Безгранична щедрость её души

Валентина Баскакова
 
Приятная седовласая женщина на фотографии притягивала к себе внимательным взглядом карих глаз, мягкими очертаниями милого лица. Но два года назад не было у меня времени познакомиться ближе. Нынче я рассказываю о ней, восхищаясь её удивительным даром жизнелюбия, органичного сочетания разумного начала и добрейшей души. История её жизни - это часть истории нашей страны.
 
Галина Ивановна Толстикова родилась 20 мая 1938г в Нарьян-Маре, где прожила свои первые 10 лет. Как же оказалась здесь семья Кулижских? Отец, Иван Григорьевич, родом из верхнепинежских Матигор, имел два прозвища в быту: Окунь - за свой ершистый непокорный характер, и Бурлак - за независимость и стремление к путешествиям. Рождённый в XIXвеке, участник первой мировой войны, был отравлен  ипритом и имел неважное здоровье, но, несмотря на это, всячески стремился усовершенствовать нелёгкую  судьбу. Подстать ему была и жена, Анастасия Алексеевна, Настаха-кремень, - так звали её в народе,- крепкая на слово и дело, опора и поддержка мужу во всех его начинаниях. Дом в Матигорах они строили втроём: на углах сидели муж и брат Анастасии, а она, помогая затаскивать брёвна, рубила третий угол. В 1932г, в пору создания колхозов, отец отказался отдавать своего доброго коня Лимона, и загремел на 4 месяца в тюрьму! Свобода могла стоить ему и Георгиевского креста, дорогой награды. Новая власть считала себя всемогущей настолько, что посягнула на самое святое, что было у человека. Но Ваня-Окунь награду не отдал: "Не вы мне её вручали, не вам и отнимать!"

Вернувшись с отсидки, усадил непокорный хозяин свою бабью бригаду на сколоченное судно, и поплыл плот, сверкая пятью беловолосыми детскими головками, вниз по Пинеге счастье искать: мать правила плотом, отец - у кормила, а девчонки - в бугре посапывают. Много всяких приключений было в пути у семьи Ивана-Бурлака: и косолапый пытался стать пассажиром плота; и бутовый камень добывали в районе Труфановой горы; и сломанная рука матери вынудила сделать остановку и жить на берегу…От Усть-Пинеги завернули вверх по Двине - в Черевково устроились на работу, да приревновал отец жену-красавицу, - и вновь поехали к Архангельску. Там на речном вокзале, как цыгане, жили несколько дней: завербовался отец в Нарьян-Мар, и, не дождавшись вестей от мужа (а как он весточку отправит на вокзал?) отчаянная женщина поехала на морском пароходе вслед. Так и оказались в Нарьян-Маре в 1936г.

 
Первое время жили в общежитии Печорского рыбзавода, где отцу выделили койку, где семья ютилась за занавеской, потом ещё дали койку, а вскоре и комнату. Отец работал бондарем на рыбзаводе - делал бочки для засола рыбы, мать была сторожем и уборщицей в порту, девчонки росли друг за другом. К войне из  родившихся 10х детей жить остались пять девочек: Граня, Аля, Фаина, Галя и Эмма – остальных унесли болезни. С началом Великой Отечественной рыбзавод перевели на военное положение и закрытый режим. Отец появлялся дома редко, приносил рыбу и изготовленные из немецкой дюрали (подбивали вражеские самолёты в тундре) ложки, мать летом бегала за ягодами, а зимой из-подо льда вёдрами доставала рыбу. Питались чаще строганиной, соль мать приносила с оленьих солоников в тундре. Оленья соль или сырая рыба была причиной, но это питание стоило семье таких страданий, как солитёр. У одной из сестёр в подростковом возрасте вывели 12метрового солитёра из организма - ребёнок уже не мог ни ходить, ни стоять. Чтобы заработать, мать мыла баржи из-под мазута: грязная и трудоёмкая работа оплачивалась хорошо. Студентка Фаина, простыв на выкатке мороженых дров для педучилища, заболела острым ревматизмом и полгода не двигалась. Окончив учёбу, работала учителем в школе для детей оленеводов, а после войны вернулась на родную Выю, где местное население помнит Фаину Ивановну.

Не было в семье мужчин, кроме отца, и старшая 18-летняя сестра Граня, повинуясь патриотическому зову, пошла на курсы мотористов, заявив: «Кто-то должен из большой семьи Родину защищать!» Не суждено было девушке осуществить мечту: ледокольный буксир «Комсомолец» с Граней-мотористом следовал на Новую Землю, вёл баржу с рыбаками и метеорологами, и, не дойдя до места, был потоплен немецкой подводной лодкой … До сих пор перед глазами Гали - тоненькая фигурка синеглазой ликующей девушки в беленьком беретике на голове, в чёрном жакете, с бидончиком морошки в руках, слышится стук каблучков её обуви - такой она ушла из дома в последний раз...

Война и утраты подорвали слабое здоровье отца - в 47ом году он умер от рака пищевода. Будучи до конца дней борцом по духу, он слёг лишь перед самой смертью. Заботясь о семье, за пару дней перед кончиной принёс домой бычью голову с рогами, - тяжело больной, помог кому-то с забоем и разделкой скота и принёс заработанное. Похоронив отца, осиротевшая семья решила вернуться на Родину. Аля осталась в Нарьян-Маре, не желая терять работу курьера в прокуратуре, тропочку к дальнейшей судьбе сестры и её дочери и внучки, - все они в дальнейшем свяжут жизнь с юриспруденцией. Взяли вещи с собой - сколько могли мать с Галей, учитывая 5-летнюю Эмму, - и отправились на родину.

В цепкой детской памяти Гали - далёкие картинки незабываемого путешествия. Вот 9-балльный шторм забросил теплоход "Юшар" на о.Колгуев, где несколько дней стояли на мели, и пассажирам на ботиках привозили питьевую воду и солёные огурцы, лекарство от тошноты. Девочки приняли их за водоросли - огурцы они видели впервые! Вот моряки скребут лопатами палубу от соли, а море как зеркало, и вода тёмно-зелёная... В Тойму ехали тоже на теплоходе, а 10.08.48г вышли из Тоймы пешком. 3,5 суток были они в пути, останавливаясь на постоялых дворах, меняя на хлеб то, что осталось приличнее из одежды. Помнит Галя неравнодушие и доброту людей в голодные послевоенные годы, когда делились последним куском, встречая и провожая путников. А гроза, заставшая их на самом высоком месте в Вершине - на Риговой горе, молнии, возле самых ног вьющиеся, – как это забыть?! Позади Талец, Половина, Горка, Улеша, Гаврилово - уже 13 км до родной Выи...

Тяжелы последние километры измученных путников. На колени встала мать у Бабиновского ручья, заплакала, обнимая родные берёзки. А навстречу - двоюродные сёстры Гали со сковородниками в руках, -"колючими" назвали их девочки- нарьянмарки, из-за мякины в них. Неприветливо встретил пустой дом: озверевшие от голода за несколько лет клопы - и как они не вымерзли за эти годы? - набросились на хозяев… В школе Галина слыла задорной, боевой, ершистой бунтаркой, не признающей порой старшую сестру-учительницу; школьные годы пролетели быстро. Заводила и коновод, мечтала об учительской профессии, как и сестра, но по-другому распорядилась жизнь.

Неудавшееся поступление в педучилище в Архангельске, учёба в строительном техникуме, прерванная болезнью, встреча с судьбоносным человеком, увидевшим будущего медика в девочке-подростке, - с врачом-дерматологом Тамарой Ивановной Кокушиной, у которой Галя жила в няньках (её бывшие подопечные до сих пор дружны с Галиной). Благодаря Тамаре Ивановне стала медиком и Галина Ивановна. В 1957г, закончив медучилище, девушка едет в Верхнюю Тойму.

Заврайздравом Фёдор Николаевич Рюмин назначил Галину медсестрой в хирургическое отделение, а вскоре ответственную и основательную юную медичку направляют заведовать детскими яслями в Зеленник. Административная работа научила Галину Ивановну работать с документами, с персоналом. В Зеленнике она вышла замуж за Леонида Сергеевича Толстикова. С 1961г молодая семья живёт в Северодвинске. Стремительно пролетели счастливые годы семейной жизни, в которой бывали и чёрные дни: родители пережили утрату своего первенца, но потом друг за другом родились сыновья Сергей и Александр. И опять горе: умерла 40-летняя Фаина (сказался на сердце военный ревматизм), оставив на попечение матери и сестры 12-летних близнецов. Но пустыми оказались многолетние хлопоты: молодыми, в 30 и 40 лет, трагически ушли из жизни близнецы.

Сыновья росли дружными, славными мальчишками. Обошли их вредные привычки и подростковые проблемы. Это ли не счастье? Галина Ивановна работала старшей медсестрой в детских яслях-саду, медсестрой в госпитале, а с 64-го года до выхода на пенсию в 1989г - в медсанчасти заводской больницы МСО-58, обслуживающей заводы СМП и "Звёздочку". Леонид Сергеевич был электросварщиком в строительной организации, в отпуске ездил к родителям: рыбалка, охота, грибы-ягоды... Осенью 1979-го ушёл на Тальшему и на Кастер, и ...обратно не вернулся. Пропал без вести, как в воду канул. Надо ли рассказывать, какое горе пережили вдова и её дети, ведь даже могилки нет, чтобы помянуть любимого человека. И сидит занозой в сердце Галины Ивановны подслушанный случайным спутником разговор в автобусе, переданный ей: нетрезвый мужчина упрекал сына в сокрытии преступления... Но как сразу не решилась спросить прямо о своей страшной догадке, так и потом не пришлось узнать: человек умер, а его сын на просьбы Галины Ивановны не реагировал. «Нет тела – нет дела»,- такая вот печальная истина…

Поднялись сыновья, высокие, красивые, получили образование, самостоятельными стали. Пенсионеркой уже Галина Ивановна несколько лет подряд выезжала в Северный Артек на р.Пиньгише медработником. Но грянула новая беда: в 1994г скоропостижно скончался старший сын Серёжа, высокий, под два метра ростом богатырь, книгочей, мастер на все руки, человек увлечённый и интересный. Он был здоров, работал на "Звёздочке" сборщиком-монтажником, и его смерть стала страшным ударом для матери с братом.

Саша, окончив профтехучилище, получил профессию электросварщика, а в автошколе ДОСААФ - права водителя широкого профиля. После армии работал в автопарке водителем автобуса, слесарил: время сложное, а у него родился сын. Галина Ивановна, оставив квартиру сыну, уехала на Выю ухаживать за старенькой мамой до её кончины в 96-ом году. А сын попал в жуткий переплёт: в поисках заработка перегонял чужую машину из одного города в другой, не зная, что машина в угоне и в розыске. Сашу арестовали, заказчик исчез, и водитель был осуждён. Его семья распалась… Освободился досрочно; заметив способности парня, руководитель колонии предложил трудоустройство. Проводив сына в Котлас, Галина Ивановна ждала вестей. Новый удар превратил белый свет в чёрный занавес: при странных обстоятельствах погиб её младшенький, последняя надежда и кровиночка, связывавшая с прошлым счастьем...

И потянула Галина Ивановна "бурлацкую лямку"... "Я ведь дочка "бурлака", - грустно шутит она, - вот и мыкаюсь теперь по белу свету". Но если отцом двигало желание найти семье счастливую обитель, то Галину Ивановну гнала безысходность. Городскую квартиру отняли мошенники, когда, слепая и глухая от горя, она не смогла противостоять подлости; родительский дом на Вые требовал вложений в ремонт, а куда одинокой шестидесятилетней женщине приклонить голову? Погостив у младшей сестры Эммы в Тульской области, узнала об Афанасьевском доме ветеранов и провела там два года. Привыкшая по долгу профессии ухаживать за ближними, согласилась ухаживать за ветераном труда в Пучуге. Так прошло ещё 3 года.

Когда позвали ухаживать за престарелым человеком в Ухменьгу, Галина Ивановна заболела сама и уехала в Тимошино, сняв там жильё. В 2008 году она поселилась в КСЦО п.Двинской. Здесь вокруг неё всегда были люди. Как на яркий свет, тянулись к ней за советом, за разговором, ведь для всех и каждого у неё было доброе ободряющее слово, а то и связанный ею простенький половичок. Пережив много горя, она не замкнулась и не ожесточилась, а наоборот, стремилась поддержать человека рядом с ней.

Познакомившись с Юрием Егоровичем, вдовцом, согласилась с его предложением создать союз: оба одиноки, а вдвоём - уже не одиночество. 3,5 года, до смерти Юрия Егоровича, они прожили вместе, поддерживая друг друга. Не брак и не сожительство, а действительно дружеское сосуществование рядом двух немолодых, не очень здоровых людей, как лекарство от безысходности и одиночества. До сих пор его дочь дружит с Галиной Ивановной, правильно приняв в своё время решение отца, поняв, что Галина Ивановна не хищница, как это частенько бывает.

Галина Ивановна вновь стала пациенткой КСЦО, где я и увидела её фото и мельком – её саму. Оказавшись её соседкой по больничной палате прошлой весной, я была потрясена её стойкостью перед ударами Судьбы и ещё тогда решила обязательно написать о ней.

Сейчас она снимает четвертинку на Первомайской. Нечасто бываю у неё, но редко застаю одну. Её жёлтенький домик, как солнышко, притягивает к себе людей. И она сама, как солнышко, излучает тепло и дарит свет своей души тем, кто в этом нуждается.

Скромная, деликатная, больше всего боится быть обузой, но с благодарностью принимает помощь своих шефов из 8Б класса Корниловской средней школы. Она всегда рада их приходу, а они то улицу разгребут, то дрова поколют, то в магазин сходят. Молодец Н.П.Стругова, что прививает юным уважение к представителям старшего поколения. Галина Ивановна благодарна Е.Н.Струговой, председателю совета ветеранов в своё время, за организацию шефской помощи школьников. Она рассказывает мне о ребятах, называет их имена: Матвей, Рустам, Илья, Саша, Аня, и лицо её светится - она радуется отзывчивости современных школьников.

Она великодушна и щедра; за то, что не оставляют её одну, говорит добрые слова в адрес Нины, Любы, Лиды. Нынче она с нетерпением ждёт в гости внука Артёма, всегда рада приездам сестры Эммы. А какой интересный собеседник: можно говорить с ней на любые темы – её интересы разнообразны, кругозор широк.

Она много читает, великолепно владеет словом; иронизируя над своей «любовью к собирательству» (систематизирует вырезки из газет и других изданий), с улыбкой отмечает, что, видать, в прошлой жизни была архивариусом. Она пишет заметки в «Зарю», «Пенсионерскую правду», «Двину», наш северный литературный журнал, который выписывает; огорчается, что не пропагандируют его учителя литературы в школе.

Мне импонирует её неподдельный интерес к жизни и к людям, участие в событиях вокруг неё. Не затронув подробностей профессиональной деятельности Галины Ивановны, я взяла за основу статьи её личную жизнь.

А сколько интересных историй хранит память медсестры Галины Ивановны Толстиковой, сколько человеческих судеб, характеров сердца её коснулись! Гуманный человек, даже негативные поступки объясняет возрастом или болезнью, никого не осуждая…

Достойно неся свои беды в сердце, не выставляет напоказ, делая достоянием гласности, нет в её поведении даже намёка на сочувствие и снисхождение к себе – наоборот, общение с ней наполняет окружающих спокойствием и внутренней силой, которые черпаешь из глубин души этой прекрасной женщины.

Есть такое образное определение, оно как нельзя лучше подходит к Галине Ивановне, - кладезь мудрости. Она как глубинный колодец с кристально чистой водой, и чем больше черпаешь, тем чище и вкуснее она становится, ведь щедрость её души и доброта сердца безграничны.

Прекрасные поэтические строки посвятила Галине Ивановне жительница п.Двинской Ирина Павловна Некипелова:
«Благословите женщину в труде! В халате белоснежном - красной нитью! - спасая жизнь, наперекор судьбе она шагала смело! И открытой держала душу, сердце... На замки не закрывала двери. Не по силам тянула ношу, бедам вопреки всех исцелённых в спины вскользь крестила...

Благословите женщину в беде! С достоинством, присущим королеве - шла, спину выпрямив, назло судьбе, швыряющей направо и налево её детей, сестёр, мужчин - не проронив при людях горечь слёз, приняв утраты, что стали паутинками морщин, перечеркнув живых эмоций радость...

Благословите женщину! Она - сто тысяч раз за вас умрет, коль вера - так искренна, заветна и чиста, как галстук на груди у пионера. И дрогнут веки, руки и душа, открыв альбом былых воспоминаний, где каждая страница дорога, где каждый снимок - как портал меж нами и прошлым - где всегда семнадцать лет! И стоя у судьбы на перепутье, в руке счастливый теребя билет - вдыхала жизнь взахлёб и полной грудью...»

Благословим же эту прекрасную женщину на спокойную старость! Пусть Господь сохранит ей здоровье физическое и духовное, предоставив возможность управлять самой собой. Говорят, Господь не всем испытанья посылает, - только тем, кого он любит, на кого он уповает. Мы не будем здесь гадать, для чего любовь такая… От души Вас, дорогая, с юбилеем поздравляем!

20 мая у Галины Ивановны юбилей. 80 лет – достойный возраст! Дорогая Галина Ивановна! Бодрости Вам и прекрасного самочувствия, вдохновения и творческих успехов. Пусть в унисон бьются сердца Ваших многочисленных друзей, рядом с которыми Вам тепло и уютно!    

Очерк напечатан в районной газете "Заря" №37 от 17.05.2018г