять при великих крепостях». Горная сторона представляла из себя один большой военный лагерь. Не зря она получила наименования  Чувашия,что можно перевести и как «поле боя» . На тюркских наречиях "чуваш" удивительным образом схож с "саваш",что означает "бой,сражение,воин". Немецкий дипломат Герберштейн в начале 16 века  писал-« войско казанского хана 30 т. человек,из них чуваши и черемиссы лучшие стрельцы,чуваши еще отличаются знанием судоходства». Знание судоходства,вот что отличала чуваш от остальных соседних народов.

 Название части чувашского народа «вирял» тоже соответствует замечанию Герберштейна. Верея и ял все это названия судов парусно-гребных,способных быстро идти так по течению или  вверх против течения. Следует привести пример и с украинского языка. На украинском човен это назвыание лодки.  Човен и ч;ваш ,вирял,верея,ял и «знание судоходства» о котором написал Герберштейн со слов москвичей,все это далеко не случайность. Далее приведем слова из Ремезовской летописи где упоминаются чуваши. Ремезовская летопись «И 1 октября вышли [казаки] на бой с кучумлянами в стругах к засеке и отсюда пошли на приступ,смело сражаясь с самим Кучумом, желая взять город Чувашский на горе Чувашской и здесь осесть на зиму,дескать, в осаде будем надежно укрыты, так как укреплен был город Чувашский окопами [редутами]. И в тот день сразившись, поплыли обратно невредимыми помощию великого Бога, в Атинский городок возвратилисьи засели в нём». Город Чувашский укреплен "окопами",редутами и без огнестрельного оружия невозможно было приступить к укреплениям.

Откуда же у чуваш,хотя и воинов, такие постижения в военной инженерии? Видать учителя были хорошие. Далее читаем. "Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли, у чувашей было две пушки". У чувашей было две пушки и не было огнестрельного оружия,которое имелось у казаков. Запас пороха для пушек тоже видать кончился. Все это решило исход сражения. Пушки у чувашей, инженерные сооружения, редуты для укрепления обороны гордка сделанные чувашами-воинами. В добавок к этому высказывания Герберштейна о том что чуваши еще отличаются "знанием судоходства".

 Самым передовым в то время считалась турецкая армия,которая успешно применяла все передовое для того времени ,в том числе и укрепленные редутами сооружения.  В письме И. Колычева, доставленном в Москву в марте 1524 г., московский посол в Крыму сообщал государю: «За две недели… Рожства Христова, из Казани от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю в Перекоп посол пришел Шаусейн сеит. А привез… от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю поминков две девяти да от собя девят. А в деветех… — суды серебряные, да плат(ь)е, да кони. А гороворил [так в тексте. – И.З.] сеит от Саип-Гирея царя Саидет-Гирею царю: нынеча княз великий московской поставил город на Суре на реке. А достоваючи подо мною моего юрта Казани. И ты б ко мне прислал пушек, и пищалей, и янычан, а не пришлеш ко мне пушек, и пищалей, и янычан, и мне противу московских воевод стояти не мочно».2020) РГАДА. Ф. 123. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 49-49 обв 1521 году. После бегства Ших-Али царь Тавриды Мухаммед-Гирей с большим войском привел в Казань брата Сагиб-Гирея. 

Что важно,важно то что хан казанский просит крымского хана прислать "пушек, и пищалей, и янычан". Видать не в первый раз. Идея «заложить» Казань за султана была вынужденной ,чтобы удержать Москву от вмешательства в казанские дела с помощью угроз "ввязать" в спор Османскую империю. Возможно Турция посылая отряды янычар с чавушами пыталась обозначить свое присутствие в крае,но не готова была ввязываться в активную фазу,так как у Султана было много других важных дел. Основание Васильсурска, потребовавшее создания в Засурье плацдарма, находящегося исключительно под русским влиянием, вызывало бурную реакцию у казанских феодалов. Это отметил иностранный путешественник С. Герберштейн, указавший в своих записках: «впоследствии эта крепость явилась рассадником многих бедствий».. В первый же год своего существования она имела мощный гарнизон: «а в городе на Суре остались воеводы князь Александр Иванович Стригин, да Василей Салтыков, да Михаиле Бакеев, а с ними многия люди».Русское правительство активно расширяло созданный за Сурой плацдарм, главной опорой которого была Василь-сурская крепость. Уже в следующем году этот плацдарм охватывал значительную часть нынешней Чувашии: «Казанские земли много плениша и до Цивили».  В 1536 и, в 1539 году в связи с «нестроеньем» в Москве антимосковская партия в Казани активизирует свои действия. Отряды казанцев опустошают Нижегородское Поволжье, появляются под Муромом, ведут бои у Владимира, Шуи и Костромы. Есть основания полагать, что в это время Васильсур-ская крепость пала.  Ее обновляли осенью 1556 года, когда в летописях дается сообщение о том, что «Васильсурск-город переставлен на ropy».

 После основания Васильсурска часть территории до Цивиля, контролируемая воинами чувашами и черемиссами подвергается разорению. Вероятно, часть населения в качестве военнопленных, вывозится в глубь московского государства. Вполне возможно что Герберштейн их видел.( Многих из них государь привез оттуда в Москву по подозрению в преступлении измены, мы видели их там. Но когда они были посланы на границы в направлении к Литве, то в конце концов рассеялись в разные стороны.) Болшая часть населения вынуждена была отступить,но через некоторое время в ходе военных действий Васильсурск был разрушен и Горная Сторона стала усиленно укрепляться. Об этом говорят записки Курбского- " чювашские селения стоят при великих крепостях". Надо было спешно укреплять и водное направление. Чюваша со знанием судоходства не случайность,а веление времени. Расположеннные армии чюваш и черемисс должны были прикрывать сухопутное направление и русло реки Волги. Очередная партия "пищалей ,пушек и янычар" смогли на время приостановить наступление Московского государства. Были ли настоящие,турецкие, янычары в Казанском Ханстве,об этом прямых  сведений нет. Есть доказательство просьбы прислать "пушки, пищали и янычар". Есть данные что помощь из Крыма все таки поступила. Были ли в том числе и янычары неизвестно. Известно только то что намиенование чуваши(чюваши) загадочным образом появляется именно в тот период. И первые сведения говорят что чуваши "воины", "свой гродок укрепили редутами", "имели пушки","лучшие стрелки","отличаются знанием судоходства".

Очень "странные" чуваши, со знанием военного дела. Напоминают турецких чавушей-офицеров янычар (;;н; ;ар-новая армия) и черемиссы (;ар м;с-младшая армия) о которых пишут "злолютые ратники паче Батыя" совсем рядом и их непрестанно путают. Можно конечно отмахнуться от этих фактов и посчитать их простым совпадением. Но при подробном рассмотрении все труднее и труднее это сделать. Младших янычар называли "йолдашем", янычарский корпус назывался "очак", первые янычарские школы были в Эдирне(на чувашском Етерне, г.Ядрин в северной части Чувашии) ,плату за службу получали в "окча",янычарский флаг был двухцветный (красно-желтый), турецкая провинция называлась пашалык... И это не полный перечень .

 Нельзя конечно утверждать что все предки чувашского народа прибыли сюда из Турции и Крыма. Есть сведения что часть чуваш ушла в Турцию в конце18-в начале 19 веков.  Но и данные генетики и некоторые исторические сведения говорят нам что миграция с Балкан,с Малой Азии ,Крыма и Северного Кавказа вполе могла быть,через некоторое количество пришлых чавуш с янычарами. Это вполне возможно. Прибывший в край военное сословие, за несколько десятков лет мог стать элитой будущего одноименного народа. Тем более есть примеры в истории когда даже далекие от Турции страны пытались "воссоздать" армию турецких янычар. В Казанском Ханстве наверняка такое могло быть.

 Есть сведения что даже московское стрелецкое войско одно из таких. Фамилие одного из организаторов "Черемисинов" говорит о многом. И создание стрелецкого войска совпадает с временем когда Горная Сторона отделилась от Казани. Янычары всегда были своенравным войском. Они смещали султанов и то что они свысока смотрели на крымских ханов общеизвестно.

 Слухи о том ,что Горную Сторону "передают" ногайцам вызвало протест среди них и они решают сместить хана с помощью московского войска. Все остальное известно. Ясно и то ,что основная масса предков чуваш были болгарами,но не стоит опровергать и другие "составляющие" чувашского народа,особенно тех ,кто нам дал новое имя- ч;ваш. Не стоит янычар считать турками. Они набирались в основном из знатных христианских семей по всей империи,проходили суровую военную поготовку,знали грамоту и инженерное дело. Несколько сот янычар ,с их командирами чавушами вполне могли внести в жизнь края много нового . По всей вероятности ,на их основе в войске казанского ханства появляется пешее професиональное войско. Край который ранее могли опустошить тысячи ушкуйников превращается в мощный цитадель,который способны были разрушить только объединенные сили нескольких государств ,числом около двухсот тысячь и при том не с первого раза. За сто лет такой скачок в военной организаци был бы невозможен без участия внешней силы,какими вероятны были чавуши с янычарами?  Йолдаш был самым младшим чином янычар и обращение к рядовым звучало "йолдашсем". Наиболее известным символом янычарского войска был казан-большой медный котел.   Каждое подразделение орта имела свой котел. Котел-казан берегли как знамя. Не случайно и столица ханства имеет схожее, "янычарское" название. За службу "йолдашсем"  получали окча (ок;а). Хезметкяр (на турецком"),на чувашском хесмет так называлась форма военной службы. Кроме окча за определенную службу воины получали хасс(касс)-земельные владения. Кроме того кассами называли небольшие укрепленные поселения. Все эти совпадения не могут быть случайными. Казанские ханы,вассалы Турции, целенаправленно проводили военную реформу.Для них образцовой была турецкая армия. И все эти военные термины ,появившиеся в крае,совершенно логичны. Так же как и "крымские названия" как Янгиреево или Крымсарайкассы. Если на все посмотреть масштабно то и история с названием народа "ч;ваш"не вызывает удивления. Не удивительно и то, что чавуш и ч;ваш стали словами близнецами.

 Важно  и другое .Часть ногайских и татарских родов (орд) подчинялась не крымскому хану , а состояла напрямую в подданстве султана .В районе Азова  находилась небольшая ногайская орда , тоже султанские подданные . При утверждении каждого нового крымского хана в XVI веке султан присылал ему «в подарок» по несколько сотен турецких янычар . Для утверждения власти Султана над ханами . Крымский хан и ханы из династии Гиреев в Казани были подвластны Султану(Салтану) Турции.В начале XVI века Стамбул включил Казанское ханство в сферу своих геополитических интересовю . В 1524 году Саиб-Гирей признал себя вассалом Султана . Мог ли Султан прислать "в подарок" казанским ханам "несколько сотен турецких янычар с их командирами чавушами " ? Могли ли быть в Казанском ханстве "роды" и подданные подвластные не хану ,а Султану ? Если это имело место ,то ханы должны были бы их опасаться . Крымские ханы с большой неохотой подчинялись Турции ,хотели безгранично властвовать в Казани. Рано или поздно интересы Чуваш-Чавуш и крымцев должны были пойти в разных направлениях. Что и произошло в 1547 году ,когда Горная Сторона по сути стала независимым от Казани и сама пожелала смещать и ставить ханов.  Да и султаны  опасалась варианта когда крымские ханы  смогли бы объединить осколки Золотой орды . Султанам нужны были разрозненные ханства ,да и союз с Москвой им был более важен  чем ханства ,что и предопределило  их судьбу. Чуваши попытались сыграть в свою игру , но не учли до конца решимость Москвы и Стамбула. В итоге Москва и Стамбул получили то что хотели.  Москва получила Казанское ханство,затем Астраханское и Сибирское . Стамбул  сумел ослабить Крым и воспрепятствовал возможной реставрации Золотой Орды . В итоге большая часть воинского сословия чуваш оказалась на службе у Московского царя и в стрелецком войске. Чуваши выполнили свою "миссию". Судьба Московского государства в середине 16 века висела на волоске. Чуваши оказались той силой которая сумела перетянуть чашу весов . Крымские ханы  тогда как никогда были близки к объединению трех ханств и ногайской орды,вели переговоры с Речью Посполитой. Малейшая оплошность могла быть роковой и для Москвы и для Стамбула.  Стамбул мог потерять Крым и заполучить войну с «новой» Золотой Ордой , в момент военных действий с Ираном и с Европой , Москва могла потерять все.    Чуваши оказались тогда  в центре исторических событий,и Москва тогда потратила большую часть казны для привлечения чуваш,воинов -профФессионалов на свою сторону.

Такими были предки чуваш-болгары по своему происхождению, "янычары" по названию.