Жулики на Универсале

Александр Жданов 2
Продолжение, начало см. «Оборотень на Универсале». 
Напомню, время – конец 90-х,  место действия: госпредприятие «Универсал», конструкторско-производственный комплекс, выпускающий продукцию двойного (военного и гражданского) назначения.

   
                Слышен денег громкий шелест- это лох пошёл на нерест!
               
                народный афоризм

         Одним из способов достать средства на восстановление нормальной работоспособности предприятия в  условиях, когда оно еще не получило заказов и не зарабатывало деньги,  была сдача в аренду пустующих помещений и даже зданий.  Спрос на них в конце 90-х был очень высоким, так как в стране каждый день появлялись  тысячи мелких предприятий, так называемых  ООО - обществ с ограниченной ответственностью, Очень многие  из них ничего не производя, занимались  посредничеством, или по советским меркам спекуляцией *,  то есть перепродажей всего, что пользовалось спросом: товарами, так называемого, народно-хозяйственного назначения, включая и продукты, получая при этом солидную прибыль. 
           В те годы зарегистрировать малое предприятие было проще простого. Сделать это можно было самому, для чего нужно было сдать в налоговую необходимые документы. Я, например, элементарно  оформил свое первое ООО еще в 91 году, получив свидетельство  о регистрации как раз в день ГКЧП. Можно же было,  а  этим и пользовались жулики,   обратиться в одно из многочисленные малых предприятий, которые оформляли все документы очень быстро и недорого. При этом некоторые фирмы, а найти их было очень просто, могли зарегистрировать малое предприятие по документам, не требуя личного присутствия  учредителей, то есть  и по утерянному кем-то, или похищенному паспорту.   
      Узнать истинные намерения организатора такого малого предприятия при наличии всех оформленных по закону документов, мы не имели возможности. Знали лишь, чем каждое ООО занимается и следили за выполнением  его работниками всех установленных на заводе правил: пропускного режима, требований пожарной безопасности и т.п., а  также за своевременной оплатой им арендной платы.  В случае задержки которой на несколько месяцев, вынуждены были разрывать договор  аренды и прекращать допуск на завод его сотрудников. 

      Количество арендаторов на нашем предприятии иногда доходило до 60-ти.  Сдавали помещения для офисов и складов на всей территории, которая была довольно значительной. Добраться пешком от центральной проходной до находящихся в противоположном конце выездных ворот, можно было только минут за 20.  Чтобы попасть на находящуюся на Универсале фирму, посетитель, должен был позвонить по ее внутреннему, или городскому телефону (ими мы тоже обеспечивали арендаторов за отдельную плату) и через ее сотрудника получить на проходной временный пропуск на посетителя, и в случае необходимости на его автомашину.
        За этот  очень важный участок работы – сдачу в аренду помещений, у нас отвечал Ю.В. - самый старший и наиболее опытный, сотрудник  из нашей команды.   Он очень добросовестно относился к своим обязанностям, в которые входило заключение договора с фирмой-арендатором, обеспечение ее всеми предусмотренными этим договором услугами: местами общего пользования, телефонами, электричеством, пропусками и т.п.  Он контролировал  выполнение условий договора с фирмой,  решал возникавшие спорные вопросы и в случае необходимости оказывал посильную помощь по бытовым вопросам. При этом ни мы, как арендодатель, ни арендатор, естественно, не имели право вмешиваться в хозяйственную деятельность друг друга. 
            Располагаясь на территории государственного предприятия, тем более  входящего в состав военно-промышленный  комплекса,  да еще с такой огромной территорией, как наша,  любая, даже самая захудалая  фирма приобретала более солидный, как сейчас любят говорить, имидж, складывающийся в глазах ее клиентов.   
Видимо по инерции с советских времен, когда за все, везде и всегда отвечало государство, у граждан тоже складывалось ложное мнение, что госпредпритие обязано контролировать и нести ответственность за деятельность расположенных на его территории малых предприятий  и поэтому является гарантом их честности и надежности.
 Этим разумеется сразу же воспользовались предприимчивые Остапы Бендеры 90-х. 

          Бывали случаи, когда разорившись и не имея возможности вносить в установленный срок арендную плату, за чем очень зорко следил Ю.В. , некоторые фирмы, не оповестив нас, просто сбегали, бросая арендованные помещения.  В лучшем случае просто оставив ключи в замках и мебель, если она принадлежала нашему заводу и не нужное им, как правило уже не имевшее цены, имущество.
         
   Однажды мне позвонил начальник охраны, и взволнованным голосом сообщив о том, что у нас ЧП,  попросил срочно прибыть в один из заводских корпусов, в фирму «N», занимавшуюся оптовой торговлей бакалейными товарами.
Я позвонил Ю.В. и мы отправились туда вместе с ним.
    
         Переда нами предстал расстроенный посетитель  - директор одного из торговых малых предприятий , который по объявлению в газете приехал на расположенную на нашей территории фирму N, чтобы купить большую партию сгущенного молока в банках. По телефону он уже обговорил условия покупки – количество банок в партии и порядок получения товара: после оплаты наличными - самовывоз*. Фирма арендовала у нас две больших комнаты, одна, смежная, представляла из себя кабинет с двумя столами, на которых размещались компьютеры и обычные канцелярские принадлежности. В углу - стол с  какими-то рекламными материалами. Тут же сидели две девушки- сотрудницы фирмы.  Вторая комната  служила видимо кабинетом руководителю фирмы.  Тут у окна стоял тоже письменный стол с компьютером, прибором для ручек, карандашей и несколькими папками.
     После звонка посетителя из бюро пропусков, одна из девочек оформила на него  временный пропуск и, встретив на проходной, сопроводила в офис.
Руководитель фирмы, приподнявшись, приветствовал его радушно:
- Добрый день! У нас  как раз все уже готово: вот образец товара…Как видите: дата изготовления – совсем недавно, а срок годности – как положено, 12 месяцев!  Если вас всё устраивает, тогда я сам сейчас оформлю все необходимые  документы.  Как и договаривались, можете  заплатить долларами,  а приходный ордер я выпишу вам в рублях  по курсу. 

     Пересчитав сотенные долларовые купюры, директор аккуратно сложил их в черную папочку с молнией и тут же заполнил нужные бланки.

-  Так, хорошо. Вот вам ордер, а вот накладная,  Теперь идите на склад,  это  недалеко  отсюда - минут пять пешком,  там у нас рампа есть , можно ящики грузить сразу на машину. Отдадите накладную кладовщику, а пока он будет готовить товар, подойдете  к въездным воротам,  это по этой же дороге,  на противоположном конце.  А я сейчас позвоню в охрану, чтобы вас там с машиной пропустили, 
Ну, вот и все. Удачи вам. Приезжайте еще.

      Заплатив несколько десятков тысяч долларов, довольный клиент с накладной отправился на склад. Но к его огромному удивлению,  двери многочисленных складских помещений в указанном здании были либо закрыты, либо не имели никакого отношения к фирме N.  Какие-то работники, занятые своими делами  в одном из помещений здания, у которых он пытался уточнить место расположения склада сгущенного молока, не имели об этом никакого представления. Наконец, отчаявшись найти склад, он отправился обратно к директору фирмы.  Но того на месте уже не оказалось, а сидевшие в первой комнате сотрудницы о месте нахождения сгущенки ничего не знали.

- Мы только заказы по телефону принимаем,  а директор пару минут назад вышел с папочкой , но куда и надолго  - не сказал.
 
    Прождав его в офисе около часа, клиент позвонил нашему начальнику охраны.
Увы, помочь ему мы  ничем не могли. Оставалось только разочаровать предпринимателя, сообщив ему, что данная фирма помещений под склады у нас никогда не арендовала и располагалась только в одном этом помещении. Мобильных телефонов тогда еще в массовом пользовании не было, а номер своего домашнего арендатор не оставил.

     Вызванный следователь милиции опросил девушек. Оказалось, что они устроились на работу по объявлению в газете  «Из рук в руки» *, и  проработав уже больше двух месяцев,  зарплаты так и не получили. Через месяц директор объявил им, что у него сейчас материальные трудности, но это временно, поскольку фирма только начала свою деятельность. В ближайшее время,  после продажи первой же партии товара, он сразу  погасит всю задолженность.  В то время зарплату людям задерживали и на государственных предприятиях, и на частных  иногда на полгода и даже больше, так что у них это не вызвало подозрения. Тем более, что обязанности были простые,  – находясь всегда на рабочем месте, только отвечать на телефонные звонки. Директор постоянно давал бесплатные объявления в газете об оптовой продаже сгущенного молока.  И если бы позвонил какой-нибудь потенциальный покупатель,  согласившийся заплатить за товар наличными, девушки должны были переадресовать его на телефон директора, который все переговоры вёл уже сам. 

  В кабинете никаких документов и ценностей не оказалось. Огромный еще советских времен засыпной сейф, который мы предоставили арендатору по его просьбе,  оказался не заперт и совершенно пуст,  ключ  от него лежал внутри.   
   
           Не знаю, удалось ли доблестным  нашим милиционерам найти злоумышленника, но очень в этом сомневаюсь. И хотя копия  его паспорта с фотографией у нас была, все его данные,  включая и место прописки,  оказались липовыми. А паспорт видимо был поддельным. Так что нам оставалось только оприходовать оставшееся имущество  и снова дать объявление в газету в поисках нового арендатора.
            
     Не прошло еще и несколько месяцев, как подобный случай повторился. Но, конечно уже с другими действующими лицами и с некоторыми новыми деталями.
 
     Недостатком сдаваемых нами в аренду помещений, было то, что для посещения  фирмы-арендатора посетителям необходимо было, подъехав к проходной завода,  звонить в офис фирмы и заказывать пропуска. Но были у нас несколько помещений, расположенных на первом этаже здания с  фасадом, выходящим на городскую улицу и имеющие оттуда отдельный вход. После окончания рабочего дня  арендаторы сдавали свои помещения нам под охрану и вход с улицы закрывался. Естественно, такие помещения были намного удобнее арендаторам, так как давали возможность приглашать клиентов прямо в свой офис.

       Как и в первом случае, одну комнату в этом помещении у нас снял директор и владелец малого предприятия, занимающегося оптовой торговлей компьютерами. Снимать две или более комнаты и  нанимать сотрудников, чтобы придать свой фирме солидный вид,  ему не было нужды,  т.к. в длинном коридоре было несколько дверей, на которых кроме номеров комнат  не было никаких вывесок и табличек. Их отсутствие можно было мимоходом объяснить тем, что фирма только недавно сменила свое старое место на более удобное и еще не успела как следует обустроиться. В комнате у него тоже стояли арендованные у нас  вместе с помещением письменный стол со стареньким дешевым компьютером и телефоном,  офисное кресло и сейф. Сценарий в данном случае был похожий: реклама в газете «Из рук в руки» о продаже за наличные (можно в долларах) компьютеров, с крутыми  характеристиками,  белой сборки*  и по очень выгодной цене. 
    Разумеется предполагалось, что склад с компьютерами находился на территории комплекса,  куда после оплаты покупателю будет выписан пропуск.

     И вот, поприветствовав долгожданного клиента и любезно ответив на все его вопросы, директор фирмы,  как положено, выписал собственноручно  покупателю   накладную и кассовый приходный ордер, не забыв поставить на них печать и подпись. На переданную покупателем общую сумму в 100 долларовых купюрах была положена сдача – несколько сотен рублей. Но к сожалению их у директора не оказалось.
- Ну, ничего, сейчас у ребят пару сотен баксов на мелкие поменяю.  Это здесь, в соседнем кабинете,  – успокоил директор, убрав деньги в коробку. Затем положил ее в сейф и покопавшись в нем, что-то перекладывая, достал оттуда кожаную папку, которую взял с собой. Заперев сейф на ключ, который положил в карман брюк, направился к двери.
- Я сейчас, одну минутку.   
Но ни через минуту, ни через час обратно, естественно, он так и не вернулся. Обеспокоенный клиент долго не мог понять куда же запропастился директор. Ведь даже уходя, не одел свой пиджак, который так и висел на спинке кресла за письменным столом,  хотя на улице было довольно прохладно.  Да и деньги ведь положил в сейф. Так что за их сохранность покупатель не волновался, никто ведь кроме директора их взять оттуда не мог. 
        Но когда все же вызвав слесаря, мы вскрыли сейф, выяснилось,  что там кроме мелких российских рублевых купюр больше ничего не было.
       У  входа в здание тогда располагалась, да и, судя по фотографии, она сохранилась и в наше время, площадка для автомобилей. Так что полагаю, фальшивому директору не пришлось добираться до остановки автобуса, чтобы удрать, в одной рубашке. Он очевидно сразу сел в припаркованный автомобиль и укатил, оставив клиенту свой пиджак на добрую память.
      Как и в первом случае, сведений о его задержании органами милиции мы так никогда и не получили.

На фото- одно из зданий Универсала (в настоящее время), в котором на первом этаже в то время сдавались в аренду свободные помещения. 

  ______________________________
   
*  -  Спекуляция - скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы, — наказывалась в СССР лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой, или исправительными работами на срок до одного года, или штрафом до трехсот рублей.
Спекуляция в виде промысла или в крупных размерах — наказывалась лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества.
Источник-  УК РСФСР от 27.10.1960 г., статья 154 «Спекуляция»
* -  самовывоз - условие при совершении сделки (покупка, продажа, обмен) когда одна из сторон сделки берет на себя обязанность по самостоятельному вывозу (транспортировки) объекта сделки.

*-   белая сборка  -  в 90-е годы означало, что компьютер или его компоненты собраны в США, или в Европе. «желтая сборка» - на Тайване, Корее или в Китае. Разумеется, считалось, что «белая сборка» самая крутая.