Вход в профессию

Михаил Шаргородский
Для каждого человека, начинающего свою трудовую деятельность, когда-то наступает момент, когда он чувствует, что овладел минимально необходимыми знаниями и опытом, требующимся для выполнения своих служебных функций.
Этот момент, как мне кажется, и можно называть входом в профессию.
Я уже неоднократно писал, что очень трудно входил в профессию слесаря.
В доме совершенно не был приучен к какой либо работе руками, а когда пришлось этим всерьез заниматься, оказался совершенно не подготовленным.
Пришлось перенести много травм  и ощутить  немало моральных  издержек от сознания того, что я хуже своих сверстников и коллег.
Но все же я чему-то учился.
Однажды мне поручили сделать ключ к большому врезному замку. Я такую работу никогда не делал. Но как-то наш старейший мастер показал мне, на примере того замка, которым он занимался, принципы взаимодействия ключа и замка. Мне очень понравилось и я, как мне кажется, хорошо понял.
Занялся я своим ключом. Сначала надо изготовить болванку, приварить к ней бородку и после этого начинать пилить. Замок имел 4 сувадды, что и определяло конструкцию ключа. Делал я очень медленно, боясь ошибиться. Но поскольку принцип хорошо понимал, то ошибок не допускал. Если опытному мастеру достаточно 1-3 примерок, то мне понадобилось, наверное, двадцать. Но, как бы то ни было, ключ я, в конце-концов, сделал. Я готов был кричать от восторга, когда увидел, как легко и плавно мой ключ открывает и закрывает  замок.
Тщательно отполировал свою работу и отдал ее старшему в цехе. Он похвалил меня и даже сказал, что полировать не обязательно, можно ограничиться простой шлифовкой. 
В этот день я для себя решил, что вход в профессию состоялся. 
И пусть я по-прежнему был слабейшим по уровню мастерства, но все же, я уже был в профессии.
В последующем я неоднократно, в силу тех или иных причин, менял род занятий, но во всех случаях существовал такой момент, когда я считал, что вход в профессию состоялся.
Я глубоко убежден, что через это проходит каждый, но не всегда констатирует это, даже для себя.
Мне хотелось бы немного поделиться своим опытом вхождения в новое для себя дело. Речь пойдет о руководящей работе, пусть даже не очень высокого уровня. 
В инженерном деле, где основа основ это чертежи, есть такое понятие, как "Общий вид" На этом чертеже, как правило, показывается вся конструкция, как будто вы на нее смотрите сверху.
Там не все видно, но главное можно понять, и получить представление о проекте в целом. И пусть каждый цех завода выполняет даже незначительную часть этого механизма, но когда он имеет представление о нем в целом, то может организовать работу значительно грамотнее.
Этот же принцип понимания "Общего вида", как мне кажется, лежит в основе всех дел, которыми мы занимаемся.
Меня пригласили на должность помощника Министра торговли. До этого все мои сведения о торговле заключались в том, что я в соседнем магазине покупал хлеб. Должность помощника подразумевала, в числе всего другого, подготовку для министра всех текстов для его публичных выступлений.
Это, естественно, подразумевает, что ты должен понимать вопросы  на уровне своего министра, иначе как ты напишешь актуальный текст?
Я постарался в короткое время хорошо понять, что конкретно делает министерство в целом, и какова роль в этом процессе каждого подразделения.
Скоро мне стало понятным, что министерство в Союзных органах "выбивает" необходимые для республики ресурсы, а затем распределяет их по всем городам  и весям, и  через свои структуры на местах, доводит их до потребителей.
Постигнув степень обеспеченности населения теми или иными товарами, можно было сделать вывод о результативности деятельности тех подразделений аппарата, которые занимались этими ресурсами.
Проанализировав документооборот, получаешь представление о наиболее острых проблемах в системе и степени их решения центром  в целом, и главное, отдельными подразделениями. Понимание этих, и некоторых иных общих вопросов, позволяет грамотно выполнять свою работу и  можно считать, что ты вошел в новое дело и будешь ему полезен.
Со временем я настолько вошел в свою роль и привык думать категориями министра, что однажды на этой почве произошел весьма характерный  казус. На партийном собрании меня попросили  выступить с информацией о состоянии работы, руководимого мною подразделения.
Но привыкший все время думать для министра и за министра, я и выступление свое, вместо локального плана, построил, как отчет Министерства.
Министр поправил меня, указав на неправильное построение выступления, но не злобно. Он был очень умен,  и хорошо понимал причину случившегося. В последующем, я никогда больше не выступал.
Хотел бы подчеркнуть, что изложенный выше подход, в принципе, необходим не только для должности помощника, но и для каждого руководителя подразделения, что позволяет,  помимо всего прочего, чувствовать себя членом единой команды.
Другой пример.
Меня перевели в Агропром. Начальником ресурсного главка и советником руководителя.
Это огромная отрасль, в которой было занято почти половина работоспособного населения Республики. Знаний отрасли - никаких.
Используется тот же метод "Общего вида"
Вникаем во все общие показатели. Производство. Потребление. Анализ структуры и ее соответствие решаемым задачам. Больные точки. Изучение задач агропромышленной интеграции на основе общего понимания ситуации. Коренная перестройка системы распределения ресурсов.
Выполнение функций советника, как всегда, опирается на понимании общей ситуации и задач, стоящих в повестке дня на сегодня.
Кроме того, при оценке  общего положения вещей,  необходимо уже иметь   соответствующий уровень.
С момента овладения общей ситуацией и понимания задач, которые надо решать, можно считать, что человек вошел в профессию.
Для полноты впечатления еще один пример.
Солидная строительная фирма. Человек приглашается на должность советника руководителя. Знания отрасли - никаких Опыта работы - тем более.
Применяются те же методы познавания. Что, сколько и как делает организация? Как она выглядит в сравнении с конкурентами? Структура управления. Эффективность деятельности. Анализ и понимание причин недостатков. Поиск нужных решений и подготовка соответствующих  предложений.
Такие же, в принципе, требования и к руководителям подразделений, с тою разницей, что
круг общих вопросов для предварительного изучения несколько сузится. И готовить общих предложений, не понадобиться.
Но для успешного функционера, хотя бы некоторое представление о состоянии дел в организации в целом, не просто желательно, но даже необходимо.

Очень может быть, что все мои рассуждения применимы для лиц, занимающихся  той, или иной руководящей работой. Ну а как же плотник, столяр, кузнец и многие другие.
Мне кажется так, как в первом описанном мною эпизоде со слесарем. Первая самостоятельная и хорошо сделанная работа и будет означать вход в профессию. Думается, что к этому и сам человек, и его окружение, должны относиться весьма уважительно. Это очень важно, чувствовать уважение к своей работе, к тому, что ты делаешь и сделал.
Я глубоко убежден, что положительные самооценки и  соответствующие оценки в обществе очень помогают человеку жить.
Но вот наступило время, когда трудовая деятельность давно закончена. Человек уже глубокий пенсионер.
Если ничем не заниматься, с тоски "ноги вытянешь"
Каждый, кто может, старается подобрать для себя какое либо дело, которое его займет и не оставит времени для глупых размышлений  о неправильном устройстве жизни.
Для меня таким делом стало написание книг. Уже 8 написал. Работаю над девятой. Но вошел ли я в эту профессию? Не знаю.
Тираж моих книг крайне мизерный: 20-25экз. Раздаю их самым близким. А поскольку все расходы я принимаю на себя, то, вероятно, по этой причине,  никто не берет на себя миссию выступить с разбором написанного, или его критикой.
Поэтому я не могу однозначно сказать: вошел ли я в профессию или нет?
Но какая бы ни была оценка, я все равно должен буду продолжать заниматься этим. Другого я ничего сейчас делать не могу. А безделье - это смерть. Так что, люди добрые, не взыщите, если что-то не понравилось!
Намерения то были положительные!